Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.
В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19
Выводы по главе I…………………………………………………………..…29
Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31
2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37
2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45
Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50
Заключение…………………………………………………………………….52
Литература…………………………………………………………………….55
Приложения
Новый
рост беспризорности пришелся на военные
и послевоенные годы. Однако данные
1945 г. свидетельствуют, что среди
детей, поступивших в дома ребенка
и в детские дома, доля тех, чьи
родители погибли на фронте или в
оккупации, составляла всего около
20%. В числе других причин беспризорности
были голод 1946 г., тяжелые материальные
условия жизни большинства
Формы работы остаются прежними. В содержании воспитательной работы преобладали трудовая деятельность и подготовка детей к самостоятельной жизни.
В
начале 1950-х гг. число беспризорных
детей уменьшилось. На первый план вышли
социальные источники сиротства: невозможность
или неспособность родителей
содержать и воспитывать детей
по причине нужды, болезни, инвалидности
или аморального образа жизни. В
связи с тем, что большинство
воспитанников имели родителей
или родственников, было принято
решение о сокращении детских
домов и строительстве школ-
Школа-интернат
- общеобразовательное учреждение для
постоянного пребывания учащихся, не
имеющих необходимых условий
для воспитания в семье, а также
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Ее образовательные
программы и учебные планы
соответствовали обычным
В
школах-интернатах учебно-воспитательный
процесс основывался на рациональном
режиме учения, труда и отдыха. В
воспитательной работе широко использовались
такие формы, как собрание детей,
актив класса (группы), общественное
поручение, стенная газета и др. Однако
практика показала, что детские дома
имели свои преимущества как более
открытая форма воспитания, поскольку
дети обучались в
Основными направлениями воспитательной работы в 1970-1980-х гг. были идейно-политическое воспитание, общественно полезный и производительный труд, профориентация, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие детей.
К
началу 1980-х гг. контингент детских
домов стал расти. Увеличивалось
количество детей, имеющих нарушения
в развитии, менялся социальный состав
воспитанников. Все это значительно
осложняло воспитательную работу в
детских домах и школах-
Начало
перестройки в нашей стране в
1990-е гг. связано со сменой государственно-центристского
подхода в обеспечении
Для
воспитательного процесса детей-сирот
в этот период характерно выстраивание
многозвеньевой и многофункциональной
системы психолого-
Основным
критерием эффективности
В
начале нынешнего века прослеживаются
тенденции качественного
Воспитательная
работа строится на основе личностного
(индивидуального), творческого, ценностного,
деятельностного и
Во многих странах мира накоплен не малый опыт социальной защиты детства. В его основе лежат экономические, политические, социальные, духовные и религиозные условия стран, поэтому в каждой стране он имеет свои особенности.
В Великобритании основные аспекты социальной защиты детства изложены в принятом в 1989 году Законе «О детях» [12].
Вместо
принятых ранее терминов «родительские
права» и «родительские обязанности»
Законом введено понятие «
Если принято решение об ограничении ответственности, то местные органы власти берут на себя исполнение той части ответственности, в которой ограничены родители. Законодательство Великобритании содержит понятие о совместном исполнении родительской ответственности, например, отчимом, кровными родителями и местными органами власти, с четким обозначением, кто и какую часть этой ответственности берет на себя.
Решение суда о лишении родителей их ответственности принимается одновременно с решением о передаче ребенка на усыновление. При этом родители сохраняют свою родительскую ответственность вплоть до решения суда о назначении усыновителей.
Если
местные органы власти принимают
на себя часть родительской ответственности,
то в отношении таких детей
Закон применяет термин «дети, о
которых заботятся местные
Основной
формой устройства ребенка, о котором
заботятся местные органы власти,
является помещение его в «фостеровскую»
семью. «Фостеровская» семья — это
семья, заменяющая кровную, предоставляющая
необходимые условия и
Помещение ребенка в «фостеровскую» семью является формой временного устройства, которая наиболее гибко учитывает интересы ребенка и его родной семьи, поэтому она получила в Великобритании наибольшее распространение [12].
В
Австрии и некоторых других странах
в целях социальной защиты детей,
лишенных родительского попечения,
практикуется создание так называемых
«детских деревень». Каждая из них —
это учреждение, принадлежащее
Дети,
воспитывающиеся в детских
Изучению
особенностей развития детей, воспитывающихся
в детских учреждениях
Особенности психического развития по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе.
Наблюдения
сотрудников государственных
Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и мотивы общения. Многие авторы отмечают, что эти дети проявляют значительно больший интерес к взрослому в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях [37].
У дошкольников в детских домах часто появляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. Сравнительный анализ, сделанный В. М. Башиной, М. Е. Проселковой, показывает, что у детей без семьи, в отличие от обычных дошкольников, отсутствует способность к сопереживанию другим людям, как взрослым, так и сверстникам. У детей, живущих вне семьи, в игре практически отсутствует ролевое взаимодействие со сверстниками. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая их и не переживая с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету [37].
Н.
С. Кантонистова при описании депрессивных
состояний у детей отмечает, что
в дошкольном возрасте они обычно
стерты, проявляются в
Агрессивность детей, оставшихся без попечения родителей, можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены и многие другие потребности - в самоутверждении, во взрослом как идеале, в эмоциональном комфорте, в признании своей ценности со стороны окружающих [37].
У младших школьников, воспитывающихся в детском доме, недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления, выделить их свойства. Дефект восприятия может иметь последствии не только для обучения в школе, но и для общего хода психического развития ребенка. Центральное звено учебной деятельности — умение при выполнении задания ориентироваться на определенный общий способ действия. У воспитанников детского дома такое умение не сформировано. Кроме того, у этих детей недостаточно развито наглядно-образное мышление и логические операции обратимости. Доминирующими оказываются классификационные формы мышления [13].
Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами