Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.
В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19
Выводы по главе I…………………………………………………………..…29
Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31
2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37
2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45
Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50
Заключение…………………………………………………………………….52
Литература…………………………………………………………………….55
Приложения
С воспитанниками, учащимися в старших классах, необходимо проводить работу в более серьезной форме. Это может быть вышеописанное заседание круглого стола, а также тренинг.
Целями тренингового занятия должны быть:
Информация должна отражать не только права и обязанности детей, находящихся в детском доме, но и права, обозначенные в Конвенции ООН о правах ребенка, т.е. распространяющиеся на всех детей мира.
Основная задача, на гаш взгляд, заключается не просто в том, чтобы, прочитав ребенку лекцию, рассказать о правах и обязанностях. Информирование ребенка должно осуществляться в процессе «живого» диалога с ним. Это необходимо, чтобы ребенок имел возможность сразу отметить, что ему понятно, а что требует дополнительного объяснения.
Немаловажным
является то, что у детей должна
формироваться установка на самозащиту.
Воспитанники детского дома должны учиться
отстаивать свои права. Данная цель может
реализовываться путем
Лишь совместная работа детей и социального работника может ликвидировать последствия нарушения прав, а таже предотвратить подобные нарушения в будущем.
Крайне необходимо проведение постоянного социологического мониторинга для изучения изменения ситуации с соблюдением прав детей, и в первую очередь - целенаправленное и глубокое исследование условий жизни и воспитания.
Правовая
защищенность воспитанников не должна
быть заботой только отдельно взятого
детского дома. Для эффективного решения
задачи необходимо конструктивное взаимодействие
органов образования, органов социальной
защиты, Уполномоченного по правам
ребенка.
Выводы по главе II
Арзамасский
детский дом был открыт 5 ноября
1998 года на базе бывшего детского сада.
Произведена реконструкция
Коллектив
детского дома работает по проблеме «Развитие
системы социального
Социальный работник в детском доме осуществляет следующие виды деятельности: прием детей в учреждение и их сопровождение; оформление социальной пенсии по потере кормильца и инвалидности; обследование жилищно-бытовых условий детей; изучение психологических особенностей детей через посещение уроков, воспитательных часов; в случае необходимости проводение розыскных мероприятий; защита прав ребенка в органах охраны правопорядка, в судебных органах; оформление документов по устройству и дальнейшему обучению выпускников.
С
целью изучения особенностей социальной
работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения
В анкетировании приняли участие воспитанники Арзамасского детского дома. Было опрошено 40 человек, из них 33 мальчика (82%) и 7 девочек (18%), в возрасте 8 - 18 лет.
Результаты исследования показали, что обстановку с соблюдением в детском доме прав детей можно назвать вполне благополучной. Подростки, по данным исследования, вполнезащищены от противоправных действий, связанных с обидой и оскорблением со стороны сверстников, с вымогательством вещей и денег.
Недостатком
действующей системы
В связи с тем, что зачастую воспитанники детских домов не изучают предметы правовой направленности, уровень правовых знаний у подростков достаточно низкий и в основном носит эмпирический характер. Правовая безграмотность подростков приводит к тому, что у них не формируются умения и навыки цивилизованного обращения за правовой помощью, они не знают, с кем можно решать возникшие проблемы правового характера, как самостоятельно защитить свои права и законные интересы.
По
результатам исследования нами были
разработаны рекомендации социальному
работнику по организации работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей.
Заключение
Проблема
социального сиротства
Наша исследовательская работа посвящена проблеме организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
Для достижения первой из поставленных задач нами был определен список социально-психологичекой литературы, в которой подробно рассмотрен ряд вопросов о возникновении и развитии основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Были использованы работы таких авторов как М.А. Гулина, Л.М. Шипилина, М.В.. Фирсов, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. В результате анализа социально-психологической литературы нами были выявлены особенности развития социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России и за рубежом. Был рассмотрен процесс исторического становления системы социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В процессе анализа литературы были раскрыты важные особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах детского дома. Таковыми явились эмоционально обусловленная неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Также были рассмотрены правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения вротой из поставленных задач нами была проведена беседа с социальным работником ГУ Арзамасский детский дом г.Арзамас. В ходе беседы нами были получены основные сведения об учереждении: история его создания; структура; направления деятельности учреждения; общие сведения о воспитанниках детского дома (статистические данные); виды деятельности, осуществляемые непосредственно социальным работником.
Нами
было проведено анкетирование
Недостатки, выявленные в ходе исследования, потребовали составления рекомендаций социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Разработка рекомендаций явилась последней из четырех задач. Составленные нами рекомендации направлены на повышение правовой грамотности у воспитанников детского дома.
Таким
образом, все поставленные задачи были
выполнены успешно.
Литература
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Анкета
Вопрос 1. Знаете ли Вы свои основные права и обязанности?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 2. Соблюдаются ли Ваши права в детском доме?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 3. Знаете ли Вы, к кому Вы можете обратиться в детском доме, чтобы защитить свои права?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 4. Приходилось ли Вам использовать знания, полученные в курсе «Основны права» или «Правоведение», для защиты своих прав?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 5. Имеете ли Вы возможность свободно выражать своё мнение на учебных занятиях?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 6. Можете ли Вы утвердительно сказать, что в детском доме Вы находитесь в безопасности?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 7. Устраивают ли Вас условия жизни в детском доме?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 8. Взаимоотношения между педагогами, воспитателями и учениками строятся по принципу сотрудничества?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 9. Есть ли в Вашем детском доме дискриминация (по успеваемости, уровню материальной обеспеченности, внешнему виду, полу)?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Вопрос 10. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка?
Ответ: 1. Да;
2. Нет; 3.Затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Результаты анкетирования
Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1.Знаете ли Вы свои основные права и обязанности? | 35 (88%) | 3(8%) | 2(4%) |
2.Соблюдаются ли Ваши права в детском доме? | 34 (82%) | 0 | 5 (18%) |
3.Знаете ли Вы, к кому Вы можете обратиться в детском доме, чтобы защитить свои права? | 27 (68%) | 13 (32%) | 0 |
4.Приходилось ли Вам использовать знания, полученные в курсе «Основны права» или «Правоведение», для защиты своих прав? | 23 (57%) | 9 (23%) | 8 (20%) |
5.Имеете
ли Вы возможность свободно
выражать своё мнение на |
37 (92%) | 3 (8%) | 0 |
6.Можете
ли Вы утвердительно сказать,
что в детском доме Вы |
35 (88%) | 3 (8%) | 2 (4%) |
7.Устраивают
ли Вас условия жизни в |
31 (78%) | 9 (22%) | 0 |
8.Взаимоотношения
между педагогами, воспитателями
и учениками строятся по |
37 (92%) | 3 (8%) | 0 |
9.Есть
ли в Вашем детском доме
дискриминация (по |
7 (17%) | 25 (63%) | 8 (20%) |
10.Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка? | 29 (73%) | 7 (17%) | 4 (10%) |
Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами