Проблема социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:48, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении сущности социального партнерства с целью разрешения социально – трудовых конфликтов.
В соответствии с целью возникает необходимость решения следующих задач:
• изучить процесс становления института социального партнерства в России;
• определить роль социального партнерства в разрешении социально - трудовых конфликтов;
• дать рекомендации по совершенствованию института социального партнерства.

Содержание

Введение 2
1. Формирование социального партнерства. 5
1.2. Условия и основные факторы социального партнерства 15
1.3. Особенности социального партнерства в России 18
1.4. Современное состояние социально – трудовых отношений в России. 21
2. Субъекты социального партнерства 26
2.1. Государство, как субъект социального партнерства 29
2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений 35
2.3. Механизм управления через систему социального партнерства 38
Заключение 45
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

Проблема социального партнерства.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель— получить максимальную прибыль, у работника — добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача — добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства — найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут. [4, c. 34]

 

 

2.1. Государство, как субъект социального партнерства

Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства..

Первая — это либеральная (монетаритсткая) модель. Она основана на минимизации государственной  собственности и абсолютизации  частной. Этой модели более всего  соответствует государственное  устройство США.

Вторая — это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании  различных форм собственности, сильной  социальной функции государства (в  области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран (особенно для скандинавских стран). [12, c. 49]

Социальное государство  имеет прямое отношение к социальному  партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает  социально-ориентированную  политику,  проводимую государством.

Социальная ответственность  государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших  социальных функций:

корректирует стихийные  процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

• определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

• создаст минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект  социального партнерства, государство  выполняет в необходимых случаях  также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую  деятельность, удовлетворяет общие  интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в  социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями  и регулирующей ролью. Оно выступает  в трех ипостасиях:

• собственника,

• законодателя,

• арбитра (посредника).

Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально - трудовых отношений, а точнее управления ими.

В настоящее время  на государственном уровне решается проблема, связанная с ситуацией  в системе подготовки кадров. В 2006 году в России наблюдалась следующая  ситуация: выпускники 11-го класса составляли 1 млн. человек, а выпускники высших учебных заведений – 1 млн. 200 тыс.

То есть в Российской Федерации фактически практикуется система предоставления всеобщего  высшего образования. Но на рынке  труда структура спроса на рабочую  силу совершенно иная. Не требуется  такого колличестсва работников с высшим образованием: необходимо не более 500-700 тыс. человек. Остальные должны подготавливаться в системе профессионального образования. Основной кадровый голод, который испытывает экономика, - высококлассные профессиональные рабочие. Рабочие в системе высшей профессиональной подготовки – это работники инженерного состава. Как феномен неспособности человека решать свои личные проблемы самостоятельно, без делания укрыться под крылом государства, влиял на мотивацию работодателя? К 1998 году в России стали расти долги по заработной плате, которые составляли на тот момент около 98 млрд. руб. [10, c. 14]

Работодатели сформировали своеобразное отношение к работнику, заключающееся в том, что за труд работнику платить необязательно, можно не заключать трудовой договор, который фиксирует юридическое состояние сторон и систему их взаимоотношений.

Анализ взаимоотношений  работодателя и работника показывает, что работодатели, основываясь на том, что государство рассматривало  их страты как приоритет в социальной политике, пришли к выводу, что с работниками можно не церемониться, несмотря на то что существуют законы, которые необходимо исполнять. Государство манифестует, что главный в социальном диалоге – работодатель.

Этот стимул способствовал  возникновению такой интересной формы кредитования бизнеса, как кредитование за счет невыплаты заработной платы. Безусловно, этот негативный фактор, как и другие, повлиял еще на один важный показатель состояния рынка труда – неэффективную занятость.

Когда рабочая сила ничего не стоит работодателю, то как он будет с ней поступать? Он не станет совершенствовать процесс производства, внедрять современное оборудование, думать о производительности труда, поскольку экономически над работодателем ничего не довлеет. В этой ситуации он не будет исполнять еще одно важное обязательство по отношению к работнику – сохранение его жизни и здоровья. Любой производственный процесс должен идти так, как экономически более выгодно работодателю – минимум средств для выплаты заработной платы, выполнения другого рода обязательств (обеспечивая безопасности условий труда и выплат в фонды пенсионного и социального страхования).

Новые экономические  реалии к 1998 году стали абсолютно  нестерпимыми. Государство неожиданно обнаружило, что, не занимаясь вопросами социально - трудовых отношений, не защищая права работников, не участвуя в социальм диалоге, не укрепляя роль профсоюзов, оно подрывает доверие населения, экономику, развитие и воспроизводство трудовых ресурсов.

Таким образом, к 1998 году сложилась следующая ситуация: низкий уровень заработной платы, за исключением отдельных секторов экономики, и производительности труда по сравнению с западными конкурентами; огромные долги по заработной плате; нежелание бизнеса участвовать в социальных программах; перекладывание на государство ответственности за пенсионное и социально страхование. [5, c. 36]

Естественно, эта ситуация требовала осмысления и изменений. В любых размышлениях при принятии управленческих решений существуют инерционные процессы. Осознание  шло до начала 2000 года, когда впервые государство выработало новый подход к сложившийся ситуации, новое стратегическое поведение во взаимоотношениях между социальными партнерами.

Государство декларировало  следующее: период, когда работодателям  и собственникам были предоставлены льготные условия для формирования себя как некоего класса, определенного института, закончился. И государство отошло от системы патронирования бизнеса как единственной опоры государства. Теперь государство исполняет в большей степени роль арбитра, лоя которого цчастники социально - трудовых отношений – работники, представляющие их институты в виде профсоюзов, и работодатели – имеют одинаковые значение. Государство занимается проблемами и тех и других.

В 2001 году был установлен паритет двух сторон, в соответствующих главах – 20-й и 22-й – четко прописываются обязанности сторон, впервые формируется требование к оформлению трудовых отношений. Не важно, есть у работника трудовой договор или нет, можно его не подписывать, но факт допуска работника к исполнению трудовых обязанностей является, по сути, заключением в устной форме трудового договора.

С 2004 года государство  последовательно воплощает в  жизнь мысль о том, что представители  бизнеса должны эффективно использовать рабочую силу на производстве. Разрабатывается следующая стратегия. Первостепенная задача – выплатить долги по заработной плате. Любые решения в системе оплаты труда, которые будут приняты впоследствии, становятся неэффективными с долгами, оставшимися от предыдущего периода, то есть вновь будут возникать так называемые «спящие мандаты»: руководитель что-то обещает, но долги предыдущего периода нивелируют его политику.

Начиная с 2004 года государство  последовательно укрепляет контрольно-надзорный  институт в виде инспекций по труду. С этого времени проводятся масштабные проверки соблюдения трудового законодательства. Как результат – к 2007 году в России практически решена проблема задолженности по заработной плате. В 1998 году задолженность по заработной плате составляла 86 млрд. руб., в начале 2007-го – 26 млрд. руб., к концу 2007 года – 1,5 млдр. Руб. Государство полностью выполнило свои обязательства.

Таким образом, начиная  с 2007 года государство как один из участников социальных процессов более  не является нарушителем социально –трудовых отношений.

Следующее направление  деятельности на рынке труда –  это постепенное повышение эффективности  использования рабочей силы. Единственный серьезный инструмент на тот период, который имело государство в  рамках действующего законодательства, - минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

В 2004 году МРОТ составлял 400 рублей, то есть 7 % от уровня прожиточного уровня. МРОТ вообще нельзя было рассматривать  как инструмент, который «работал»  на бизнес, развитие экономики. Наоборот, наблюдался обратный эффект, ток как предприниматели видели, государство не стремится повышать уровень заработной платы.

В 2004 году Минздравсоцразвития  при посредничестве профсоюзов рассмотрело  последствия, которые могли проявиться на рынке труда в связи с  повышением МРОТа до уровня прожиточного

 Минимума. Эта планка  показывает, какова эффективность  использования рабочей силы. Потому  что если работодатель платит  прожиточный минимум, то работник  получает достаточно средств  для того чтобы не обращаться  в систему национальной защиты государства, то есть окончательно решается проблема перекрестного финансирования.

Работник, получающий заработную плату,  которая не превышает сумму  прожиточного минимума, через бюджетную  систему будет вынужден ее компенсировать за счет определенного рода социальной дотаций в виде пособий (либо пособий по безработице, либо по жилищно-коммунальному хозяйству, либо других социальных выплат).

В рамках этой концепции 2009 год был объявлен переходным периодом. Размер МРОТ составлял 4330 рублей. По состоянию на 2011 год, этот показатель достиг размера 4611 руб. однако быстро пресроить экономику в рамках ее инерционных процессов очень сложно. Бизнес должен понимать стратегию государства и получать от него соответствующие сигналы. За четыре года (начиная с 2004 года) МРОТ был увеличен в 10 раз. Это существенное повышения заработной платы. 

2.2. Профсоюзные объединения в системе социально – трудовых отношений

Профсоюзы как объединения  наемных работников по профессиональному  или производственно – профессиональному признаку являются самыми массовыми и структурированными общественными организациями с четко выраженными целями и задачами. Действующие в базовой для социума системе социально - трудовых отношений, профсоюзы – сердцевина гражданского общества. Объединительные процессы по защите общегражданских интересов проходят не так быстро, и, как принято говорить, гражданское общество в России только формируется. Главную причину этого мы видим в том, что российское общество, большинство граждан были вынуждены пройти не легкий период адаптации к новым экономическим условиям. [4, c. 76]

В России, как и во всем цивилизованном мире, профсоюзы действуют  в системе социально – трудовых отношений. И уже на этом основании  признаются важнейшим инструментом гражданского общества, в рамках которого обеспечивается взаимодействие власти, бизнеса и профсоюзов на всех управленческих уровнях.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между  профсоюзами трудящихся и объединениями  предпринимателей (работодателями). Эти  отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения  между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпит «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

Информация о работе Проблема социального партнерства