Основные категории и понятия СП

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько подходов: демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет.

Работа содержит 1 файл

экзамен ГМП.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

1. Молодежь. Подходы  к термину «молодежь».

К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько  подходов: демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в  целом социологического подхода  к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет.

молодежь –  это такая часть населения (в  возрасте от 14 до 30 лет), которая связана  с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры. Самой активной частью молодёжи является студенчество. 

2. Категории молодежи

3 категории молодежи:

  1. 14-18лет – 14-16 и 16-18 – школьники
  2. 18-23(24) – получение образования
  3. 23(24)-30
 

3. Понятие МП.

МП – это  система комплексной и систематической  деятельности гос-ва, обществ-х объд-й  и др., в отношении молодежи и  направленная на поддержку населения  от 14 до 30 лет. Субъектами МП выступают общественные силы. Их ресурсы предопределяют каким образом они строят свою политику. Объект – молодежь.

Виды: по срокам – долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная, текущая; по территориально – управленческому  критерию -  федеральная, региональная, местная; по критерию рациональности – светская, религиозная; по критерию идейного содержания – идеологизированная, неидеологизированная; по критерию легитимности – правовая, нелегитимная; критерии эффективности – эффективная, неэффективная; по критерию субъективности – политика осуществляемая в отнош-и молодежи, политика проводимая самой молодежью. 

4. Здоровье молодого поколения россиян как объект ГМП  

В условиях углубляющегося социального неравенства процесс  утраты физического здоровья в различных слоях молодого поколения происходит неравномерно. К наиболее значимым причинам, влияющим на частоту заболеваний и снижение сопротивляемости организма, относятся уровень и качество жизни, образование родителей (особенно матери), тип региона и населенного пункта, состав семьи. Относительно благополучная ситуация складывается в семьях со средним уровнем достатка и высоким уровнем образования родителей; уровень частоты заболеваемости детей из состоятельных семей лишь немного ниже, чем среди бедных и малообеспеченных. 

5.   ГМП в сфере труда и занятости

Государственная политика - Ее основная задача – минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

В качестве объекта  политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, а в качестве субъектов – Министерство труда и социального развития и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров. Центры занятости, биржи труда, фирмы, оказывающие рекрутинговые услуги (подбор и обучение высококлассных специалистов). ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ: Поддержание полной занятости; сдерживание безработицы на социально допустимом уровне, борьба с массовой безработицей; развитие трудовых ресурсов; предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных. Согласование спроса и предложения рабочей силы; развитие трудовой и профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка труда; регулирование безработицы на основе трудовой активизации безработных. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:                            

Гарант занятости  населения; активное противодействие  безработице: социальная защита безработных. Правовые гарантии социальное справедливости на рынке труда; активная помощь вынужденно безработным в профобучении, трудоустройстве и переезде к новому

месту работы. 

6. ГМП по поддержке добровольчества

Добровольчество развивается. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года,  утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. Первые упоминания в России в 1984 г (Городские попечительства о бедных)

Критерии, определяющие добровольческую деятельность:

1) не  направлена  на  получение  прибыли (осуществляется  без  ожидания вознаграждения);

2) является  результатом   свободного  осознанного  выбора  человека  (без принуждения или указания "сверху");

3) результат  приносит пользу третьим лицам  или обществу в целом, а так  же самим добровольцам.

На основе данных критериев, в самом общем виде,  можно дать следующее определение понятия «добровольцы»: Добровольцы – люди,  независимо  от  возраста,  своего  социального положения,  должности,  религиозных или политических убеждений,  посвящающие часть  своего  личного  времени, энергии,  знаний  для помощи  другим  людям, улучшения окружающей жизни или развития общества в целом,  работая без

вознаграждения (безвозмездно), на основе своего свободного, осознанного выбора.

Глобальная  программа  действий, 34  принятая  на  XVI  Всемирной конференции добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих усилий (IAVE) в Амстердаме в 2001 году, представляет собой платформу, отвечающую на вопрос о выгодности добровольчества для каждого отдельного человека,  каждого из секторов общества (некоммерческий, государственный и коммерческий).

Стратегией  государственной  молодежной  политики  России  отмечены основные  проблемы  молодежи,  решению  которых  призвано  способствовать системное развитие и поддержка молодежного добровольчества: ― низкая  вовлеченность  молодежи  в  социальные  процессы  и общественную деятельность; ― отсутствие условий для самореализации молодежи;

― социальная  изоляция  молодых  людей,  находящихся  в  трудной жизненной ситуации;

― отсутствие  у  молодежи  интереса  к участию в общественно – политической жизни общества.

В ЛО в 2009г «О добровольческом движении в ЛО», в 2009г  гос.обл учрежд-е «Центр развития добровольчества» 

7. Развитие физической  культуры и спорта  в молодежной среде

Человек как  личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть "нездоровым". 

8. Информационное обеспечение  молодежи в рамках  ГМП

На сегодняшний  день информация оказывает все большее  влияние на социальные, культурные, экономические процессы в обществе. Особенно это сказывается на молодежи, как наиболее восприимчивой и наименее эмоционально устойчивой группе населения, которая, вместе с тем, оказывает заметное влияние на качественное изменение социальной структуры общества.

Молодежь испытывает значительные  трудности в реализации своих целей, жизненных планов, интеллектуального  потенциала.

В период своего становления молодые люди сталкиваются с множеством социальных, правовых, психологических, медицинских проблем. В большинстве случаев из-за социальной некомпетентности они не готовы к этим проблемам, и не имеют достаточных навыков к их решению. Незнание молодежи того, как можно решить самим ту или иную проблему, усугубляется недостатком информации о том, какие специалисты, службы, могут оказать реальную помощь и поддержку.

Информационная  ситуация сегодня определяется противоречивым единством «информационного взрыва»  и «информационного голода». В огромном потоке ненужной информации затрудняется поиск  ценной. Как известно, сознание молодежи лишено устойчивых образов, следовательно, открыто по отношению к новым ярким впечатлениям. В силу этого, последствия негативного информационного давления особенно пагубно отражаются в сознании молодежи. Замечено, что негативная информация способна провоцировать агрессивность, суицидальные действия, нарушение общественного порядка, экстремизм и т.д.

Поэтому одним  из приоритетных направлений молодежной политики является «Информационное  обеспечение молодежи», основной задачей  которого является  обеспечение защиты прав молодежи на получение достоверной, качественной информации, необходимой для ее полноценного становления и развития. 

9. Патриотическое воспитание  молодежи.

Патриотическое  воспитание молодежи

Целями патриотического  воспитания являются возрождение и развитие гражданских и военных патриотических традиций, воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к государственной символике, формирование патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Соответственно целям патриотического воспитания формируются и его основные направления. В некоторых регионах приняты нормативные акты, регламентирующие формы и методы патриотического

воспитания населения, в том числе молодежи, повсеместно  приняты и реализуются программы патриотического воспитания населения.

Условно можно  выделить два направления патриотического  воспитания: гражданско-патриотическое и военно-патриотическое. Концепция  долгосрочного социально-экономического развитая РФ на период до 2020 года в разделе «Молодежная политика» обозначает ряд направлений патриотического воспитания молодежи: 1) популяризация общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека,

патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция; 2) формирование единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества; З) стимулирование интереса молодежи

к историческому  и культурному наследию России, поддержка  деятельности (в том числе, добровольческой) по реставрации исторических памятников.

Гражданско-патриотическое воспитание включает мероприятия по формированию уважения к традициям и сохранению исторической памяти. Сохранение исторической памяти предполагает изучение истории и культуры Отечества и родного края, участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества (участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибшин, запись

воспоминаний  очевидцев памятных событии истории  Отечества), противодействие проявлениям  политического и религиозного экстремизма  в молодежной среде, физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового  образа жизни, воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

Для сохранения исторической памяти за рубежом и  пресечения проявлений национализма 6.05.2009 в Государственную думу внесен проект федерального закона Ns 197582-5, дополняющий Уголовный кодекс новом статьей об уголовной ответственности за посягательства против исторической памяти в форме публичного пересмотра обстоятельств, констатированных приговором Нюрнбергского трибунала, осудивших нацизм, нацистских преступников и нацистские организации. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает поощрение и создание условий для развития связей с соотечественниками за рубежом, поскольку РФ поддерживает получение и использование соотечественниками (т.е. и русскоязычной молодежью) информации на родных языках, признает документы об образовании, полученном русскоязычной молодежью на территории зарубежных государств.

Гражданское патриотическое воспитание осуществляется как государственными органами, учреждениями образования  и культуры, так и общественными организациями. Среди таких негосударственных организаций, как правило - советы и организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Информация о работе Основные категории и понятия СП