Проблема социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.

Содержание

Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

Проблема социального партнерства.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

 

Введение

Без коллектива не возможно нормальное функционирование организации, так как люди являются основой любой организации Трудовой коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания, оказание услуг). Условия, в которых оказываются люди в процессе совместной трудовой деятельности, предопределяют и ограничивают способы их взаимодействия. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах, количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным. По этому в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми появляются противоречия по широкому кругу вопросов. Эти разногласия и противоречия, сами по себе могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. В тоже время, становясь острыми, они могут препятствовать успешной коллективной работе и вести к конфликтам.

В тот период, когда происходило реформирование общества, появления различных форм собственности, продолжающегося ее передела, важнейшим направлением политического, социально-экономического и развития страны, является проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере. Обычно, цивилизованные отношения выступают в роли защитника и регулятора интересов работников, работодателей, местного самоуправления, органов государственной власти. Это происходит путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. И речь идет о достижении оптимального баланса между интересов работников и работодателей, В результате создается такое положение, при котором предприниматель мог бы обеспечить получение стабильной прибыли себе, а наемный работник – комфортные условия существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. В социально – трудовой сфере, эта форма цивилизованных общественных отношений и получила название - социальное партнерство.

История функционирования социального партнерства в России недолгая и в связи с этим, можно говорить что относительно его применения на различных уровнях экономической системы, существует недостаток информации, к примеру, между субъектами предпринимательской деятельности. Между тем, необходимо изучение данных вопросов, потому что углубление знаний в этой области позволяет достичь социального согласия между предпринимателями и наемными работниками путем минимизации социальных рисков предпринимательской деятельности. Этим и обусловлена актуальность исследования.

 Конфликтология является  одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего - социологии и психологии. [5, c. 22]

Конфликтология, как относительно самостоятельное направление в социологии, выделилась в конце 50-х годов 20 века и получила изначально название "социология конфликта". Это событие связывается с работами А. Козера (США) - "Функции социальных конфликтов", а также Р. Дарендорфа (Германия) "Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе".[5, c. 25]

В настоящее время  исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. [6, c. 5]

Цель исследования заключается  в выявлении сущности социального  партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.

 В соответствии  с целью возникает необходимость  решения следующих задач: 

• изучить процесс становления института социального партнерства в России;

• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;

• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.

Объект исследования – социальное партнерство в России.

Предмет исследования –  управленческие и социально-экономические  отношения, возникающие в процессе установления социального партнерства.

Гипотеза работы: влияние  социального партнерства на социально  – экономические отношения между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

1. Формирование социального партнерства.

Принципиальные изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности стран СНГ, оказали сильное влияние на важнейшую сферу общественных отношений – социально-трудовые отношения.

Политические учения марксизма исходили из того, что  между коренными интересами пролетариата и буржуазии существует непримиримое противоречие. Отсюда был сделан вывод о необходимости социалистической революции. Более чем 15-летний опыт перехода в странах СНГ и некоторых других странах к отношениям, которые в марксизме назывались капиталистическими, показывает, что, действительно, между интересами работодателей и наемных работников существует противоречия. Например, работодатель заинтересован в том, чтобы работники работали больше и получали меньше, а работники заинтересованы в том, чтобы работать меньше и получать больше, но эти противоречия отнюдь и не всегда являются антагонистическими. [12, c. 47]

Опыт стран СНГ свидетельствует  о том, что в подавляющем большинстве  случаев эти противоречия можно  сгладить, не допустив их превращения в антагонистические и достигнуть консенсуса, баланса интересов. Для достижения такого баланса как работодатель, так и наемные работники должны осожнать, что наиболее оптимальный путь выхода из кризисного состояния заключается во взаимном уважении и признании целей и интересов друг друга. Лидеры же профсоюзной организации в таких ситуациях должны выступать в качестве медиаторов интересов обеих сторон.

Сопоставление развития бывшего союза и других социалистических стран, с одной стороны, и развитых капиталистических стран – с другой, показывает, что даже в достижении цели социалистической революции – социального обустройства жизни общества, капиталистические страны достигли больших успехов, чем социалистические. Эти успехи были достигнуты, в частности, благодаря правильно выбранной стратегии руководителями профсоюзов этих стран. Одной из основных таких стратегий было установление социального партнерства в обществе. [11, c. 72]

Социальное партнерство  исходит из преобладания единства между  противоречиями, из возможности предотвращения кровавых форм борьбы между ними. Само признание возможности управления партнерских отношений между работодателями и наемными работниками означает признание возможности и необходимости единства между противоречиями. Следует отметить, что возможность единства между противоречиями не означает автоматического его установления. Если в природе единство противоположностей устанавливается само собой, то в обществе, и особенно социально- трудовых отношениях, для их установления требуются определенные усилия обеих сторон.

История промышленных стран  Запада показывает плодотворность стратегий  установления отношений социального  партнерства в обществе. Такой  же вывод напрашивается из анализа  развития России, Узбекистана, Казахстана и некоторых других стран СНГ после распада СССР. Вместе с тем следует отметить, что установление и укрепление отношений социального партнерства в каждой из этих стран имеет свои особенности. Эти особенности обуславливаются уровнем развития производственных сил и отношений, правовым полем, менталитетом людей, этнопсихологическими и другими факторами.

Еще одним моментом, имеющим  методологическое значении, является знание сторонами, вступающими в  социально-трудовые отношения, не только необходимости установления партнерства, но и возможных форм, степеней, методов его установления. Анализ целого ряда конфликтных ситуаций приводит к выводу о том, что участники этих ситуаций и профсоюзные лидеры осознавали необходимость установления партнерства, но не обладали достаточными знаниями о путях и формах его установления. [13, c. 107]

Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и  соглашений) выступают одной из основных форм социального партнерства. Эта  реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования. Эта форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой – на упорядочение трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда. [23, c. 12]

Целью социального партнерства  является не только разрешение противоречий, но и их предупреждение. В тех  случаях, когда трудовой спор уже  возник, отношения партнерства позволяют  предупредить дальнейшее углубление этого спора и превращение его в конфликт.

В ряде научных работ по профсоюзной  тематике, опубликованных в Российской Федерации и других странах СНГ, говориться о противоречиях между  интересами собственников средств  производства и наемных работниками. Такая постановка вопроса может быть правомерной только лишь в тех случаях, когда сам собственник средств производства выступает в роли управленца. В действительности, в большинстве случаев, особенно на средних и крупных предприятиях, производством управляет не сам владелец средств производства, а наемный управленец-менеджер. Трудовые споры и конфликты зачастую возникают не между собственником средств производства и наемными работниками, а между наемным управленцем и наемными работниками.

В развитых странах, процесс формирования социального партнерства был по существу последовательным переходом от социально - трудовых отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества». В России еще не до конца сделан этот шаг, но попытки сделать такой переход уже есть.

Идея социального партнерства, первоначально нашла конкретное воплощение в структуре Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. в условиях подъема рабочего движения в Европе. Создание МОТ подразумевало под собой создание некого форума для обсуждения и решения трудовых проблем между работодателями, трудящимися и государством. [6, c. 8]

Международная организация труда  создана с целью установления и поддержания социального мира между разными слоями общества, содействовать социальному прогрессу и мирными путями способствовать решению острых вопросов. С момента зарождения, вся деятельность МОТ опирается на принципы «классового мира». Предусматривается система переговоров для разрешения возникающих конфликтов и проблем между трудящимися и предпринимателями.

В широком смысле, определение социального партнерства, подразумевает систему урегулирования отношений в обществе в целом, во всех сферах жизнедеятельности.

В ряде экономических трудов понятие  «социальное партнерство» характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических и юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве. [14, c. 43]

С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий его сторон в основе определенной законодательной платформы.

Оттого что подходы были разными (экономический и юридический), отличаются и характеристики социального партнерства, данные этими подходами. Конкретные формы социального партнерства дают более полную картину:

• участие в законотворческой деятельности;

• консультации, переговоры с целью обсуждения конфликтных ситуаций и достижения взаимоприемлемых решений;

• заключение соглашений, коллективных договоров, которые документально закрепляют взаимоприемлемые решения.

Социальное партнерство не возникает  автоматически, этот процесс требует  напряженной работы, и в первую очередь, конечно же, профсоюзов, и является результатом длительного экономического социально-политического развития государства. Чтобы его достичь, необходимо наличие ряда объективных условий, в первую очередь нормативно-правовая база. Такая база начала строиться со следующих документов: Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г., Указ Президента РФ «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» (январь 1992 г.), Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» (февраль, 1992 г.). 1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений». Федеральный закон был призван обеспечить должное регулирование социально - трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, определить правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, правительства, общероссийских объединений работодателей, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе. [19]

Информация о работе Проблема социального партнерства