Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат
Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.
Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47
Содержание
Введение
Без коллектива не возможно нормальное функционирование организации, так как люди являются основой любой организации Трудовой коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания, оказание услуг). Условия, в которых оказываются люди в процессе совместной трудовой деятельности, предопределяют и ограничивают способы их взаимодействия. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах, количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным. По этому в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми появляются противоречия по широкому кругу вопросов. Эти разногласия и противоречия, сами по себе могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. В тоже время, становясь острыми, они могут препятствовать успешной коллективной работе и вести к конфликтам.
В тот период, когда происходило реформирование общества, появления различных форм собственности, продолжающегося ее передела, важнейшим направлением политического, социально-экономического и развития страны, является проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере. Обычно, цивилизованные отношения выступают в роли защитника и регулятора интересов работников, работодателей, местного самоуправления, органов государственной власти. Это происходит путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. И речь идет о достижении оптимального баланса между интересов работников и работодателей, В результате создается такое положение, при котором предприниматель мог бы обеспечить получение стабильной прибыли себе, а наемный работник – комфортные условия существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. В социально – трудовой сфере, эта форма цивилизованных общественных отношений и получила название - социальное партнерство.
История функционирования
социального партнерства в
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего - социологии и психологии. [5, c. 22]
Конфликтология, как относительно самостоятельное направление в социологии, выделилась в конце 50-х годов 20 века и получила изначально название "социология конфликта". Это событие связывается с работами А. Козера (США) - "Функции социальных конфликтов", а также Р. Дарендорфа (Германия) "Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе".[5, c. 25]
В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. [6, c. 5]
Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии
с целью возникает
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.
Объект исследования – социальное партнерство в России.
Предмет исследования – управленческие и социально-экономические отношения, возникающие в процессе установления социального партнерства.
Гипотеза работы: влияние
социального партнерства на социально
– экономические отношения
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Принципиальные изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности стран СНГ, оказали сильное влияние на важнейшую сферу общественных отношений – социально-трудовые отношения.
Политические учения марксизма исходили из того, что между коренными интересами пролетариата и буржуазии существует непримиримое противоречие. Отсюда был сделан вывод о необходимости социалистической революции. Более чем 15-летний опыт перехода в странах СНГ и некоторых других странах к отношениям, которые в марксизме назывались капиталистическими, показывает, что, действительно, между интересами работодателей и наемных работников существует противоречия. Например, работодатель заинтересован в том, чтобы работники работали больше и получали меньше, а работники заинтересованы в том, чтобы работать меньше и получать больше, но эти противоречия отнюдь и не всегда являются антагонистическими. [12, c. 47]
Опыт стран СНГ
Сопоставление развития бывшего союза и других социалистических стран, с одной стороны, и развитых капиталистических стран – с другой, показывает, что даже в достижении цели социалистической революции – социального обустройства жизни общества, капиталистические страны достигли больших успехов, чем социалистические. Эти успехи были достигнуты, в частности, благодаря правильно выбранной стратегии руководителями профсоюзов этих стран. Одной из основных таких стратегий было установление социального партнерства в обществе. [11, c. 72]
Социальное партнерство исходит из преобладания единства между противоречиями, из возможности предотвращения кровавых форм борьбы между ними. Само признание возможности управления партнерских отношений между работодателями и наемными работниками означает признание возможности и необходимости единства между противоречиями. Следует отметить, что возможность единства между противоречиями не означает автоматического его установления. Если в природе единство противоположностей устанавливается само собой, то в обществе, и особенно социально- трудовых отношениях, для их установления требуются определенные усилия обеих сторон.
История промышленных стран Запада показывает плодотворность стратегий установления отношений социального партнерства в обществе. Такой же вывод напрашивается из анализа развития России, Узбекистана, Казахстана и некоторых других стран СНГ после распада СССР. Вместе с тем следует отметить, что установление и укрепление отношений социального партнерства в каждой из этих стран имеет свои особенности. Эти особенности обуславливаются уровнем развития производственных сил и отношений, правовым полем, менталитетом людей, этнопсихологическими и другими факторами.
Еще одним моментом, имеющим методологическое значении, является знание сторонами, вступающими в социально-трудовые отношения, не только необходимости установления партнерства, но и возможных форм, степеней, методов его установления. Анализ целого ряда конфликтных ситуаций приводит к выводу о том, что участники этих ситуаций и профсоюзные лидеры осознавали необходимость установления партнерства, но не обладали достаточными знаниями о путях и формах его установления. [13, c. 107]
Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают одной из основных форм социального партнерства. Эта реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования. Эта форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой – на упорядочение трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда. [23, c. 12]
Целью социального партнерства
является не только разрешение противоречий,
но и их предупреждение. В тех
случаях, когда трудовой спор уже
возник, отношения партнерства
В ряде научных работ по профсоюзной тематике, опубликованных в Российской Федерации и других странах СНГ, говориться о противоречиях между интересами собственников средств производства и наемных работниками. Такая постановка вопроса может быть правомерной только лишь в тех случаях, когда сам собственник средств производства выступает в роли управленца. В действительности, в большинстве случаев, особенно на средних и крупных предприятиях, производством управляет не сам владелец средств производства, а наемный управленец-менеджер. Трудовые споры и конфликты зачастую возникают не между собственником средств производства и наемными работниками, а между наемным управленцем и наемными работниками.
В развитых странах, процесс формирования социального партнерства был по существу последовательным переходом от социально - трудовых отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества». В России еще не до конца сделан этот шаг, но попытки сделать такой переход уже есть.
Идея социального партнерства, первоначально нашла конкретное воплощение в структуре Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. в условиях подъема рабочего движения в Европе. Создание МОТ подразумевало под собой создание некого форума для обсуждения и решения трудовых проблем между работодателями, трудящимися и государством. [6, c. 8]
Международная организация труда создана с целью установления и поддержания социального мира между разными слоями общества, содействовать социальному прогрессу и мирными путями способствовать решению острых вопросов. С момента зарождения, вся деятельность МОТ опирается на принципы «классового мира». Предусматривается система переговоров для разрешения возникающих конфликтов и проблем между трудящимися и предпринимателями.
В широком смысле, определение социального партнерства, подразумевает систему урегулирования отношений в обществе в целом, во всех сферах жизнедеятельности.
В ряде экономических трудов понятие «социальное партнерство» характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических и юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве. [14, c. 43]
С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий его сторон в основе определенной законодательной платформы.
Оттого что подходы были разными (экономический и юридический), отличаются и характеристики социального партнерства, данные этими подходами. Конкретные формы социального партнерства дают более полную картину:
• участие в законотворческой деятельности;
• консультации, переговоры с целью обсуждения конфликтных ситуаций и достижения взаимоприемлемых решений;
• заключение соглашений, коллективных договоров, которые документально закрепляют взаимоприемлемые решения.
Социальное партнерство не возникает автоматически, этот процесс требует напряженной работы, и в первую очередь, конечно же, профсоюзов, и является результатом длительного экономического социально-политического развития государства. Чтобы его достичь, необходимо наличие ряда объективных условий, в первую очередь нормативно-правовая база. Такая база начала строиться со следующих документов: Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г., Указ Президента РФ «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» (январь 1992 г.), Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» (февраль, 1992 г.). 1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений». Федеральный закон был призван обеспечить должное регулирование социально - трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, определить правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, правительства, общероссийских объединений работодателей, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе. [19]