Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.
В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19
Выводы по главе I…………………………………………………………..…29
Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31
2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37
2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45
Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50
Заключение…………………………………………………………………….52
Литература…………………………………………………………………….55
Приложения
В общении со взрослыми у воспитанников младшего школьного возраста главным остается желание заслужить одобрение воспитателя или учителя, т. е. снова проявляется неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте со взрослым. Детей-сирот в этом возрасте отличает низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности, произвольного поведения [37].
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских учреждений проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не усугубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить «по указке»), осложнения в становлении самосознания (осознание своей ущербности) и многое другое [13].
Многие авторы, в том числе Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, В. В. Столин, И. С. Кон, В. Н. Куницына, писали о том, что развитие самосознания - центральный психологический процесс подросткового периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувств собственной значимости и собственного достоинства [37].
Психологические
исследования показывают неадекватность
самооценки у большинства
У подростков 12-14 лет и старше проявляются разнообразные психопатические черты характера. Чаще всего у подростков, воспитывающихся в приюте, присутствует неустойчивый, истероидный или лабильный тип акцентуации характера [37].
Основные
признаки неустойчивого типа акцентуации
характера - это легкое подчинение чужому
влиянию, безволие, отсутствие целеустремленности
и склонность к праздному
Акцентуация
лабильного типа встречается у 20% подростков.
Для них характерны повышенная чувствительность
к чужому мнению, обостренная ранимость,
частая смена настроения. Особенно
болезненны для подростков этого
типа отвержение со стороны значимых
людей, разлука и утрата близких.
Возможны острые аффективные реакции,
такие подростки на почве эмоциональных
переживаний в аффективном
Также
у подростков встречаются нарушения
невротического круга, включая невротическую
депрессию и психастению. Депрессивные
состояния, что бы ни лежало в их
основе, неизбежно вселяют
Нельзя упустить из внимания и тот факт, как у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность и ко всем «чужим», и к «своим», детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам [13].
Таким
образом, в условиях детского дома у
детей могут отмечаться эмоционально
обусловленные неустойчивость, противоречивость;
повышенная возбудимость аффектов; сильная
острота симпатий и антипатий к людям;
импульсивность поступков; гнев; пугливость
н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм
и беспричинная веселость; равнодушие,
безучастность [13].
20
ноября 1959 года Организацией
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства [25].
В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В
отечественном законодательстве различаются
категории «дети-сироты» и «
Деятельность
социальных служб по защите прав детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, регламентируется следующими
международными и государственными
документами: Декларация прав ребенка
(1959), Конвенция ООН о правах ребенка
(1989), Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей
(1990), Конституция РФ, Гражданский
кодекс РФ (ч. 1, ст. 32-40), Семейный кодекс
РФ (разд. VI), Федеральный закон от
24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями)
Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 Семейного Кодекса определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера.
К первым относятся: смерть
родителей; их тяжёлая болезнь,
Другие причины утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг [45].
При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в первую очередь заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильём [14].
Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ [42].
Дополнительные права на образование:
1.
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей,
2.
Лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без
3.
Лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без
4.
Обучающиеся, воспитанники
5.
Обучающимся из числа детей-
6.
Обучающимся из числа детей-
Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами