Профессиональный риск в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Во все времена дамокловым мечом для людей были риски голода, болезней, эпидемий, неурожаев, вражеских нашествий и др. описание организационных форм защиты от них можно найти в письменных памятниках Древнего мира: о создании государственных резервов зерна говорится в египетских папирусах XXI в. до н.э., формирование элементов социальной защиты - в законодательстве Хаммурапи XVIII в. до н.э., в Библии, в римском праве. Эта тема нашла отражение и в юридических документах средних веков - Указ43 «О борьбе с бедностью» Елизаветы I в 1601 г., уставы гильдий и цехов, правовые уложения свободных городов Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________стр.3-6
ГЛАВА I: Сущность профессионального риск______________________________________________________стр.7-9
§1.Проблемы анализа профессионального риска_________________стр.9-12
§2. Доктрины профессионального риска________________________стр.12
2.1. «Нулевой риск»_________________________________________стр.13-14
2.2. «Приемлемый риск»_____________________________________стр.14-16
§3. Теоретическая база управления профессиональным риском____стр.16-20
ВЫВОД___________________________________________стр.21-22
ГЛАВА II: Профессиональный риск в социальной работе________стр.23
§1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника______________________________________стр.23-33
§2. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе________________________________________________________стр.33-41
ВЫВОД____________________________________________стр.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________стр.43-45
ЛИТЕРАТУРА______________________________________стр.46
ГЛОССАРИЙ_______________________________________стр.47-48

Работа содержит 1 файл

ГЛАВАI~1.DOC

— 339.86 Кб (Скачать)

     §3. Теоретическая база управления профессиональным риском

         Управление профессиональным риском невозможно без учёта концептуальных положений теории воспроизводства рабочей силы, качества трудовой жизни и устойчивого развития.

         Так, теоретические основы воспроизводства рабочей силы позволяют определить круг и объём затрат, необходимых в случаях утраты работниками здоровья и трудоспособности на производстве, а также требуемых для содержания нетрудоспособных членов их семей.

         Недаром Конвенция МОТ №102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» рекомендует при возмещение дохода при трудовом увечье предусматривать и расходы на членов семьи потерявшего работника.

        Согласно Конвенции МОТ №121 (1964 г.) «О пособиях в случаях производственного травматизма» в число соответствующих затрат и пособий включаются:

         · затраты на медицинское обслуживание (врачебную помощь, включая неотложную, содержание в больницах пострадавших на производстве, отпуск необходимых медикаментов и т.д. - ст. 6-12), а также оплату услуг на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию,

         · денежные пособия в случаях временной и постоянной утраты трудоспособности (ст. 6, 9, 13-16, 19, 20),

         · пособия иждивенцам в результате смерти кормильца семьи (ст. 6, 18) и расходы на его похороны (ст. 18). Одной из важнейших разработок МОТ является Концепция качества трудовой жизни (КТЖ), положения которой используются как методологическая основа при оценке базовых характеристик жизнедеятельности трудового населения. Показатели здоровья, условий труда, состояния социальной защиты работников от профессиональных рисков включают в себя широкий набор научно обоснованных критериев, позволяющих системно оценить уровень и «сбалансированность» многих характеристик трудовой жизни работника. Разработанная МОТ доктрина достойного труда включает в качестве неотъемлемых условий:

         формирование социальной безопасности для всех трудящихся, которая охватывает безопасность и гигиену труда, гарантии дохода и доступность государственных услуг, защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств;

         гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания.

         Концепция устойчивого развития, подготовленная в рамках системы ООН, оперирует такими понятиями, как:

         · допустимое или устойчивое (и недопустимое) развитие с позиции совместимости экономического роста и сохранения окружающей среды, которые призваны удовлетворять потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

         · устойчивое качество жизни, которое обеспечивает минимальные базовые потребности и превосходит их в той мере, в которой улучшает качество жизни (здоровый образ жизни, стабильная и здоровая окружающая среда, личная безопасность, доступность образования и медицинских услуг).

         В системе управления профессиональными рисками можно выделить три группы этих подсистем, каждая из которых решает свои задачи:

         · мониторинг (наблюдение и контроль за источниками профессионального риска - состоянием производственной сферы, техникой и технологией);

         · профилактика (конкретные меры по снижению уровней риска);

         · социальная защита потерпевших на производстве с помощью социального страхования.

         С учётом международного опыта представляется целесообразным создание системы превентивных мер, направленных на снижение уровней профессиональных рисков, в том числе:

         о проведение классификации по видам и уровням профессиональных рисков с позиции допустимости для общества, государства и отдельных профессиональных групп в соответствии со следующей схемой:

           а) недопустимое ни при каких условиях;

           б) допустимые только в ограниченные временные периоды в экстремальных ситуациях (спасатели, водолазы, пожарные и т.д.);

           в) допустимые при наличии эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты, регулярно биологического мониторинга состояния здоровья работающих и выполнения работодателями и работниками необходимых регламентных мер защиты персонала (аварийные и ремонтные работы на объектах повышенной опасности);

           г) приемлемые при соблюдении правил и инструкций по технике безопасности, гигиене труда и периодическом мониторинге состояния условий труда на рабочих местах и здоровья работающих;

         разработка методических основ комплексной оценки профессионального риска по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса и медицинских признаков (ранних форм) нарушения здоровья работающих, определение перечня типовых рабочих мест по основным профессиональным группам с повышенным уровнем профессионального риска (500-800 рабочих мест) и организации на них постоянного мониторинга профессионального риска силами федерального научного центра оценки профессионального риска (необходимость создания которого очевидна) и крупных корпоративных центров медицины труда (позитивный опыт ВАЗа в этой области заслуживает широкого распространения);

         формирование службы экспертов по профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых (и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней рисков, оптимальному распределению степени их воздействия во времени (прогнозные оценки наступления рисков) и в пространстве (учёт при проектировании технологических процессов), передаче и конвертации рисков контрагентами и специализированным организациям.

         Что касается реабилитационных механизмов и развитой медицинской и социальной инфраструктуры реабилитации, то для этого следовало бы разработать соответствующую государственную программу. Опыт развитых стран в этой сфере свидетельствует о целесообразности применения системного подхода при создании реабилитационных центров, в структуре которых можно было бы предусмотреть единые комплексы по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

         Существенным резервом совершенствования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости является актуарное оценивание данного института и выработка рекомендаций по улучшению функционирования важнейших его компонентов. Первоочередная задача при этом - сбор статистических данных и проведение расчётов по следующим направлениям:

         · средний возраст наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания по их нозологиям и профессиональным группам работающих, средний период нахождения на инвалидности, численность и средний размер компенсационных выплат (включая пенсии) по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, в том числе I, II, III групп, включая семейное положение потерпевших, их пол и возраст;

         · численность и средний размер пенсии по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, включая индивидуальные данные по полу и возрасту, отдельно для вдов, вдовцов, сирот и других иждивенцев, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца;

         · общий объём расходов на выплату пенсий по их видам;

         · объём расходов на реабилитацию по её видам;

         · объём расходов на проведение профилактических мероприятий по их видам.

 

     ВЫВОД

         Таким образом, для формирования эффективного института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости требуется решить комплекс проблем методического, страхового, лечебно-реабилитационного, профилактического и диагностического характера.

         Другими словами, требуется создание многопрофильной системы защиты, круг функций которой значительно выше круга функций, выполняемых другими институтами страховой защиты (социального и личного страхования). Однако большинство её механизмов (информационные, финансовые и правовые), а также инфраструктура (медицинская, реабилитационная и диагностическая) ещё не созданы. Задачу, связанную с их формированием, необходимо решить в ближайшее время.

         Для этого потребуется законодательное изменение правового статуса страховщика - Фонда социального страхования РФ. Нынешнее нормативное определение его статуса зауживает роль и функции этой структуры, сводя их в основном к распределению и перераспределению финансов. Формирование полноценного института страховой защиты от профессиональных рисков, осуществляющего весь круг функций, позволит значительно улучшить социальную защиту работников, что, в конечном счёте, является его центральной задачей.

         В контексте рассматриваемой темы требует решения и вопрос о социальной защите самозанятого населения. Его общая численность составляет более 8 млн. человек и имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Помимо данной категории работников, в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости не включены и работники, выполняющие работу и основании гражданско-правового договора, если за них не уплачены страховые взносы. Общая численность указанных категорий оперативно оценивается в пределах 12-13 млн. человек.

         Ряд отечественных учёных и специалистов предлагает разработать и принять федеральный закон «Об обязательном страховании самозанятого населения», этой целью можно воспользоваться английским опытом в создании провидентных страховых фондов.

         Данный вид страхования предусматривает сочетание обязательного характера страховых взносов предоставлением страхующему лицу возможности выбора видов условий и размеров, будущих пособий,  медицинских и реабилитационных услуг, что делает его достаточно дешёвым  и доступным для лиц с низкими и нерегулярными доходами. При этом в систему обязательного страхования включается! только несчастные случаи с тяжёлым (инвалидным) исходом и сиротством, а также связанные необходимостью проведения хирургических операций.

          Придание данному виду страхования статуса социального позволит освободить страховые взносы от подоходного налогообложения, а провидентная форма будет привлекательной для застрахованных, по окончании страхового периода им возвращаются накопленные суммы.

 

     ГЛАВА II: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

         Известно, что труд как таковой благоприятно воздействует на человеческую личность. Однако каждой профессии присущи свои условия труда. Труд подразделяется на труд в обычных бытовых условиях; труд на открытом воздухе; труд в тяжёлых или необычных условиях; труд в условиях повышенного риска. Профессия «социальный работник» тоже сопряжена со специфическим риском, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берёт на себя моральную ответственность.

     §1 Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника

         Социальная работа предъявляет жёсткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. Однако именно эти аспекты остаются наименее разработанной проблемой профессиографии социального работника.

         Одним из базовых оснований содержания социальной работы является концепция приемлемого риска1. По определению С. И. Ожёгова, риск - это возможная опасность; рисковать - значит подвергаться риску, ставить себя перед возможной неприятностью; рискованный - содержащий в себе риск, опасный2. Наиболее общими источниками риска являются:

Информация о работе Профессиональный риск в социальной работе