Основы социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

Выводы по главе I…………………………………………………………..…29

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50

Заключение…………………………………………………………………….52

Литература…………………………………………………………………….55

Приложения

Работа содержит 1 файл

=Курсовая.docx

— 293.88 Кб (Скачать)

    С воспитанниками, учащимися в старших  классах, необходимо проводить работу в более серьезной форме. Это  может быть вышеописанное заседание  круглого стола, а также тренинг.

    Целями  тренингового занятия должны быть:

  1. обобщение знаний воспитанников об основных правах ребёнка;
  2. разведение понятия «права» и «обязанности», показ единства прав и обязанностей;
  3. способствование формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

    Информация  должна отражать не только права и  обязанности детей, находящихся  в детском доме, но и права, обозначенные в Конвенции ООН о правах ребенка, т.е. распространяющиеся на всех детей  мира.

    Основная  задача, на гаш взгляд, заключается  не просто в том, чтобы, прочитав ребенку  лекцию, рассказать о правах и обязанностях. Информирование ребенка должно осуществляться в процессе «живого» диалога с  ним. Это необходимо, чтобы ребенок  имел возможность сразу отметить, что ему понятно, а что требует  дополнительного объяснения.

    Немаловажным  является то, что у детей должна формироваться установка на самозащиту. Воспитанники детского дома должны учиться  отстаивать свои права. Данная цель может  реализовываться путем проведения тренинга, на котором социальный работник представит различные модели ситуаций, в которых может оказаться  ребенок. Совместный поиск выхода из смоделированной ситуации поможет  подросткам лучше усвоить необходимые  знания и сориентироваться, в случае реального возникновения определенной ситуации.

    Лишь  совместная работа детей и социального  работника может ликвидировать  последствия нарушения прав, а  таже предотвратить подобные нарушения  в будущем.

    Крайне  необходимо проведение постоянного  социологического мониторинга для  изучения изменения ситуации с соблюдением  прав детей, и в первую очередь - целенаправленное и глубокое исследование условий  жизни и воспитания.

    Правовая  защищенность воспитанников не должна быть заботой только отдельно взятого  детского дома. Для эффективного решения  задачи необходимо конструктивное взаимодействие органов образования, органов социальной защиты, Уполномоченного по правам ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе II

    Арзамасский детский дом был открыт 5 ноября 1998 года на базе бывшего детского сада. Произведена реконструкция здания, где были созданы условия для  жизни и воспитания детей с 3-х  до 18 лет. В настоящее время в  учреждении проживает 46 воспитанников (7 девочек, 39 мальчиков), в возрасте от 8 до 18 лет.

    Коллектив детского дома работает по проблеме «Развитие  системы социального воспитания, направленной на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данная проблема  реализуется  через  следущие направления деятельности: психологическое сопровождение  участников учебно-воспитательного  процесса; трудовая реабилитация; медико-оздоровительные  мероприятия; спортивно-оздоровительные  мероприятия; социальная служба.

    Социальный  работник в детском доме осуществляет следующие виды деятельности:  прием  детей в учреждение и их сопровождение; оформление социальной пенсии  по потере кормильца и инвалидности; обследование жилищно-бытовых условий детей; изучение психологических особенностей детей  через посещение уроков, воспитательных часов; в случае необходимости проводение розыскных мероприятий; защита прав ребенка в органах охраны правопорядка, в судебных органах; оформление документов по устройству и дальнейшему обучению выпускников.

    С целью изучения особенностей социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, мы предлагаем разработанную нами анкету (см. приложение 1), направленную на изучение соблюдения прав детей в детском  доме.

    В анкетировании приняли участие  воспитанники Арзамасского детского дома. Было опрошено 40  человек, из них 33 мальчика (82%) и  7 девочек (18%), в возрасте 8 - 18 лет.

    Результаты  исследования показали, что обстановку с соблюдением в детском доме прав детей можно назвать вполне благополучной. Подростки, по данным исследования, вполнезащищены от противоправных действий, связанных с обидой и оскорблением со стороны сверстников, с вымогательством вещей и денег.

    Недостатком действующей системы правозащиты  является подмена правового воспитания детей правовым просвещением. При  этом упускается из вида, что изучение права создает лишь внешние условия  для развития и самоопределения  личности, освоения принятых в обществе норм и моделей поведения, но практические правовые умения формируются только в реальной деятельности в реальном правовом пространстве, которое, по сути, отсутствует в детском доме.

    В связи с тем, что зачастую воспитанники детских домов не изучают предметы правовой направленности, уровень правовых знаний у подростков достаточно низкий и в основном носит эмпирический характер. Правовая безграмотность подростков приводит к тому, что у них не формируются умения и навыки цивилизованного  обращения за правовой помощью, они  не знают, с кем можно решать возникшие  проблемы правового характера, как  самостоятельно защитить свои права  и законные интересы.

    По  результатам исследования нами были разработаны рекомендации социальному  работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей. 
 
 
 
 
 

   Заключение

    Проблема  социального сиротства актуальна  для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических  преобразований в стране, приведших  к ослаблению общечеловеческих, морально-этических  ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении  по социальным и психологическим  критериям. Рост числа детей, живущих  без родительского попечения, на фоне снижения общей численности  детского населения в последние  годы ставит социальное сиротство в  ряд важных национальных проблем. 

    Наша  исследовательская работа посвящена  проблеме организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей. Решение  данной проблемы составило цель настоящего исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
    2. охарактеризовать объект и методы исследования;
    3. проанализировать результаты исследования;
    4. разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Для достижения первой из поставленных задач  нами был определен список социально-психологичекой литературы, в которой подробно рассмотрен ряд вопросов о возникновении  и развитии основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей. Были использованы работы таких авторов как М.А. Гулина, Л.М. Шипилина, М.В.. Фирсов, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. В результате анализа социально-психологической литературы нами были выявлены особенности развития социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России и за рубежом. Был рассмотрен процесс исторического становления системы социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В процессе анализа литературы были раскрыты важные особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах детского дома. Таковыми явились эмоционально обусловленная неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Также были рассмотрены правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Для достижения вротой из поставленных задач  нами была проведена беседа с социальным работником ГУ Арзамасский детский  дом г.Арзамас. В ходе беседы нами были получены основные сведения об учереждении: история его создания; структура; направления деятельности учреждения; общие сведения о воспитанниках  детского дома (статистические данные); виды деятельности, осуществляемые непосредственно  социальным работником.

    Нами  было проведено анкетирование воспитанников  детского дома, направленное на изучение соблюдения их прав. Анализ результатов, представляющий собой третью из поставленных задач, позволил сделать следующие выводы:

    1. обстановку с соблюдением в детском доме прав детей можно назвать вполне благополучной;
    2. правовое воспитание детей в детском доме часто подменяется правовым просвещением;
    3. уровень правовых знаний у подростков достаточно низкий и в основном носит эмпирический характер.

    Недостатки, выявленные в ходе исследования, потребовали  составления рекомендаций социальному  работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Разработка  рекомендаций явилась последней из четырех задач. Составленные нами рекомендации направлены на повышение правовой грамотности у воспитанников детского дома.

    Таким образом, все поставленные задачи были выполнены успешно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Актуальные  проблемы социальной работы в России // Педагогика. - 1993.-№6.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 299 с.
  1. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом. - 1928. -№1.
  1. Асмолов А.Н. Психология личности. - М., 1990. - 172 с.
  1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. - М: Педагогическое общество России, 2005. Васильчиков, В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  1. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы : учебное пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 2009. - 336 с.
  1. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах - интернатах. - М., 1992.
  1. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Н.П. Ивановой. - М., 1996. - 104 с.
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1996-336 с.
  1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Уч. пос. - СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
  1. Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи // Педагогика. 1995. № 1.
  1. Горшкова Е.А. Опыт работы зарубежных детских домов: история и современность. - М.: НИИ школ, 1990.
  1. Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебное пособие . - Спб.: Изд-во Питер, 2004 г.
  1. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.- М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под. ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Полиграфсервис, 1998.
  1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска - М.: Владос, 2008. - 351 с. (Краткий курс лекций для вузов)
  1. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Просвещение, 1990.
  1. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. - 2000. - № 3.
  1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. Спб., 1997.
  1. Конвенция о правах ребенка // Сб. науч.-методич. материалов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.
  1. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: ИСПиП, 2000.
  1. Королёв Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации.- М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.- 416 с.
  1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - В 8 т. М.: Педагогика, 1958.- Т. 5.
  1. Нелидова А.Л., Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабелитционной работы. - 2003. - № 2.
  1. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад, 2002 год. - М., 2002.
  1. Основные законодательства и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка: Сборник-справочник. -М.:Инфорграф, 1998.
  1. Павленок П.Д. , Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного  поведения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 169 с.
  1. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.
  1. Плоткин М.М., Цыпурский В.Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате. М., 1982.
  1. Положение детей в РФ (1996 год). Ежегодный государственный доклад. М.: "Синергия", 1997
  1. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
  1. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 18.08.2008) "О приемной семье"
  1. Прихожан A. M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Спб., 2007.
  1. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи - М.: Педагогика, 1990.
  1. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., Педагогика, 1990.
  1. Психическое развитие детей-сирот // Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.:ИСПиП, 1996.
  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - 279 с.
  1. Рыбинский   Е . М .  Дети   России  на рубеже ХХ1 века. М.: Социум,  2000.
  1. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под  ред. Д-ра филос. Наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009.
  1. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.
  1. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"
  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1974.
  1. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
  1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г.  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  1. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.
  1. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. 628 с.
  1. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб., 1997.
  1. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М: УРАО, 1997.
 
 
 
 

Приложение 1

Анкета

Вопрос 1. Знаете ли Вы свои основные права и обязанности?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 2. Соблюдаются  ли Ваши права в детском доме?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 3. Знаете ли Вы, к кому Вы можете обратиться в  детском доме, чтобы защитить свои права?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 4. Приходилось  ли Вам использовать знания, полученные в курсе «Основны права» или «Правоведение», для защиты своих прав?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 5. Имеете ли Вы возможность свободно выражать своё мнение на учебных занятиях?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 6. Можете ли Вы утвердительно сказать, что  в детском доме Вы находитесь в  безопасности?

 Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 7. Устраивают ли Вас условия жизни в детском  доме?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 8. Взаимоотношения  между педагогами, воспитателями  и учениками строятся по принципу сотрудничества?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 9. Есть ли в Вашем детском доме дискриминация (по успеваемости, уровню материальной обеспеченности, внешнему виду, полу)?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 

Вопрос 10. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка?

Ответ: 1. Да;  2. Нет;  3.Затрудняюсь ответить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Результаты  анкетирования

Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
1.Знаете  ли Вы свои основные права  и обязанности? 35 (88%) 3(8%) 2(4%)
2.Соблюдаются  ли Ваши права в детском  доме? 34 (82%) 0 5 (18%)
3.Знаете  ли Вы, к кому Вы можете обратиться  в детском доме, чтобы защитить  свои права? 27 (68%) 13 (32%) 0
4.Приходилось  ли Вам использовать знания, полученные  в курсе «Основны права» или  «Правоведение», для защиты своих  прав? 23 (57%) 9 (23%) 8 (20%)
5.Имеете  ли Вы возможность свободно  выражать своё мнение на учебных  занятиях? 37 (92%) 3 (8%) 0
6.Можете  ли Вы утвердительно сказать,  что в детском доме Вы находитесь  в безопасности? 35 (88%) 3 (8%) 2 (4%)
7.Устраивают  ли Вас условия жизни в детском  доме? 31 (78%) 9 (22%) 0
8.Взаимоотношения  между педагогами, воспитателями  и учениками строятся по принципу  сотрудничества? 37 (92%) 3 (8%) 0
9.Есть  ли в Вашем детском доме  дискриминация (по успеваемости, уровню материальной обеспеченности, внешнему виду,полу)? 7 (17%) 25 (63%) 8 (20%)
10.Хотели  бы Вы повысить уровень своих  знаний о правах ребенка? 29 (73%) 7 (17%) 4 (10%)

Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами