Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат
Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.
Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47
С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в его второй части (гл. 3-9) закреплены ст. 23- 55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Также произошло принятие ФЗ «Об объединениях работодателей»(2002 г.) [18]
Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.
Так как противоречие между трудом
и капиталом неизбежно, а их взаимодействие
- необходимый элемент для
Анализируя конфликтные
Другим важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может существовать только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.
Рабочие и предприниматели,
работодатели (собственники) и наемные
работники, государство заинтересованы
в получении прибыли, сохранении
рабочих мест, развитии производства,
повышении
Согласование интересов
работодателей, работников, властных структур
способствует активному вовлечению
трудящихся в процесс управления,
а новый тип отношений
Современные российские предприниматели, арендаторы, бизнесмены, кооператоры зачастую не соблюдают никаких правил игры, отбрасывают все, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов потребителя, работника.
Уровень развития социального партнерства в условиях рынка чаще всего выражается в таких факторах, как:
• многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности;
• современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;
• насыщение рынка товарами и услугами;
• участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т.д.
В мировой практике, с учетом наличия разных форм собственности, сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия. В этой связи система соглашении может быть представлена Генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; специальными соглашением, касающимися каких-то конкретных социально-экономических проблем и коллективными договорами (контрактами) которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях для регулирования трудовых отношений. Такие договоры, в основном являются двухсторонними - между работниками и работодателями, но могут быть и трехсторонними при участии отдельных представителей отраслевых структур и объединений, органов местного самоуправления. [24, c. 65]
Демократизация трудовых отношений предполагает развитие и внедрение в практику таких форм трудовых договоров (контрактов), включение в него таких положений, касающихся разносторонних условий трудовой деятельности, нарушение которых влекло бы не только юридическое разбирательство, но и различного рода штрафы, как на нарушителей договорных условий, так и на трудовую организацию.
Наиболее значимыми проблемами партнерских отношений на уровне предприятия является регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования, проводимые в последние годы с трудовых организациях, показывают, что не всегда взаимодействие между профсоюзами и работодателями результативное. Необходимо учитывать также, что на некоторых частных предприятиях профсоюзы вообще отсутствуют.
В связи с процессом
смены и перераспределения
• формированию и развитию цивилизованных форм социально - трудовых отношений;
• формированию тщательно продуманной и сбалансированной политики в области заработной платы, сферы занятости, формирования рынка труда;
• формированию необходимых условий, при которых появилась бы реальная возможность регулировать, предотвращать или разрешать социально-трудовые конфликты. [7, c. 79]
Необходимо также отметить,
что система социального
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства
Социальное партнерство
как особый тип общественных отношений,
обеспечивающих баланс реализаций важнейших
социально-экономических
• как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой,
• как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальные группах. [6]
Уровень развития социального партнерства есть поэтому показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.
Основные объективные факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключались в следующем.
Во-первых, технико-технологические
факторы. Возрастающая сложность и
интеллектуализация общественного
труда обеспечили возрастание роли
человеческого фактора производ
Во-вторых, — социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где ни менее 2/3 его членов составляют средние слои;
• к которым относится большая часть предпринимателей
• (представителей малого и среднего бизнеса);
• менеджеры различных уровней;
• инженерно - технические работники;
• люди свободных профессий и квалифицированные работники.
К среднему классу обычно причисляют работников, имеющих месячный доход на одного члена семьи 700 долларов и выше при определенном уровне цен.
В-третьих, одним из необходимых
условий социального
В-четвертых, — нравственно-психологические факторы:
• гуманизация общественных и в первую очередь — социально - трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату;
• осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.
Таковы общие условия и
1.3. Особенности социального партнерства в России
Вопросы регулирования социально - трудовых отношений и уровня жизни в современной России актуальны сегодня как никогда раньше. Различные варианты решения этих вопросов прорабатываются на протяжении многих лет. При этом практика показывает, что действенное решение вопросов, связанных с трудовыми отношениями и уровнем жизни возможно лишь через регулирование основных компонентов уровня жизни населения. К таким компонентам относятся: питание, здоровье, домашнее имущество, жилище, услуги населению, условия труда и отдыха, культурное развитие, социальное обеспечение и социально-бытовая обстановка. [10, c. 42]
Прямое регулирование таких компонентов, как условия труда и отдыха, социальное обеспечение, частичное - культурного развития и услуг населению и опосредованное – всех остальных компонентов, происходит в настоящее время посредством особой формы – коллективно-договорного регулирования. На практике оно реализуется через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и коллективных договоров на уровне предприятий (организаций) между представителями работников, представителями работодателей и государством.
В целом наблюдается
Первая – снижение степени распространения
коллективно-договорного
Вторая – повсеместное увеличение доли регистрируемых договоров из их общего числа. Причем, характерно, что первая тенденция выражена не столь однозначно по всем рассматриваемым позициям. Так, четкая тенденция к относительному снижению количества заключенных коллективных договоров наблюдается по предприятиям частной формы собственности и смешанной формы собственности с иностранным участием.