Проблема социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.

Содержание

Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

Проблема социального партнерства.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в его второй части (гл. 3-9) закреплены ст. 23- 55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Также произошло принятие ФЗ «Об объединениях работодателей»(2002 г.) [18]

Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.

Так как противоречие между трудом и капиталом неизбежно, а их взаимодействие - необходимый элемент для жизнедеятельности  общества, требуется некий механизм согласования противоречия. Таким механизмом и выступает институт социального партнерства, где государство регулирует и закрепляет договорные отношения между субъектами трудовых отношений - работодателями и работниками.

Анализируя конфликтные взаимоотношения государства, предпринимателей и работников, необходимо указать на необоснованное увеличение равнины в доходах 10% самых богатых соотечественников и 10% малообеспеченных граждан. В начале 90-х годов разница в доводах не превышала 3-х раз, в 1993 — 11 раз, в 1995 увеличилась до 18-20 раз, в 1999 г. в 22-24 раза. По данным Федеральной службы государственной статистики, распределение общего объема денежных доходов населения на 2010 – 2011 года, выглядит следующим образом: соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) (в разах) 15,4 и 14,8 соответственно. Дифференциация растет, и в 2000 г, в то время как по устоявшимся международным оценкам она не должна превышать 10-ти кратный уровень. В результате численность россиян, недовольных своей жизнью, в 1995 году достигла 80%, из них 40% абсолютно были неудовлетворенны, другие частично. Этот показатель и сегодня составляет 60-70 % населения страны.

Другим важнейшим принципом  социального партнерства можно  считать максимальный  учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может существовать только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные  работники, государство заинтересованы в получении прибыли, сохранении рабочих мест, развитии производства, повышении конкурентоспособности  продукции, улучшении условий труда, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений. [3, c. 64]

Согласование интересов  работодателей, работников, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности  — формированию среднего класса, массовому  вовлечению различных социальных групп, сглаживанию поляризации в обществе, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

Современные российские предприниматели, арендаторы, бизнесмены, кооператоры зачастую не соблюдают  никаких правил игры, отбрасывают  все, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов потребителя, работника.

Уровень развития социального партнерства в условиях рынка чаще всего выражается в таких факторах, как:

• многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности;

• современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;

• насыщение рынка товарами и услугами;

• участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т.д.

В мировой практике, с  учетом наличия разных форм собственности, сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия. В этой связи система соглашении может быть представлена Генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; специальными соглашением, касающимися каких-то конкретных социально-экономических проблем и коллективными договорами (контрактами) которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях для регулирования трудовых отношений. Такие договоры, в основном являются двухсторонними - между работниками и работодателями, но могут быть и трехсторонними при участии отдельных представителей отраслевых структур и объединений, органов местного самоуправления. [24, c. 65]

Демократизация трудовых отношений предполагает развитие и  внедрение в практику таких форм трудовых договоров (контрактов), включение  в него таких положений, касающихся разносторонних условий трудовой деятельности, нарушение которых влекло бы не только юридическое разбирательство, но и различного рода штрафы, как на нарушителей договорных условий, так и на трудовую организацию.

Наиболее значимыми  проблемами партнерских отношений  на уровне предприятия является регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования, проводимые в последние годы с трудовых организациях, показывают, что не всегда взаимодействие между профсоюзами и работодателями результативное. Необходимо учитывать также, что на некоторых частных предприятиях профсоюзы вообще отсутствуют.

В связи с процессом  смены и перераспределения собственности  происходит одновременно и смена  парадигмы социального партнерства. Оно (социальное партнерство) должно учитывать  происходящие социально-экономические изменения и способствовать:

• формированию и развитию цивилизованных форм социально - трудовых   отношений;

• формированию тщательно продуманной и сбалансированной политики в области заработной платы, сферы занятости, формирования рынка труда;

• формированию необходимых условий, при которых появилась бы реальная возможность регулировать, предотвращать или разрешать социально-трудовые конфликты. [7, c. 79]

Необходимо также отметить, что система социального партнерства  в России, особенно на практике, серьезного развития пока что еще не получила, хотя о ней говорят и пишут очень много. В условиях переходной экономической и социальной системы социальное партнерство, на наш взгляд, не может функционировать эффективно из-за нецивилизованного поведения, необязательности и безответственности работодателей и государства и неорганизованности, в силу ряда причин, наемных работников. Все это вместе затрудняет полную идентификацию работников с профсоюзами. [15]

 

1.2. Условия и основные факторы социального партнерства

Социальное партнерство  как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализаций важнейших  социально-экономических интересов  основные групп общества, формируется:

• как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой,

• как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальные группах. [6]

Уровень развития социального  партнерства есть поэтому показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.

Основные объективные  факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключались в следующем.

Во-первых, технико-технологические  факторы. Возрастающая сложность и  интеллектуализация общественного  труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора производства, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие и в управлении производством. Научный работник так приобщается к производственному процессу, что он становятся заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.

Во-вторых, — социально-экономические  факторы. Превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение  к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где  ни менее 2/3 его членов составляют средние слои;

• к которым относится большая часть предпринимателей

• (представителей малого и среднего бизнеса);

• менеджеры различных уровней;

• инженерно - технические работники;

• люди свободных профессий и квалифицированные работники.

К среднему классу обычно причисляют работников, имеющих месячный доход на одного члена семьи 700 долларов и выше при определенном уровне цен.

В-третьих, одним из необходимых  условий социального партнерства  является развитое гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества является правовое государство, в которой публичная власть и все граждане подчинены нормам права. Поэтому с правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий его сторон в основе определенной законодательной платформы, отражающей существо правового государства.

В-четвертых, — нравственно-психологические  факторы:

• гуманизация общественных и в первую очередь — социально - трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату;

• осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Таковы общие условия и факторы  формирования социального партнерства, выражающего новый тип взаимоотношений  между работниками и предпринимателями, и собственниками. [14, c. 78]

 

 

1.3. Особенности социального партнерства в России

Вопросы регулирования социально - трудовых отношений и уровня жизни в современной России актуальны сегодня как никогда раньше. Различные варианты решения этих вопросов прорабатываются на протяжении многих лет. При этом практика показывает, что действенное решение вопросов, связанных с трудовыми отношениями и уровнем жизни возможно лишь через регулирование основных компонентов уровня жизни населения. К таким компонентам относятся: питание, здоровье, домашнее имущество, жилище, услуги населению, условия труда и отдыха, культурное развитие, социальное обеспечение и социально-бытовая обстановка. [10, c. 42]

Прямое регулирование таких  компонентов, как условия труда  и отдыха, социальное обеспечение, частичное - культурного развития и услуг населению и опосредованное – всех остальных компонентов, происходит в настоящее время посредством особой формы – коллективно-договорного регулирования. На практике оно реализуется через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и коллективных договоров на уровне предприятий (организаций) между представителями работников, представителями работодателей и государством.

В целом наблюдается положительная  динамика – в сторону возрастания  количества всех видов соглашений. Весьма существенный рост наблюдается по количеству отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений. Самым динамичным можно признать процесс увеличения количества территориальных соглашений, заключаемых на уровне городов и районов РФ. Просматриваются две основные тенденции:

Первая – снижение степени распространения  коллективно-договорного регулирования  на предприятиях всех без исключения форм собственности.

Вторая – повсеместное увеличение доли регистрируемых договоров из их общего числа. Причем, характерно, что первая тенденция выражена не столь однозначно по всем рассматриваемым позициям. Так, четкая тенденция к относительному снижению количества заключенных коллективных договоров наблюдается по предприятиям частной формы собственности и смешанной формы собственности с иностранным участием.

Информация о работе Проблема социального партнерства