Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат
Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.
Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47
Вторая тенденция в отличие
от первой проявляется четко и
однонаправлено по всем формам собственности.
Это означает, что предприятия, на
которых заключаются
Наиболее значимым для Российской Федерации является регулирование трудовых отношений и отношений по поводу заработной платы, в частности, в рамках территорий (регионов). Теоретически, региональные соглашения определяют, с одной стороны, тот же круг вопросов оплаты труда, что и Генеральное соглашение, в случае, если имеется возможность и необходимость: устанавливают более высокие гарантии по оплате труда, условия оплаты по сквозным профессиям и должностям, размеры надбавок и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный стаж работы на ней.
Региональные соглашения заключаются на территориальном уровне и устанавливают условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными возможностями.
Однако практика показывает, что продолжается заключение территориальных соглашений в полной изоляции от других видов соглашений и договоров. Если говорить об охвате территорий и сроках заключения соглашений, здесь можно признать наличие должного порядка. Однако, характер и содержание этих соглашений, в том числе по основному вопросу – регулированию оплаты труда – остается менее всего отработанным. Во многих соглашениях он практически не рассматривается.
В такой ситуации говорить можно лишь о том, что содержание и обязательства, принятые в территориальных соглашениях объединениями работодателей, объединениями работников – профсоюзами и администрацией территории, не затрагивают интересы конкретных работодателей и работников предприятий (организаций) региона. [2, c. 38]
Поскольку отраслевой принцип управления экономикой продолжает сохранять ведущее место, отраслевые соглашения сегодня являются исходным правовым документом или рекомендацией для тех предприятий, на которые они распространяются. Отраслевые тарифные соглашения, принимаемые на федеральном уровне, определяют размеры или соотношения в оплате труда по основным профессионально - должностным группам, особенности оплаты отдельных групп работников (например, станочников в машиностроении и т.п.), виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, отражающие отраслевую специфику, основные условия стимулирования работников. [14, c. 23]
1.4. Современное состояние
Сегодня в условиях глобального экономического кризиса все общество не только внимательно следит за событиями в банковской и производственной сферах, но и за тем, как этот кризис отражается на людях. Никого из политиков, граждан не могут оставить равнодушными такие негативные формы проявления кризиса, как безработица, долги по заработной плате, реальное снижение доходов.
Социально – трудовые отношения – важная составляющая развития любого общества. Приходя на предприятие, производство, люди вступают в социально – трудовые отношения и взаимодействия в их рамках как минимум 8 часов в сутки.
Результаты этих отношений могут быть различные: самые негативные из них – это производственный травматизм и профессиональные заболевания, безработица и низкая заработная плата; позитивные – это карьерный рост, развитие личности. Наиболее эффективный результат социально – трудовых отношений – это высокая заработная плата, которая позволяет людям удовлетворять собственные потребности. [10, c. 12]
Социально – трудовые отношения необходимо рассматривать в определенном контексте, с учетом того факта, что мы проживаем в России, государстве, наследовавшем экономику и культуру Советского Союза. Исходя их этого можно констатировать, что история социально – трудовых от ношений начинается не в 1990 году, когда был определен политический статус Российской федерации. Своими корнями социально – трудовые отношения уходят в то время, когда существовал Советский Союз. [10, c. 16]
Что представляли собой трудовые отношения в Советском Союзе? СССР имел централизованную плановую экономику с подавляющим влиянием государства, которое было работодателем. Естественно, что социалистический тип производства наделял социально – трудовые отношения определенными характеристиками.
В советской экономике трудовые ресурсы были рассредоточены между определенными ее отраслями, а структура производства Советского Союза во многом сходна с той, которую сейчас имеет Российская Федерация, - в значительной степени это добывающее производство, или добыча полезных ископаемых, их первичная обработка. Был велик сектор военно-промышленного комплекса. Определенную нишу в структуре занятости занимали люди, задействованные в отраслях легкой промышленности и в сфере услуг. Эти отрасли в совокупном валовом внутреннем продукте составляли более 60 %.
В значительной степени это распределение фиксировалось системой закрепления трудовых ресурсов в так называемых моно - городах. Система закрепления имела ряд общественно – социальных институтов. Прежде всего следует назвать институт прописки, систему предоставления жилья и др. государство как центральный управляющий, основной работодатель, регилировало движение всех потоков трудовых ресурсов по территории страны.
Когда в 1990 году Россия начала движение в сторону рыночной экономики, на повестку дня встал вопрос формирования совершенно иных социально – трудовых отношений. Назрела необходимость появления класса реального, действительного работодателя. Причем работодателем должно было стать не только государство, но и в первую очередь частный предприниматель.
Развитие социально трудовых отношений в начале 1990-х годов отмечено новациями и особенностями. При формировании нового класса собственников, нового работодателя государство все больше уходило от системы найма работников, от непосредственного участия в социально – трудовых отношениях. государство , отстаивая приоритет формирования класса работодателей, частных собственников, рассматривало развитие области социально- трудовых процессов, Трудовой кодекса, системы социального страхования, вопросов оплаты труда через призму этого приоритета.
Должен был возникнуть класс собственников, поэтому любые системы, затрудняющие этот процесс, в общественном сознании в общественном сознании в сфере управления не приживались. Поэтому в этот период очень быстро проходили процессы либерализации Трудового кодекса, в котором был усилен компонент влияния работодателя (было определенно, кто такой работодатель, в чем состоят его обязанности и права).
В постсоветской России Трудовой кодекс претерпел ряд существенных изменений. Самые значительные из них были осуществлены в 2000, 2001 годах, когда из этого документа (следует отметить, что до этого он назывался не Трудовым кодексом, а Кодексом законов о труде) были убраны статьи, которые определяли безусловные права профсоюзов на прямое согласование процесса найма и увольнения работников, регулирование вопросов оплаты и условий труда.
До этого государство было главным работодателем, а оператором в области взаимоотношений работодателя и работника в первую очередь выступали профсоюзное движение, профсоюзная организация. Ни одно решение работодателя (по приему, увольнению, изменению режима труда и отдыха, системы оплаты) без участия в переговорном процессе профсоюзной организации было невозможно.
Однако к 2001 году многие аспекты взаимоотношений работодателя и профсоюзной организации уже имели формальный характер. Причина заключалась в том, что само профсоюзное движение, которое перешло из советской системы в российскую, тоже подверглось серьезной трансформации. Если раньше оно было инструментом государственной политики и фактически государственным органом, то в начале 1990-х годов перед профсоюзными организациями были поставлены совершенно иные задачи.
Действительно, профсоюзы должны были определить свою новую роль без поддержки государства, для которого главным приоритетом стало формирование класса новых работодателей. Конечно, было много аппеляций к государству, споров в процессе общения социальных партнеров по поводу того, как надо совершенствовать Трудовой кодекс и рассматривать роль профсоюзов, государства в этом процессе. [4, c. 73]
Тем не менее, правительство последовательно решало задачу освобождения социального процесса, как профсоюзов, так и государства, от излишнего участия с судьбе работника, стремилось сломать ту традиционную модель, которая существовала в централизованной плановой экономике, преодолеть патернализм.
Вывод: Такой подход имел определенные преимущества и недостатки. Преимущества заключались в том, что формировался свободный рынок труда, когда человек сам определяет, где и на каких условиях он хочет работать. Рыночная экономика – очень гибкий механизм, который быстро создает и сокращает неэффективные рабочие места. Если бы развитие социально – трудовых отношений запаздывало, то это могло бы стать серьезным препятствием на пути развития рыночной экономики в нашей стране. В связи с этим основной акцент и был сделан на создании правовых основ развития рыночных принципов в управлении трудовыми ресурсами по образцу западных стран.
В то же время в 1990-е
годы обострились серьезные
Субъектами социального партнерства как определенного типа социально - трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли - продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:
• профсоюза,
• предприниматели (работодатели),
• государство.
В России, как и во всем цивилизованном мире, профсоюзы действуют в системе социально – трудовых отношений. И уже на этом основании признаются важнейшим инструментом гражданского общества, в рамках которого обеспечивается взаимодействие власти, бизнеса и профсоюзов на всех управленческих уровнях.
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства». [14, c. 54]
Партнерские отношения
между профсоюзами и
• традиционные профсоюзы;
• новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.
Альтернативные (новые, независимые) — это профсоюзы, сформировавшиеся на волне массовых забастовок и конкурирующие с традиционными профсоюзами за влияние в общественно-политической жизни страны. По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.
В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:
• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);
• межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);
• межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);
• территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);
• территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов. [4, c. 18]
Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективном до¬говорам, соглашениям, в контроле за их выполнение:».