Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:58, курсовая работа
Во все времена дамокловым мечом для людей были риски голода, болезней, эпидемий, неурожаев, вражеских нашествий и др. описание организационных форм защиты от них можно найти в письменных памятниках Древнего мира: о создании государственных резервов зерна говорится в египетских папирусах XXI в. до н.э., формирование элементов социальной защиты - в законодательстве Хаммурапи XVIII в. до н.э., в Библии, в римском праве. Эта тема нашла отражение и в юридических документах средних веков - Указ43 «О борьбе с бедностью» Елизаветы I в 1601 г., уставы гильдий и цехов, правовые уложения свободных городов Европы.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________стр.3-6
ГЛАВА I: Сущность профессионального риск______________________________________________________стр.7-9
§1.Проблемы анализа профессионального риска_________________стр.9-12
§2. Доктрины профессионального риска________________________стр.12
2.1. «Нулевой риск»_________________________________________стр.13-14
2.2. «Приемлемый риск»_____________________________________стр.14-16
§3. Теоретическая база управления профессиональным риском____стр.16-20
ВЫВОД___________________________________________стр.21-22
ГЛАВА II: Профессиональный риск в социальной работе________стр.23
§1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника______________________________________стр.23-33
§2. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе________________________________________________________стр.33-41
ВЫВОД____________________________________________стр.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________стр.43-45
ЛИТЕРАТУРА______________________________________стр.46
ГЛОССАРИЙ_______________________________________стр.47-48
С учётом мотивации и эмоций человека были дополнительно выделены: операциональная напряжённость, характеризующаяся относительно нейтральным подходом к процессу деятельности, преобладание процессуального мотива, поглощённость делом, что оптимально влияет на деятельность; эмоциональная напряжённость, выражающаяся в интенсивных эмоциональных переживаниях в ходе деятельности, мотиве самоутверждения, отвлечении от содержания деятельности, снижением её эффективности11.
По мнению некоторых исследователей, признаками эмоциональной напряжённости являются нарушение координации движения, а также психические нарушения - сужение объёма памяти, снижение внимания, замедление реакции, неверная оценка ситуации12. Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворённость собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы)13.
Следующими неблагоприятными факторами в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т.д. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки» по Л. Питеру14), страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции.
Если человеку не удаётся преодолеть кризисное состояние, могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.
Профессиональные деформации в ряде случаев могут возникать по причине самой специфике деятельности. Как показывают исследования, примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающейся в безразличии и депрессии15. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей.
Другим проялением деформации личности, вызванной теми же условиями, могут стать равнодушие, чёрствость, цинизм.
Характерно, что представители профессии типа «человек - человек», постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные работники, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий типов «человек - техника», «человек - природа». Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнёра по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья.
Знания о возможных профессиональных деформациях личность могут помочь социальному работнику их предупредить, приняв необходимые меры.
Специалисты выделяют три класса условий труда по степени их влияния на здоровье чедловека16:
- оптимальные условия и характер труда, исключающие неблагоприятное воздействие опасных и вредных факторов и создающие предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности;
допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных факторов не превышает устойчивых гигиенических нормативов,
а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время отдыха и не
Оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья;
- вредные и опасные условия, при которых вследствие нарушения
санитарных норм и правил, возможно, воздействие опасных и вредных факторов в значениях, превышающих гигиенические нормы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности или нарушения здоровья человека.
К профессиональным заболеваниям относят заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды. Различают острые и хронические профессиональные заболевания.
§2 Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе
Профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлечённым в длительное напряжённое общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек - человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска.
Термин - «эмоциональное сгорание» был введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесным общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной помощи17. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряжённое с ощущением собственной безопасности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих учёных18.
К. Кондо определят синдром «эмоционального сгорании» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соотвестствует и данное им толкование понятии «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряжённая работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания», охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.
Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. С. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот синдром как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане - утрату профессионального мастерства.
В 1983 г. Е. Махер в своём обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:
· усталость, утомление, истощение;
· психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам;
· негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий;
· злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
· отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»;
· агрессивные чувства (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
· упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);
· переживание чувства вины.
В 1982 г. С. Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие:
- внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
- негативный индивидуальный опыт;
- дистресс, дискомфорт, дисфункция или их последствия.
Основными признаками синдрома сгорания являются:
а) ощущение эмоционального истощения;
б) наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
в) негативная самооценка.
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявлении.
После того как учёными была определена сущность, основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и квалификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.
В результате исследований учёные пришли к выводу о том, что существенную роль в «эмоциональном сгорании» играют три основных фактора:
При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П. Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Однако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Другие исследователи (А. Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворённость зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководителя и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворённость профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»). Исследователь К. Кондо особое значение придаёт
разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков».
Х. Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорании», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е. Махер относит к этой категории также людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.
Таким образом, личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «сгорания».
Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет ролевой фактор. Учёными были проведены исследования и получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределённостью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависти от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровня «сгорания», проведённый в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.
На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределённость функций или недостаток ответственности. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, чёткое распределении обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе. Организационный фактор, способствующий возникновению синдрома «сгорания», заключается в невозможности роста, отсутствии творческой автономии, сверхконтроле со стороны руководства, несовершенстве управления и т.д.
Информация о работе Профессиональный риск в социальной работе