Проблемы социализации детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак­торы социализации.
Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не яв­ляются предметом специального исследования. Хотя пробле­ма социализации детей, подростков и взрослых с нарушения­ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Содержание

Глава 1. Актуальность проблемы.
Глава 2. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.
Глава 3. Последствия «навешивания» ярлыков.
Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156
"О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.90 г.
Глава 4. Проблема социализации в историческом аспекте.
Глава 5. Современные подходы к проблеме социализации.
Новые социальные технологии.
Глава 6. Родители и дети.
Глава 7. Раннее вмешательство в развитие.
Глава 8. Шансы на полноценную жизнь.
Глава 9. Выводы.
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

gotov.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Обучение должно проводится в группах, включающих  не только разных специалистов, но и родителей, ведь специфических особенностей развития, которыми мог бы заняться только один специалист, не так уж много (Mittler P.J., 1983 г.)

Обычно используемые итоговые показатели затрагивают лишь возрастные нормы стандартных тестов, но, возможно, что более широкие и более точные способы измерения по таким поведенческим параметрам, как инициативность, пытливость, творчество и социальное взаимодействие, дадут требуемое различие, особенно если ключевые переменные будут сведены со взаимодействием «родитель-ребенок».

Целью большинства программ вмешательства в развитие является обеспечение родителей советами о том, как расширить умение их ребенка.

На 2-м году жизни взаимодействие матери и ребенка нарушается, материнское поведение становится более навязчивым и директивным.

Выделение взаимодействия «родитель-ребенок», как основного фактора лечебно-педагогической программы, подтверждает, что в центре внимания раннего вмешательства в развитие детей находятся родители и экология семьи, и если родители не обеспечены социальной поддержкой соответствующего уровня, то маловероятно, чтобы воспитание их младенца доставило им большое удовольствие,  сами они оказались восприимчивы к принятию идей раннего вмешательства в развитие семьи, чтобы использовать в домашних условиях программу поддержки, должны действовать при минимальном уровне здорового согласия, взаимопонимания и баланса возможностей и потребностей.

 

Младенец рассматривается, как активный участник процесса учения, а не как пассивный или ущербный реципиент предельно контролируемых событий.

Отношения партнерства Акцент делается на раннем взаимодействии родитель-ребенок и, в частности, на способах, усиливающих восприимчивость родителей к ключевым особенностям поведения младенца.

 

Необходимо создать систему поддержки, образующую здоровую основу для оказания помощи младенцу.

Вмешательство в развитие должно быть регулярным, непрерывным и отвечающим потребностям семьи.

Чтобы заслужить доверие семьи, специалист при консультировании должен уметь продемонстрировать свою компетентность в понимании ребенка, его развития и стратегий, способствующих развитию.

 

Нам необходимо переосмыслить способы вовлечения родителей методы раннего вмешательства в развитие и развивать  более педагогические методики.

Социальный критерий - "способность радоваться жизни", играя важную роль в беседе специалиста с родителями.

- Если неявно учитывается присущий таким детям недостаток развития и определённая ограниченность их будущего, то врачам и родителям легче добиться взаимопонимания, сосредоточив свои усилия на социальной адаптации ребёнка.

- Консультация выходит за рамки медицинских критериев.

- Мы имеем дело с ребёнком, состояние здоровья которого никогда не будет "благополучным", но тем не менее по социальным критериям способностью жить в семье счастливой жизнью.

- Вырабатываются внемедицинские критерии состояния здоровья ребёнка, социальный взгляд на его, в чём-то удовлетворительное будущее.

- Использование социальной оценки настоящего и будущего положения ребёнка.

Наиболее активное привлечение родителей к принятию решения, когда им предлагается неформальный выбор.

- Во внимание принимаются многочисленные социальные и моральные проблемы, которые, как понимают врачи, следует решать семье.

- Ребёнок - это не просто социальный объект, но в равной степени клинический, моральный, политический и юридический субъект.

- Диагностика ребёнка, при которой переформируется обычно принятая в клинике интерпретация заболевания, когда предварительному клиническому диагнозу придаётся социальное содержание.

- Процесс будет успешен настолько, насколько удастся избежать стереотипных реакций на индивидуальные потребности.

Сопричастность других людей к принятию решения уникальна.

- Способность к самостоятельной жизни при специальном обучении и помощи способны работать,  как на  обычных работах, так и в специально оборудованных приютских мастерских.

Число людей, направленных на обычные работы, может быть, значительно возрастёт.

 

Задачи центров - обучение социальным навыкам, оказание помощи в раскрытии своих способностей, подготовка к жизни в сообществе людей с недостатками развития и те, кто отвечает за них, - это забота.

- Личность с недостатками развития должна жить в сообществе людей на равных правах с другими. Важным компонентом этой философии является трудоустройство.

 

Акцент должен делаться на нормализации отношений между проблемными и "обычными".  Люди с проблемами должны учиться тому, как исполнить обязанности, связанные с отношениями с людьми, равными по положению и с людьми, обладающими властью. Они должны оказываться в ситуациях (нередко рискованных), в которых они могут учиться, делая ошибки.

"Социальное поведение"     поведению учатся, оно не обусловлено аномалией.

Как только человек с недостатком развития усвоит, что он отличается от других, он окажется в положении, когда может учиться формам поведения, которые доступны ему для подражания.

-          Проблема, однако, в инертности и консерватизме существующих социальных институтов, зачастую не просматривающих до конца возможности и достижения социального развития проблемных детей.

Глава 9. Выводы.

 

Идея "независимой жизни является ядром концепции программы социализации, которой руководствуются реабилитационные центры. Суть этой идеи можно выразить двумя тезисами:

- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

- помочь ему реализовать это право призвана система  инновационных социальных служб, открывающая доступ детям - инвалидам во все сферы жизнедеятельности.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен­ными   возможностями   и   подготовка   педагогов-дефектологов //Дефектология. 199''. №1.
  2. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ог­раниченными возможностями - эффективная форма соци­ального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
  3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  4. Малофеев Н.Н. Современный этап  в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследо­вания, как основа для построения проблемы развития)  // Дефектология. №4, 1997.
  5. Ткачева В. В. О некоторых проблемах  семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1
  6. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожден­ными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. №2.
  7. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе­циальных школ для детей с нарушениями слуха  // Дефек­тология. 1998. №1
  8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей  //Дефектология. 1998. №3.
  9. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.

 

  1. Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы  по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России"

 

  1. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.

 

  1. З. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.

 

  1. "Современные подходы к болезни Дауна"  по ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М., "Педагогика", 1992 год.

 

  1. Л. С. Алексеева и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.

 

  1. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.

 

 

 

2

"Проблемы социализации детей - инвалидов",

Барнаул, 1999 год.



Информация о работе Проблемы социализации детей-инвалидов