Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:16, реферат
К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько подходов: демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет.
Кадровое обеспечение работы с молодежью. В целях формирования многоуровневой непрерывной системы подготовки кадров и кадрового обеспечения ГМП необходимо осуществить следующие меры:
39.развитие
социального потенциала
российской сельской
молодежи
Сельская молодежь представляет собой
социально-территориальную общность,
особенность которой определяется совокупностью
демографически возрастных, психосоциальных,
социально-трудовых, поведенческих, ментальных
и иных атрибутов, детерминируемых их
специфической территориально-
Молодежь села является одним из основных элементов формирования социального потенциала деревни. Качественные и количественные параметры подрастающего поколения на селе во многом определяют условия воспроизводства трудового и кадрового потенциала, важнейшие структурные детерминанты состояния сельских территорий и их населения в ближайшем будущем, что отражает связь между специфическими условиями развития молодежи и жизнедеятельностью сельских территорий.
Общий процесс сокращения численности и доли сельского населения (характерный для всех развитых стран) сопровождается нарастанием кризисных явлений в демографическом развитии российского села, процессами депопуляции и выморочной ситуацией трудоактивного населения. В большинстве регионов демографические процессы на селе достигли критической стадии.
Демографические характеристики.
Критических масштабов достигла малонаселенность.
Естественная убыль сельского населения обусловлена снижением рождаемости, что отчасти связано с уменьшением численности женщин фертильного возраста, а также с тенденцией перехода от многодетной семьи к нуклеарной. Факторами здесь выступают отказ большинства семей иметь детей (откладывание рождений или предпочтение бездетности), а также отсрочка вступления в брак, что ведет к снижению числа первых рождений.
В пореформенный период на селе продолжают воспроизводиться и углубляться диспропорции между мужским и женским населением в брачном возрасте (18-25 лет).
На демографический
потенциал российской деревни негативное
влияние оказывает высокий
Миграционные процессы.
На протяжении десятилетий население городов пополнялось за счет оттока людей из села, в результате чего стабильно уменьшалась численность сельского населения, ухудшались его качественные параметры, сокращалась база для естественного воспроизводства.
Вследствие падения сельскохозяйственного производства, роста цен, безработицы, задержек выплаты заработной платы, прекращения финансирования социальной сферы обострилась проблема «вымывания» молодежи из сельских территорий России (несмотря на нарастающую трудность ее адаптации в города).
Рынок труда на селе.
Трудовой потенциал села характеризуется рядом неблагоприятных факторов: сезонный дефицит рабочей силы превращается в постоянный; происходит быстрое постарение сельского населения; существенно уменьшается естественный прирост сельского населения; население, в основном молодежь и квалифицированные кадры, переезжает из села в город; возникают экологические проблемы и др.
Структура занятости молодежи на селе нерациональна, сужается сфера приложения труда для сельской молодежи, на селе практически не создаются новые рабочие места. В результате спада производства и разрушения объектов социальной инфраструктуры эта тенденция усиливается, что во многом обусловливает рост безработицы. Молодежь не может трудоустроиться в течение года, а иногда и дольше, теряет квалификацию, трудовые навыки и уверенность в себе.
Несмотря на это что молодежь отличается мобильностью, экономическая миграция как фактор развития молодежного труда именно в сельских территориях практически отсутствует.
Молодежный рынок труда в сельской местности имеет свои особенности.
Основной сферой приложения труда сельского населения было и остается сельское хозяйство.
Проблема сельской молодежной безработицы является одной из острейших социальных проблем в современном обществе. Неучастие молодежи в общественном производстве оборачивается крупными материальными потерями. Молодежь на селе занята в основном трудоемким, низкоквалифицированным и малопривлекательным трудом.
Цель ГМП в решении проблем сельской молодёжи: улучшение качества жизни и создание оптимальных условий для реализации потенциала сельской молодежи.
Задачи:
1. Повышение информационной грамотности сельской молодежи;
2. поднятие престижа рабочих сельскохозяйственных профессий;
З. повышение электоральной активности сельской молодежи;
4. повышение общественной активности сельской молодежи;
5. увеличение доли сельской молодежи ведущих здоровый образ жизни.
Для того чтобы реализовать желание молодежи жить и работать в селе, необходимо принять конкретные меры по ослаблению влияния негативных процессов на миграцию молодежи, тем более что некоторые из них не требуют значительных материальных затрат
Н-р, Организация культурного досуга, Достойный Уровень оплаты труда, Поддержка аграрных образовательных учреждений, Устойчивое развитие сельских поселений и сельскохозяйственного производства, ФЦП
В Липецкой области
для решения проблем сельской
молодежи (обеспечение жильем, трудоустройство,
досуг, проблемы борьбы с социальными
болезнями) ведется работа по созданию
в сельских районах молодежных производственно-жилищных
комплексов. Распоряжением Главы администрации
Липецкой области создана постоянная
рабочая группа по формированию СМЖПК
на территории Липецкой области.
40.
Международная практика
и мировые тенденции
в сфере молодежной
политики
-АВСТРИЙСКАЯ ПРОФСОЮ3НАЯ МОЛОДЕЖЬ
(АПМ) является молодежной секцией Объединения
австрийских профсоюзов. В ее состав входят
молодые рабочие и служащие в возрасте
до 21 года. Насчитывает около 100 тысяч членов.
Строится по производственно-
АПМ выступает с требованиями создания
контролируемых общественностью учебных
мастерских, организации на средства предпринимателей
фонда профессионального образования,
создания новых учебных мест на производстве.
-БРИТАНСКИЙ СОВЕТ МОЛОДЕЖИ (БСМ). Образован
в 1949 году. Согласно принятому в 1976 году
уставу, БСМ является главным образом
консультативным органом большинства
молодежных организаций страны и может
предпринимать самостоятельные действия
лишь с согласия большинства состоящих
в нем организаций.
БСМ занимается преимущественно вопросами
организации отдыха, туризма, спорта и
т. д. За последнее время заметно усилилось
проявление интереса БСМ к социально-политической
проблематике, к проблеме безработицы
среди молодежи.
Молодежная политика в Липецкой области реализуется в соответствии
с нормативными правовыми актами, принятыми
на федеральном и региональном уровнях,
в том числе: Законом Липецкой области "О государственной молодежной политике в Липецкой области ", Законом Липецкой области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений", областными целевыми
программами "Молодежь Липецкой области (2006-2010 годы)", "Молодая
семья (2005-2010 годы)", "О государственной поддержке в обеспечении
жильем молодых семей до 2010 года". В
регионе приоритетным является системный
комплексный подход при решении проблем
молодежи. Реализуются более 20 областных
целевых программ, затрагивающих интересы
молодых людей. Совершенствуется инфраструктура
для развития интеллектуального, творческого,
спортивного потенциала юношей и девушек.
В области действует координационный
Совет по молодежной политике при главе администрации
области . Стратегическое и тактическое
обеспечение государственной молодежной политики на
территории области осуществляет комитет
по делам молодежи администрации области
Проектирование будущего России. Фактически проектирование молодежной политики есть и проектирование будущих состояний общества, а также — проектирование будущих проблем социального развития.
Для осмысления всей конструкции государственной молодежной политики, осуществляемой в России, подход с точки зрения теории и практики социального проектирования представляется продуктивным. Проектное мышление становится базовым в сфере управления социальными процессами на макро- и микроуровнях, работа по проектам все более широко применяется в мировой практике социальных преобразований. Важнейшие черты проектного мышления — отказ от оценки нововведений лишь по их экономической успешности и все более определенная связь всех действий в рамках проекта, включая и расчеты затрат и возможной прибыли, с ценностными ориентирами — гуманитарными и экологическими.
С этих позиций нельзя не увидеть, что программные разработки в области государственной молодежной политики, давшие на выходе ряд важных документов, не вывели ее тем не менее за пределы организационных мероприятий в верхних эшелонах власти. Организационные перемены не привели к созданию реальных условий для улучшения положения молодежи. Социальные проблемы для большинства молодых людей не только не разрешались, но и нарастали.
Противоречие между активизацией практических действий органов исполнительной власти по осуществлению целевых программ и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе.
Помимо
низкого уровня ресурсного обеспечения
мероприятий государственной
На федеральном уровне власти функции реализации направлений молодежной политики частично осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство, Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и другие.