Основы социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

Выводы по главе I…………………………………………………………..…29

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50

Заключение…………………………………………………………………….52

Литература…………………………………………………………………….55

Приложения

Работа содержит 1 файл

=Курсовая.docx

— 293.88 Кб (Скачать)

    В общении со взрослыми у воспитанников  младшего школьного возраста главным  остается желание заслужить одобрение  воспитателя или учителя, т. е. снова  проявляется неудовлетворенная  потребность в эмоциональном  контакте со взрослым.  Детей-сирот  в этом возрасте отличает низкий уровень  развития саморегуляции, самостоятельности, произвольного поведения [37].

    В подростковом возрасте особенности  психического развития воспитанников детских учреждений проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не усугубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить «по указке»), осложнения в становлении самосознания (осознание своей ущербности) и многое другое [13].

    Многие  авторы, в том числе Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, В. В. Столин, И. С. Кон, В. Н. Куницына, писали о том, что развитие самосознания - центральный психологический  процесс подросткового периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для  развития чувств собственной значимости и собственного достоинства [37].

    Психологические исследования показывают неадекватность самооценки у большинства дезадаптированных  подростков. Некоторые подростки  имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои возможности. Во время пребывания в приюте, школе  такой подросток неадекватно  реагирует на замечания, всегда считает  себя невинно пострадавшим, считает, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая  неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессии по отношению к более слабым. Однако у большинства подростков, поступивших в воспитательное учреждение, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подавлены, тяжело переживают свою ситуацию, не верят в возможность иной для себя жизни [37].

    У подростков 12-14 лет и старше проявляются  разнообразные психопатические  черты характера. Чаще всего у  подростков, воспитывающихся в приюте, присутствует неустойчивый, истероидный  или лабильный тип акцентуации  характера [37].

    Основные  признаки неустойчивого типа акцентуации  характера - это легкое подчинение чужому влиянию, безволие, отсутствие целеустремленности и склонность к праздному времяпрепровождению. Подростки с таким типом акцентуации  легко вовлекаются в асоциальные  группы, склонны к делинквентному (противоправному) поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока вероятность приема наркотиков или алкоголя. Побеги из дома или воспитательных учреждений служат стремлению избежать наказаний  или трудностей [37].

    Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков. Для них характерны повышенная чувствительность к чужому мнению, обостренная ранимость, частая смена настроения. Особенно болезненны для подростков этого  типа отвержение со стороны значимых людей, разлука и утрата близких. Возможны острые аффективные реакции, такие подростки на почве эмоциональных  переживаний в аффективном состоянии  способны к совершению самоубийства. Грубые нарушения поведения данному  типу подростков несвойственны [37].

    Также у подростков встречаются нарушения  невротического круга, включая невротическую  депрессию и психастению. Депрессивные состояния, что бы ни лежало в их основе, неизбежно вселяют неуверенность  в своих силах, в реальности жизненных  перспектив, угнетают волю, ухудшают способность  принятия самостоятельных и адекватных решений. Проявления депрессивного  синдрома у подростков могут быть следующие: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, бездеятельность, повышенная утомляемость [37].

    Нельзя  упустить из внимания и тот факт, как у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность и ко всем «чужим», и к «своим», детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам [13].

    Таким образом, в условиях детского дома у  детей могут отмечаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность [13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Правовые  основы организации  социальной работы с  детьми-сиротами

    20 ноября 1959 года Организацией Объединенных  Наций была принята Декларация  прав ребенка, в преамбуле которой  отмечено, что ребенок, ввиду его  физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране  и заботе, включая надлежащую  правовую защиту, как до, так и  после рождения, и что человечество  обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет [6].

    Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности  в соответствии с требованиями Конвенции  ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства [25].

    В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который не может  оставаться в таком окружении, имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

    В отечественном законодательстве различаются  категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся  те, у которых умерли оба или  единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без  попечения единственного или  обоих родителей в связи с  отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в  родительских правах, признанием родителей  безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением  их умершими, отбыванием ими наказания  в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или  от защиты их прав и интересов, отказом  родителей взять своих детей  из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки [16].

    Деятельность  социальных служб по защите прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, регламентируется следующими  международными и государственными документами: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении  выживания, защиты и развития детей (1990), Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ (ч. 1, ст. 32-40), Семейный кодекс РФ (разд. VI), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон РФ от 21 декабря  1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, соответствующие постановления Правительства и другие нормативные акты, в том числе принятые субъектами Российской Федерации, и отраслевым законодательством.

    Оставление  детей без попечения родителей  может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом  установить в законе. Статья 121 Семейного  Кодекса определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами  как объективного, так и субъективного  характера.

      К первым относятся: смерть  родителей; их тяжёлая болезнь,  делающая невозможной заботу  о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными;  ограничение или лишение родителей  родительских прав.

    Другие  причины утраты родительского попечения  – следствие либо невозможности  защищать ребёнка, заботиться о нём  из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг [45].

    При наличии обстоятельств, перечисленных  в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает  обязанность органов опеки и  попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая  одновременно является правом этих органов  как уполномоченным государством на её осуществление.

    Основное  содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в первую очередь заключается  в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в  трудоустройстве и обеспечении  жильём [14].

    Меры  по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, а также лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

    Расходы на реализацию мер по обеспечению  дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных  внебюджетных фондов и других не запрещенных  законом источников.

    Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных  пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при  трудоустройстве и поступлении  в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения  воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ [42].

    Дополнительные  права на образование:

    1. Дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, получившие  основное общее или среднее  (полное) общее образование, зачисляются  на курсы по подготовке к  поступлению в учреждения среднего  и высшего профессионального  образования без взимания с  них платы за обучение.

    2. Лица из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, вправе получать бесплатно  второе начальное профессиональное  образование.

    3. Лица из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех  типах государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся,  потерявшие в период обучения  обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  данного образовательного учреждения.

    4. Обучающиеся, воспитанники всех  типов образовательных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, при  выпуске из этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим  образовательным учреждением сезонной  одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным  пособием в сумме не менее  двух минимальных размеров оплаты  труда.

    5. Обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, помимо полного государственного  обеспечения выплачивается стипендия,  размер которой увеличивается  не менее чем на 50% по сравнению  с размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном  учреждении, а также выплачивается  100% заработной платы, начисленной  в период производственного обучения  и производственной практики.

    6. Обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, до окончания обучения  выплачивается ежегодное пособие  на приобретение учебной литературы  и письменных принадлежностей  в размере трехмесячной стипендии.  Выплата указанного пособия осуществляется  в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами