Основы социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

Выводы по главе I…………………………………………………………..…29

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50

Заключение…………………………………………………………………….52

Литература…………………………………………………………………….55

Приложения

Работа содержит 1 файл

=Курсовая.docx

— 293.88 Кб (Скачать)

    Социальная  защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства  и общества.

    Деятельность  социальных служб по защите прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, регламентируется следующими  международными и государственными документами: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990); Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ (ч. 1, ст. 32-40); Семейный кодекс РФ (разд. VI); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ; соответствующие постановления Правительства и другие нормативные акты, в том числе принятые субъектами Российской Федерации, и отраслевым законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома

2.1. Общие сведения  об учреждении  и характеристика  работы с детьми-сиротами  в нем

    Арзамасский детский дом был открыт 5 ноября 1998 года на базе бывшего детского сада. Произведена реконструкция здания, где были созданы условия для  жизни и воспитания детей с 3-х  до 18 лет. В настоящее время в  учреждении проживает 46 воспитанников (7 девочек, 39 мальчиков), в возрасте от 8 до 18 лет.

    Коллектив детского дома работает по проблеме «Развитие  системы социального воспитания, направленной на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данная проблема  реализуется  через  следущие направления деятельности: психологическое сопровождение  участников учебно-воспитательного  процесса; трудовая реабилитация; медико-оздоровительные  мероприятия; спортивно-оздоровительные  мероприятия; социальная служба.

    Детский дом осуществляет совместную работу с частными лицами и организациями  г.Арзамаса. Среди них департамент  образования и науки, Нижегородский  институт развития образования, Арзамасский  государственный педагогический институт, медицинская служба, учреждения дополнительного  образования, воскрестная школа  при церкви св. Духа, МОУ СОШ №12, средства массовой информации, городской  отдел внутренних дел, отделение  по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних, семейные дети и их родители, спонсоры.

    Воспитательный  процес в учреждении осуществляется следующими структурами: психологическая  служба; инструктора; воспитатели; медицинская  служба; социальная служба. Психологическая  служба проводит диагностику и коррекцию  социально-психологического развития ребенка. Инструктора занимаются кулинарией, гладильно-прачечным делом, швейным  делом, столярным делом, слесарным и садово-огородным делом. Воспитатели прививают навыки культуры поведения, этикета, общения, межличностных отношений, духовных ценностей, денежных отношений, материальных ценностей, бытовых навыков. Медицинская служба осуществляет контроль за медицинской помощью воспитанникам, личной гигиеной, санитарно просветительской работой. Социальная служба, представителем которой является социальный работник, занимается защитой прав и трудоустройством воспитанников. Деятельность социального работника в детском доме регулируется уставом учреждения, должностной инструкцией, различными нормативными актами федерального и регионального уровня, главными из которых являются Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (от 24 апреля 2008 года).

    Социальный  работник занимается  различными видами деятельности. В течение всего  года осуществляется прием детей  в учреждение и их сопровождение: социальный работник оформляет все  необходимые документы, регистрирующие ребенка в детском доме. Как  только ребенок поступил в учреждение, проводится первичное социально-педагогическое обследование, которое в дальнейшем становится основой для построения планов и прогнозов воспитательных воздействий. При взаимодействии с  психологом социальный работник помогает ребенку успешно пройти адаптацию  в группе.

    Все данные, полученные при регистрации  детей, отправляются в Федеральный  банк данных о детях-сиротах и  детях, оставшихся без попечения  родителей. Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную  информацию о гражданах, желающих принять  детей на воспитание в свои семьи  и обратившихся за соответствующей  информацией к федеральному оператору  государственного банка данных о  детях.

    С первых же дней поступления ребенка  в учреждение социальный работник занимается открытием лицевого счета и в  дальнейшем осуществляет контроль за поступлением денежных средств на счета воспитанников (пенсия по СПК, пенсия по инвалидности, ЕДК).

    Социальный  работник занимается оформлением социальной пенсии  по потере кормильца. Для  этого он собирает все необходимые  справки и документы: свидетельство  о смерти кормильца; копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий страховой стаж умершего; справку  о среднемесячной заработной плате  умершего за период, который стоит  уточнить в Пенсионном фонде, в который  подаются документы. Еще одними из основных документов являются документы, подтверждающие факт родства с умершим гражданином, свидетельство о рождении ребенка, а если ребенок уже является студентом  очной формы обучения, тогда и  справку из данного учебного заведения. Также социальный работник занимается оформлением пенсии по инвалидности.

    Одной из обязанностей социального работника  является обследование жилищно-бытовых  условий детей. Обследование должно выявить наличие нормальных условий  для проживания и развития ребенка: фактическое состояние жилья, санитарное состояние, наличие места для  размещения ребёнка – место для  занятий, сна, игр.

    Социальный  работник проводит изучение психологических  особенностей детей через посещение  уроков, воспитательных часов, а также  на занятиях с детьми в коррекционных  группах. На комплектацию групп оказывают  влияние следующие факторы: возраст  воспитанника; результаты диагностики, осуществленной психологом. Социальный работник проводит индивидуальные беседы с воспитанниками, воспитателями  и занимается решением поставленных ими проблем. Ежемесячно проводятся тренинги личностного роста, тренинги профессионального самоопределения, тренинги социальных навыков.

    В таких ситуациях, как необходимость  получения паспорта по достижении 14 лет, оформление проездного билета, оформление наследства и т.п., социальный работник является ответственным, поскольку  оформление необходимой документации является одной из основных обязанностей социального работника.

    В настоящее время одной из проблем  является уклонение родителей от уплаты алиментов. В данной ситуации оформляется исковое заявление  на розыск родителей и удержание  алиментов на лицевой счет воспитанников. Таким образом, взаимодействуя с  главным управлением Федеральной  службы судебных приставов, социальный работник реализует защиту прав ребенка.

    В случае необходимости социальный работник проводит розыскные мероприятия. Так, за период 2008-2009 года 17 воспитанников  детского дома совершили 38 случаев  самовольных уходов. Сотрудниками детского дома были проведены розыскные мероприятия, а так же был объявлен розыск воспитанников  в Управлении внутренних дел г. Арзамаса. Из 38 зафиксированных случаев самовольного ухода: 11 воспитанников вернулись  самостоятельно; 16 воспитанников доставлены сотрудниками милиции; 11 воспитанников  доставлены сотрудниками детского дома.

    Социальный  работник осуществляет защиту прав ребенка  в органах охраны правопорядка, в  судебных органах, а так же принимает  участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

    В число обязанностей социального  работника входит оформление документов по устройству и дальнейшему обучению выпускников. Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей", выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном  обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в  связи с завершением обучения. Каждый воспитанник имеет право  на полное государственное обеспечение  и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального  образования - предоставление детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях [45]. На период 2011 года в Арзамасском детском доме зарегистрированы два выпускника, которым предоставляются все необходимые условия проживания при получении среднего профессионального образования.

    Социальный  работник осуществляет контроль за обучением  выпускников детского дома и, в дальнейшем, оказывает помощь в их трудоустройстве. Органы государственной службы занятости  населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности  с учетом состояния здоровья.  Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без  попечения родителей, лицам из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается  пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней  заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, высвобождаемым из организаций  в связи с их ликвидацией, сокращением  численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

    Ежегодно  в сентябре социальный работник составляет социальный паспорт, в котором отражены основные данные о воспитанниках  детского дома. Социальный паспорт  включает в себя следующие графы: всего воспитанников; учатся в образовательных  учреждениях; учатся в специальных (коррекц.) учреждениях; находятся на домашнем обучении; посещают дошкольные учреждения; дети-сироты; родители лишены родительских прав; родители ограничены в родительских правах; матери-одиночки; получают пенсию по потере кормильца; получают пенсию по инвалидности; алименты назначены; алименты выплачивают; жилье  закреплено; имеют жилье в собственности; посещают кружки; состоят на учете  в ПДН, ИДН; получили паспорт.

    Все вышеперечисленные виды деятельности, осуществляемые социальным работником, требуют от него профессиональной компетенции. В связи с этим социальный работник проходит курсы повышения квалификации, принимает участие в методобъединениях.

    С целью изучения особенностей социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, мы предлагаем разработанную нами анкету (см. приложение 1), направленную на изучение соблюдения прав детей в детском  доме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов  исследования

   С целью изучения особенностей социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, нами была разработана анкета (см. приложение 1), направленная на изучение соблюдения прав детей в детском доме.

   В анкетировании приняли участие воспитанники Арзамасского детского дома. Было опрошено 40  человек, из них 33 мальчика (82%) и 7 девочек (18%), в возрасте 8 - 18 лет.

   Результаты  анкетирования представлены в таблице (см. приложение 2).

   На  поставленный вопрос «Знаете ли Вы свои основные права и обязанности?»  были получены следующие ответы, представленные на рисунке 1.

   

   88% респондентов ответили положительно, что свидетельствует об осведомленности  воспитанников по этому вопросу. 8% ответили отрицательно, что говорит  о недостаточной работе социального  работника по информированию  детей. У 4% респондентов данный  вопрос вызвал затруднения. Это  может свидетельствовать об отсутствии  четкого представления о правах  и обязанностях.

Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами