Профессиональный риск в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Во все времена дамокловым мечом для людей были риски голода, болезней, эпидемий, неурожаев, вражеских нашествий и др. описание организационных форм защиты от них можно найти в письменных памятниках Древнего мира: о создании государственных резервов зерна говорится в египетских папирусах XXI в. до н.э., формирование элементов социальной защиты - в законодательстве Хаммурапи XVIII в. до н.э., в Библии, в римском праве. Эта тема нашла отражение и в юридических документах средних веков - Указ43 «О борьбе с бедностью» Елизаветы I в 1601 г., уставы гильдий и цехов, правовые уложения свободных городов Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________стр.3-6
ГЛАВА I: Сущность профессионального риск______________________________________________________стр.7-9
§1.Проблемы анализа профессионального риска_________________стр.9-12
§2. Доктрины профессионального риска________________________стр.12
2.1. «Нулевой риск»_________________________________________стр.13-14
2.2. «Приемлемый риск»_____________________________________стр.14-16
§3. Теоретическая база управления профессиональным риском____стр.16-20
ВЫВОД___________________________________________стр.21-22
ГЛАВА II: Профессиональный риск в социальной работе________стр.23
§1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника______________________________________стр.23-33
§2. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе________________________________________________________стр.33-41
ВЫВОД____________________________________________стр.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________стр.43-45
ЛИТЕРАТУРА______________________________________стр.46
ГЛОССАРИЙ_______________________________________стр.47-48

Работа содержит 1 файл

ГЛАВАI~1.DOC

— 339.86 Кб (Скачать)

         Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действий организационного фактора. Работа с пациентом должна включать применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии: «малословную терапию» (Х. Дж. Фреденбергера) и варианты поведенческой терапии20.

         Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психогигиена - это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие, на психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья21.

         Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться

     к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

         Предупреждение болезненных психических реакций социального, работника в процессе профессионального общения - серьёзная задача психогигиены.

         Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

         Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемоть, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важно для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.

         Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога,  поскольку она ещё не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».

         Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было видвинуто З. Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Ещё одни типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздражённости, оскорбленности, желание отмщения, напряжённость и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций - повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.

         Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности22. В широком смысле, карьера - это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации - от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т.д. В таком понимание карьера близка к акмеограмме специалиста, т.е.  траектории его движения к вершинам профессионализма. Итогом карьеры при этом является высокий профессионализм человека в достижении призванного профессионального статуса. В более узком значение, карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определённого социального статуса, занятие определённой должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера - это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.

         Как показывает практика, на карьеру оказывает влияние, прежде всего внутренние факторы - мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.

         На карьеру могут влиять и внешние факторы - социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять  собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Таким образом, карьера - это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.

 

     ВЫВОД

         Неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформации и профессиональные болезни. Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению, как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентаций в труде. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение23. Эти нарушения обычно заключаются в том, что человек не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки, в результате чего происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности (например, прерывание трудового стажа и др.), снижается результативность труда в целом. Отклонения в профессиональном развитии, как правило, приводят как к депрофессионализации, так и к десоциализации личности.

         В связи с этим необходимо уделять особое внимание созданию системы профилактики и обеспечению психогигиены социального работника.

         Независимо от разновидности исполняемой работы труд социального работника относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом связь и самонастройка).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна  и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, личная незащищенность, и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

         · ощущение эмоционального истощения;

         · наличие враждебности по отношению к клиентам;

         · наличие психосоматического заболевания;

         · нарушение аппетита;

         · негативная самооценка;

         · возрастание агрессивности и чувства вины и др.

         Отсюда необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, - не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

         Организация мониторинга здоровья социальных работников - важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.

         В условиях, когда многие функции постепенно переходят от государства к общественным организациям, принципиально важным является активизация роли этих организаций - Ассоциации работников социальных служб, Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, Ассоциации социальных работников - в становлении профессиональной социальной работы, сохранении социального здоровья всех работников социальных служб.

         Ассоциации активно способствовали созданию системы подготовки социальных работников в стране, которая включала в себя подготовку и переподготовку специалистов для социальных служб; издание научной и учебно-методической литературы по проблемам социальной работы; разработку и принятие государственных стандартов высшего профессионально образования по социальной работе; становление социальных служб нового типа (комплексных, многопрофильных, специализированных); использование зарубежного опыта социальной работы и развитие международного сотрудничества в области социальной работы.

         Вместе с тем совершенно очевидно, что в настоящее время потенциал ассоциаций полностью не реализован, разобщенность в действиях, а иногда и их противостояние препятствуют усилению роли этих общественных организаций в становлении в России профессиональной социальной работы. Ассоциации недостаточно внимания уделяют повышению статуса профессии и социально-экономического положения работников социальных служб. В России еще не учрежден День социального работника, уровень должностных окладов специалистов социальных служб низок, специалисты по социальной работе сами не защищены от трудных жизненных ситуаций. Общественные организации могли бы сыграть более значимую роль в создании механизмов отстаивания интересов профессиональных работников социальных служб. Но решение актуальнейших вопросов, касающихся интересов социальных работников и социальных педагогов, возможно лишь при условии независимости ассоциаций как от Минтруда России, Минобразования России, Российской академии образования, так и от региональных органов управления, областных и городских администраций. Представляется, что следующий этап становления профессионализма в области социальной работы потребует перестройки деятельности общественных организаций с целью их более полного и активного выражения интересов специалистов. Сотрудничество с государственными и местными органами управления должно дополняться лоббированием интересов работников социальных служб на федеральном, региональном и местном уровнях.

Информация о работе Профессиональный риск в социальной работе