Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:58, курсовая работа
Во все времена дамокловым мечом для людей были риски голода, болезней, эпидемий, неурожаев, вражеских нашествий и др. описание организационных форм защиты от них можно найти в письменных памятниках Древнего мира: о создании государственных резервов зерна говорится в египетских папирусах XXI в. до н.э., формирование элементов социальной защиты - в законодательстве Хаммурапи XVIII в. до н.э., в Библии, в римском праве. Эта тема нашла отражение и в юридических документах средних веков - Указ43 «О борьбе с бедностью» Елизаветы I в 1601 г., уставы гильдий и цехов, правовые уложения свободных городов Европы.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________стр.3-6
ГЛАВА I: Сущность профессионального риск______________________________________________________стр.7-9
§1.Проблемы анализа профессионального риска_________________стр.9-12
§2. Доктрины профессионального риска________________________стр.12
2.1. «Нулевой риск»_________________________________________стр.13-14
2.2. «Приемлемый риск»_____________________________________стр.14-16
§3. Теоретическая база управления профессиональным риском____стр.16-20
ВЫВОД___________________________________________стр.21-22
ГЛАВА II: Профессиональный риск в социальной работе________стр.23
§1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника______________________________________стр.23-33
§2. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе________________________________________________________стр.33-41
ВЫВОД____________________________________________стр.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________стр.43-45
ЛИТЕРАТУРА______________________________________стр.46
ГЛОССАРИЙ_______________________________________стр.47-48
- искусственная среда обитания (экологические аспекты);
- внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях,
ураганах);
- профессиональная среда (профессиональные заболевания, несчастные
- случаи на производстве);
- непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска - горы, пещеры и т.д.; активный спорт);
- социальная среда (суицид и т.п.).
Категория риска обычно рассматривается учёными параллельно с такими категориями, как «неопределённость», «неожиданность», «случайность», «вероятность». Риск, с психосоциальных позиций, означает добровольно-зависимое попадание людей в условия, которые могут быть опасны для их жизни.
Важное значение в концепциях риска придаётся осознанию, оценке и выбору границ активности. Специалисты исследуют источники риска, степень и уровень их распространения, интенсивность воздействия на человека и его среду обитания, затраты на компенсацию здоровья и его реабилитацию.
Для цели и обоснования критериев безопасности, по мнению учёных, важно обязательно учитывать вероятностный характер потенциальных источников опасности для человека; индивидуальная вариабельность последствий воздействия различных факторов и др.
Концепция приемлемого риска предполагает междисциплинарный подход в учёте различных неблагоприятных воздействий на человека. Однако трудность практического использования концепции приемлемого риска в отдельных регионах состоит в том, что необходимо определить основной перечень условий и факторов, обусловливающих негативные влияния на жизнедеятельность человека в конкретных условиях жизненного пространства и социального времени, среды обитания и возраста. Это необходимо учитывать при построении технологий реабилитационно-превентивной стратегии, реабилитации и социальной защиты от негативного воздействия кризисных условий.
Общие направления профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарника, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Г. Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А. К. Макаровой, В. П. Подвойского и др.
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник, как субъект труда, призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. Отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь сложную динамику проявления в процессе труда3.
· отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);
· несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.;
· упрощённость профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворённость трудом;
· ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;
· рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;
· ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных
способностей, снижение работоспособности и т.д.);
· утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворённости трудом;
отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального
· развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми), деформация профессионального сознания и др.;
· прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.
Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессинализации.
Профессиональные деформации личности, такие, как временные состояния психической усталости, эмоциональной напряжённости, стрессы могут привести к негативным изменениям личности.
Профессиональная деятельность претерпевает значительные искажения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда, которые могут вызывать рассогласование разных систем организма и психики. Деятельность в особых условиях анализируется с помощью таких параметров, как особенности экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психологические качества личности.
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жёсткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряжённости, вызванное трудностями, опасностями, в целом
мобилизирует человека на их преодоление4. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т.д.
К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуаций нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменений требований к профессии, внутренних конфликтов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений,
как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряжённость, снижение работоспособности, уровня самокритичности.
В США в последние годы проводились исследования факторов, приводящих к стрессовым ситуациям работников детских социальных служб, которые испытывают сильнейшую эмоциональную нагрузку. Улаживание, труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно изменяющиеся
внешние условия - всё это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника. Поэтому необходимость обучения приёмам снятия стрессовых нагрузок получает первостепенное место5.
Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуация с экстремальными условиями; неопределённые ситуации т.п.
Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.
С этим связаны и так называемые «стрессы ответственности».
Ответственность - это категория этики и права, отражающее особое правовое
и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая
ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессией, с использованием и развитием знаний социальной работы. Нормативными документами установлены границы ответственности работника для защиты и утверждения достоинства и чести своей профессии, противостояние негативным явлениям в практике социальной работы.
Учёт и предвидение этих опасностей может помочь ему поддержать работоспособность и сохранять профессиональное долголетие.
Одним из таких состояний является эмоционально- мотивационное
утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению. Трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме,
вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизирует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования6. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности - эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность. На стадии выраженного переутомления всё это приобретает устойчивые черты - интравертность,
замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение кругов значимых мотивов. Различают субъектные, институциональные, коммуникативные, ролевые и «должностные» факторы агрессии. К мерам превентивного характера относятся соблюдение режима, чередование труда и отдыха, овладение приёмами восстановления, способствующими снижению усталости.
К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряжённости, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения. Некоторые учёные различают два вида таких состояний:
· перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации);
· интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации);
волевая (при неспособности человека проявить сознательное усилие и
овладеть ситуацией);
· мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска)9.
Психическая напряжённость классифицируется и по характеру нарушений деятельности. Так, тормозная форма напряжённости характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, когда затрудняется переключение внимания, формирование новых навыков, перестройка старых, снижается способность выполнять привычные действия в новых условиях. Импульсивная форма напряжённости проявляется зачастую в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы; наблюдается склонность к малоосмысленным импульсивным действиям, спешка, суетливость, забывание инструкций, что характерно для социальных работников с недостаточно сформированными профессиональными навыками. При генерализованной форме напряжённости наблюдается сильное возбуждение, ухудшение качества исполнения, двигательная дискоординация, сопровождающиеся снижением темпа работы, приводящим иногда к срыву деятельности, к безразличию, возникновению чувства обречённости, депрессии10.
Информация о работе Профессиональный риск в социальной работе