Основы социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

Выводы по главе I…………………………………………………………..…29

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50

Заключение…………………………………………………………………….52

Литература…………………………………………………………………….55

Приложения

Работа содержит 1 файл

=Курсовая.docx

— 293.88 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………….…..…3

    Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6

    1. Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
    2. Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
    3. Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

    Выводы  по главе I…………………………………………………………..…29

    Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

    2.1. Общие сведения об учреждении  и характеристика работы с  детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

    2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

    2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

    Выводы  по главе II ……………………………………………………..….…50

    Заключение…………………………………………………………………….52

    Литература…………………………………………………………………….55

Приложения 
 
 

    Введение

    Актуальность  исследования.  На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей.

    Спектр  причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе  существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение  ее структуры и функций, рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение  условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого  населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого  обращения с детьми в семьях и  интернатных учреждениях при  снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение  ценностных ориентации, психологическая  дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно  сказываются на процессе социализации детей и подростков.

    Социальная  защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства  и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как  демографическая катастрофа (число  несовершеннолетних в Российской Федерации  убывает ежегодно на миллион), имеют  в основе своей общий кризис семьи.

    Проблема  социального сиротства актуальна  для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических  преобразований в стране, приведших  к ослаблению общечеловеческих, морально-этических  ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении  по социальным и психологическим  критериям. Рост числа детей, живущих  без родительского попечения, на фоне снижения общей численности  детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. 

    К настоящему времени сложилось  противоречие между необходимостью социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и недостаточной изученностью данного вопроса в социальной работе.

    На  основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Объект  исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    Предмет исследования:  особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

    В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

    В соответствии с целью и гипотезой  исследования нами были поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
  2. охарактеризовать объект и методы исследования;
  3. проанализировать результаты исследования;
  4. разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Методологической  основой нашего исследования явились принципы системного и деятельностного подходов, согласно идеям которых, человек представляет собой целостную, биотическую социально детерминирующую систему.

    Теоретической основой нашего исследования явились работы российских и зарубежных педагогов, исследовавших различные аспекты проблем детей-сирот. Среди них можно назвать комплексный и личностно-ориентированный подходы к ребенку (М.А. Гулина, Л.М. Шипилина), подготовку детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению (Л.С. Кочкина), социально-психологические особенности детей-сирот (Т.М. Панченко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирические: анкетирование, беседа;
  3. Методы количественной и качественной обработки данных.

    Опытно-эксперементальная  база: ГОУ «Арзамасский детский дом», г. Арзамас.

    Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации материала по проблеме исследования, а именно: проведен анализ литературы и обобщены подходы к проблеме осуществления социальной защиты дете-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Практическая  значимость исследования: материалы нашей работы могут быть использованы преподавателями для ознакомления с особенностями социальной работы с детьми-сиротами, для семинарских занятий, в работе воспитателя детского дома, а также в курсах лекций для студентов специализированных факультетов.

    Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. 

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

    1. Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом

    История детского призрения в России свидетельствует  о том, что стремление помочь ближнему, особенно детям-сиротам и убогим, было одной из традиционных особенностей русского национального характера. Сложившаяся в течение многих веков система детского призрения  по-своему уникальна.

    В России первый приют для "зазорных младенцев" основан в 1706 г. в Холмово-Успенском  монастыре близ Новгорода митрополитом Иовом. В 1763 г. утвержден Генеральный  план воспитательного дома (составлен  И.И. Бецким) в Москве, согласно которому в воспитательный дом принимались  подкидыши, дети, рожденные вне брака, и дети, оставленные своими родителями по бедности.

    Воспитательный  дом в то время - это закрытое учебно-воспитательное учреждение, задачами которого являлись: воспитание "новой породы людей" (так называемого "третьего чина") - купцов, ремесленников, их образование  и призрение. Управление воспитательными  домами возлагалось на Опекунский совет [16]. Во все времена воспитательная работа в учреждениях для детей-сирот зависела от задач, которые ставило перед ними общество. При создании первых приютов и воспитательных домов главным было дать детям кров, убежище и обучить ремеслу.

    Обучение  в воспитательных домах начиналось с 7 лет и велось на русском и  немецком языках (педагогами первых воспитательных домов были преимущественно иностранцы). Дети 7-11 лет занимались чтением, письмом, рисованием, основами ремесел; с 14-15 лет  несколько раз в неделю обучались  на фабриках и в мастерских. Наиболее способных обучали иностранным  языкам, привлекали к занятиям в  художественных классах.

    Приюты, воспитательные дома и прочие учреждения давали детям лишь убежище, призрение, в лучшем случае - примитивное ремесло. В этих учреждениях отмечалось отсутствие системы воспитания и обучения, а  также низкий уровень материального  обеспечения, санитарно-гигиенических  условий, что приводило к высокой  смертности детей. Политика государства  по отношению к детям-сиротам  была пассивной, слабая централизация  способствовала злоупотреблениям среди  лиц, осуществлявших попечение детей. Считалось, что основанием призрения  и образования должно быть нравственное развитие ребенка; грамотность и  обучение составляют второстепенную задачу [16]. Поэтому в воспитательной работе большое внимание уделялось формированию у детей соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Основными формами работы были беседы, лекции, диспуты.

    XX в. характеризуется осознанием  необходимости социально-педагогической  защиты детей, лишенных родителей,  вне зависимости от их сословий  и классовой принадлежности. На  основе знаний, полученных в процессе  изучения особенностей развития  личности ребенка, испытывающего  социально-психологическую депривацию, и в соответствии с перспективой  развития общества происходит  развитие системы воспитания  и социально-педагогической реабилитации.

    В 1917 г. воспитательные дома были закрыты, а в 1918 г. созданы детские дома - воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин [47]. Детские дома обеспечивали детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности в воспитательной работе было трудовое воспитание. Между группами детей часто велось соревнование. Победителей награждали вымпелами и книгами.

    В 1920-е гг. забота о жизни, здоровье осиротевшего ребенка постепенно дополняется  его воспитанием. У истоков создания новой системы воспитания стояли А.В. Луначарский, В.М. Бонч-Бруевич, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Среди основных характеристик новых подходов можно выделить следующие: государственность образования и воспитания; принцип коллективизма в воспитании; работа с детьми под лозунгом "Все дети - дети государства".

    Иными словами, государство брало на себя попечение о всех детях [16].

    На  смену сословному воспитанию, существовавшему  в дореволюционной России, пришло воспитание всего подрастающего  поколения для решения социальных целей, выдвигаемых обществом, - новая  трудовая школа. В связи с этим разрабатывались пути приближения  школы к жизни, подчеркивалась воспитывающая  роль труда в процессе школьного  обучения.

    В 1920-30-е гг. начинает активно пропагандироваться опыт воспитательной системы А.С. Макаренко, акцентироваться ведущая роль коллектива в развитии ребенка. Во многих детских  домах создавались отряды из детей  разных возрастов и выбирались их командиры. Эта форма воспитательной работы успешно применялась в  трудовой колонии им.М. Горького (1920-1927 гг.), детской трудовой коммуне им.Ф.Э. Дзержинского (1927-1935 гг.).

    Начало 1930-х гг. было отмечено новой волной роста беспризорности как следствия  разрушения традиционного уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. и репрессий. В этих условиях педагоги, работавшие в детских домах, старались использовать все формы и средства, направленные на формирование у детей честности  и трудолюбия. Наиболее распространенная форма воспитания того времени - совет  отряда. Дети сами выбирали своих представителей, все вопросы детского управления, трудового воспитания, организации  внеклассной работы, проведения праздников, спортивных мероприятий, самообслуживания решал детский совет и выходил  на заседание педсовета с просьбой утвердить принятое им решение. В  воспитательной работе начинали преобладать  авторитарный стиль педагогов, жесткое  планирование воспитательной работы и  контроль за ее выполнением.

Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами