Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат
Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.
Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47
• традиционные профсоюзы;
• новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.
Альтернативные (новые, независимые)
— это профсоюзы, сформировавшиеся
на волне массовых забастовок и конкурирующие
с традиционными профсоюзами
за влияние в общественно-
В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:
• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);
• межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);
• межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);
• территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);
• территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов.
Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективном договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение. [4, c. 73]
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства
Механизм социального партнерства включает:
• соглашения,
• коллективные договоры и контракты,
• партнерские переговоры.
Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Оно устанавливает обшие принципы регулирования социально - трудовых отношений на всех уровнях. То есть через различного рода соглашения можно оказывать управленческие воздействия на различные трудовые и жизненные ситуации. Они бывают разные. Особое место среди различного рода соглашений занимает Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общенациональными ассоциациями работодателей и Правительством Российской Федерации.
К примеру, Генеральное соглашение 1998-1999 гг. состоит из 9 разделов:
1. доходы и уровень жизни населения:
2. экономическая политика;
3. оплата труда;
4. развитие рынка труда и гарантии занятости населения;
5. социальное страхование и социальная зашита населения;
6. зашита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность;
7. социально-экономические проблемы северных регионов России;
8. развитие социального партнерства и координация действий сторон соглашения. [20]
В то же время необходимо отметить, что все принимаемые соглашения, в том числе и Генеральное, пока еще не воспринимаются правящими структурами как юридически обязательный акт, невыполнение которого влечет за собой санкции в отношении виновной стороны,
Есть на практике большое число и других соглашений на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, различные отраслевые (тарифные) соглашения. По данным ФНПР (Федерации независимых профсоюзов), в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений. 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений занимает заработная плата. Затем идут такие пункты, как:
• социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия,
• защита интересов работников при банкротстве,
• повышение квалификации и переподготовки кадров,
• соблюдение законодательства об охране труда,
• обеспечение мер по охране -здоровья работников.
Примером принятия такого рода соглашений могут служить профсоюзы Татарстана и г. Москвы. Опыт реализации и контроля над выполнением различного рода соглашений показывает, что они являются важным инструментом управления и регулирования социальных процессов и явлений.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права на коллективные договоры:
1. Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий,
2. Право трудящихся свободно определить своих коллективно-трудовых представителей в лице конкретных профсоюзов.
3. Концепция однозначно предписывает признать профсоюзы стороной при заключении коллективных договоров.
4. Право свободно вступать в коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно, без постороннего вмешательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки.
5. Право свободно определять содержание коллективных договоров, участвовать в рассмотрений возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки. [29]
Коллективный договор является инструментом управления на предприятии. Если не будет коллективного договора на частном или малом предприятии, то работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в которой определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). Таким образом, коллективный договор является действенным средством защиты интересов работников, тем более, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. [2, c. 45]
Обязательным элементом установления нормативных взаимоотношений собственника и работника является контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт все шире входит в практику наших предприятий и организаций и при определенных условиях выступает средством социальной зашиты работников. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров все шире внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Возможности же судебной защиты от произвола в сфере социально - трудовых отношений, как это делался в нормальных правовых государствах в результате перегруженности судов превращаются в фикцию. [13, c. 19]
Каждый работник, нанимаясь на работу, заключает с руководителем этого предприятия трудовой контракт, в котором оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности при этом руководителя (какую заработную плату он должен выплачивать). Выполнение контракта регулируется и обеспечивается российским законодательством. Работник, имеющий индивидуальный контракт, заинтересован в том, чтобы соблюдались все основные социальные гарантии (продолжительность рабочего дня, охрана труда, регулирование сверхурочных работ и т.д.). Таким образом, трудовой контракт также является механизмом управления и регулирования социально - трудовых отношений. [24, c. 76]
2.4. Роль переговоров в системе социального партнерства
Партнерские переговоры. Переговоры в системе социального партнерства как средство регулирования социально - трудовых отношений представляют собой процесс, в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. При постоянном взаимодействии конфликтующих сторон переговорный процесс становится самым рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов. В этих целях в регулировании социально - трудовых отношений широко применяется принцип консенсуса. [6]
Переговоры — это социальный диалог. Это наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры — сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев:
• осознания своих истинных интересов;
• выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых;
• оценки реального поведения сторон.
Форма переговоров зависит от последовательно занимаемых, а затем уступаемых в некой последовательности позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, что хочет сторона и каково ее отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения.
Переговоры, являясь важным элементом управления, не отрицают возможность и необходимость применения других методов, так называемых силовых методов взаимодействия субъектов этой системы, а именно —митингов, коллективных акций протеста профсоюзов, пикетирований, манифестаций, забастовок, пикетирований,. Необходимо при этом подчеркнуть, что какой-либо жесткой границы между переговорами и силовыми методами нет: зачастую «силовые» методы используются для того, чтобы заставить другую сторону, работодателей сесть за стол переговоров, продолжить эти переговоры или выполнить ранее принятые соглашения, достигнутые в ходе предыдущих переговоров.
Итак, реструктуризация предприятий и экономики, распределение и перераспределение собственности породили массу социальных болезней. Излечение от них будет зависеть от того, как и каким способом они будут решаться. И, как показывает существующая практика, очень важным в этом является:
• деятельность властных структур и профессиональных союзов,
• их последовательная и грамотная реализация принципов социального партнерства,
• использование накопленного внутреннего и зарубежного положительного опыта. [7, c. 79]
Реструктуризация экономики, ликвидация государственного монополизма, возникновение различных форм собственности, формирование новых социальных групп общества: наемных работников и работодателей обусловили необходимость формирования и развития системы социального партнерства в Российской Федерации. При существующем положении организации частных форм собственности самостоятельно регулируют трудовые отношения между наемными работниками и работодателем. В результате во многих организациях не уделяется должного внимания регулированию трудовых отношений, наблюдается нарушение трудовых прав работников. Трудовое законодательство призвано устанавливать работникам минимальные гарантированные льготы и гарантии, более льготные условия для работников должны предусматриваться в заключаемых в системе социального партнерства соглашениях и коллективных договорах.
Вывод: В отличие от западных стран, где социальное партнерство стало неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений в результате длительной эволюции, когда на смену конфронтации труда и капитала постепенно пришел социальный диалог, где ведение социального диалога между наемными работниками и работодателя признается необходимым не только на национальном уровне, но и на уровне организации, в Российской Федерации социальное партнерство внедряется в жизнь государством, посредством формирования правовой базы по социальному партнерству и формирования организационной структуры социального партнерства, а также вовлечением наемных работников и работодателей в социальный диалог. Таким образом, в нашей стране, формирование системы социального партнерства осуществляется «сверху» и организатором партнерских отношений выступает государство.
В рамках формирования системы социального партнерства как составной части гражданского общества и социальной политики государства необходимо значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных проблем. Все важнейшие вопросы социальной политики - совершенствование системы оплаты труда и сферы социального обслуживания, обеспечение эффективной занятости, развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.
Суть социального партнерства в том, что никто не хочет социальных потрясений - ни работники, ни работодатели, ни органы власти, а интересы сторон зачастую противоречат друг другу (упрощая, можно сказать, что работодатель заинтересован в максимальной прибыли, а работники - в обеспеченной жизни с гарантированным будущим). Однако все понимают, что только стабильность в обществе может обеспечить интересы всех сторон и нужно находить компромиссы, удовлетворяющие всех, - с этой точки зрения работодатели и работники являются равноправными партнерами, заинтересованными в участии в договорных отношениях, понимающими обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и несущих ответственность за их невыполнение.
В России, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой, коллективно-договорной процесс начинается с «низов», с работников, которые «давят» на работодателей и пытаются заставить их заключать различные виды соглашений. Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.