Основные категории и понятия СП

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько подходов: демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет.

Работа содержит 1 файл

экзамен ГМП.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

    Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

  • экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
  • экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
  • экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
  • данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
  • экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения  экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие  особо значимые факторы:

1. Обострение  социальной напряженности в молодежной  среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

    2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

    3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

6. Наличие незаконного  оборота средств совершения экстремистских  акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

    8. Использование  сети Интернет в противоправных  целях (обеспечивает радикальными общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

  • оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
  • формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
  • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать

формирование  толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

  • разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие

умений социального  взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

    Возможные модели профилактики экстремизма.

1 Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

2. Модель профилактической  работы, ориентированная на снижение  деструктивного потенциала молодежных  субкультур.

      Экстремизм  - социально-биологический феномен, выраженный в превышении человеком (группой) пределов нормативно допустимого, при наличии злого смысла или умысла.

          Профилактика  экстремизма предполагает учет ряда положений.

      1. Привитие (с детства) резко отрицательной  реакции на сами понятия «экстремизм», «терроризм» с последующей реакцией отторжения и блокировки «синдрома сочувствия» или оправдания экстремистов, а не только понимание массой молодежи сути экстремизма (что недоступно для значительной части). Прямая (лобовая) профилактика, как правило, не дает результата. Исключение составляют те случаи, когда ставится задача целенаправленно и агрессивно вывести из строя (дезавуировать) определенную категорию лиц.

      2. Наиболее эффективной для большинства  молодежи является система косвенного  воздействия - через создание среды позитивного развития и решения актуальных жизненных (на данный момент) проблем молодежи.

      3. широкое рекламирование и внедрение в сознание молодежи позитивного образа молодого россиянина и путей самореализации, достижения жизненного успеха.

      4. Перевод установок молодежи из  сферы досуга (праздность, ложные  ценности и образы) в сферу  позитивной трудовой деятельности, творчества. Героем для молодежи должен стать реальный герой, а не играющий героя или ложный герой.

    5. Развитие  правовой базы, в первую очередь  уточнение определения экстремизма,  ибо его часто

смешивают с  деструктивным, агрессивным или просто нестандартным поведением.

    Профилактика  экстремизма в среде молодежи осуществляется на следующих уровнях:

    • на уровне всей молодежи - проводятся общепрофилактические мероприятия;
    • в среде большинства молодежи (благополучной) - общепрофилактические мероприятия;
    • в среде субкультур - мероприятия проводятся выборочно в зависимости от их специфики и от степени социальной опасности;
    • в среде агрессивно настроенной молодежи - целенаправленная профилактика и другие способы воздействия, включая спецмероприятия.

    Наиболее существенные институты профилактики и возможные  способы воздействия:

      Государство - целенаправленная работа по созданию позитивной среды обитания и развития молодежи; укрепление связи государство-молодежь.

      Семья - выделение «домашних» (благополучных) и «уличных» (проблемных) подростков и молодежи, соответствующих типам семей по степени благополучия, работа по созданию позитивных сред для нормальной жизнедеятельности семей, продвижение в решении жилищной проблемы.

      Система образования. Общая задача -возвращение к всеобщему бесплатному и обязательному полному среднему образованию, так как данная система способна оказывать блокирующее воздействие I ia негативные проявления и при ее решении можно рассчитывать на значительное снижение уровня многих социальных патологий. Частная задача - развитие системы контроля, выявление агрессивно настроенных молодых людей и выбор средств работы с ними; развертывание подготовки кадров по специальности «Организация работы с молодежью», которая ведется с 2004 г. в ряде вузов страны.

      СМИ. Общая задача (общественные организации совместно с государством) - снижение уровня агрессивности и экстремальности подаваемой потребителю информации. Частная задача - создание и развитие собственно молодежных каналов и программ; прежде всего имеет смысл воссоздать радиостанцию «Юность» и массовые молодежные газету и журнал.

      Физическая  культура и спорт - расширение массовой базы, начиная с дворового спорта, оборудования типовых спортплощадок; развитие культуры здоровья.

      Сфера культуры - организация госзаказа институтам культуры на создание позитивной культурной среды; увеличение финансирования библиотек, школьных, целевых, особенно в малых и средних городах.

      Интернет  - целенаправленная работа по снижению негативного воздействия информации, особенно экстремистских сайтов.

Система работы с молодежью - перенос центра тяжести работы комитетов по делам молодежи, государственные и общественных организаций на основную массу молодежи (благополучную); работа с проблемной и кризисной молодежью; увеличение финансирования молодежных программ, расширение подготовки. 

29. роль общественных молодежных объединений в формировании и реализации ГМП РФ 
Молодежное движение в современной России представлено широко: в настоящее время насчитывается более 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций разного территориального уровня. Наиболее активно институализируются и проявляют себя общественные организации на базе школ и других учебных заведений. Общественные организации, объединяющие детей и юношество, функционируют не только в столичных городах и областных центрах, но и других регионах. 
Участие в работе общественных организаций предполагает не только удовлетворение индивидуальных интересов членов объединения в каком-то виде деятельности, но определенную долю ответственности каждого за свои поступки в процессе достижения общей цели и за результаты коллективных действий. Совместная организованная деятельность заставляет членов группы согласовывать свои интересы с общими, свою личную цель участия в работе организации с целями объединения в целом. Разумеется, это невозможно без некоторого самоограничения личных интересов и свободы. Не всякий из юных современников готов к этому. 
Вместе с тем, «сутью организованного детского движения выступает социальное творчество». ДОО олицетворяют собой своеобразные ячейки гражданского общества в детской среде. Здесь дети, подростки приобретают опыт совместной деятельности, развивают организаторские и творческие задатки. Детские общественные формирования дают возможность каждому участнику проявить свою активность в социально значимых делах, что способствует формированию гражданских качеств у подрастающего поколения. Тем самым, закладываются «кирпичики» традиций «взрослого» гражданского общества, приумножается потенциал развития демократии в нашей стране. Общественные объединения учащихся определенным образом структурируют их социальное пространство и время, выступают «тренажером» обретения социального опыта, служат локализации риска кризисного социума. 
Отношения учащейся молодежи к деятельности современных общественных организаций, участию в общественной жизни и реализуемым молодежным программам, мероприятиям, выявления резервов развития детского движения - важный фактор социализации подрастающего поколения.
 

30. Политика государства по профилактике безнадзорности и правонарушений среди молодежи.

Под системой  профилактики безнад-ти и правонар-й  несоверш-х подразумевают совокупность органов и учреждений, в компитенцию  которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующие безнад-ти и беспр-ти правонаруш-й. ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-ти и правонар-й несов-х».

Органы и учреждения: комиссии по делам несоверш-х, органы управления образования, органы опеки  и попечительства, органы по делам молодежи, органы внутренних дел и др.

Программа «Профилактики  безнад-х и правонаруш-й несовер-х», вкл след мероприятия: совершенствование  механизмов, обеспеч-х взаимод-е  учрежд-й профилактики, созд-е служб  для реабилитации детей и подростков и др. 

31. Роль полит партий в формировании и реализации ГМП в РФ

      Современная социально-политическая действительность российского общества свидетельствует  об активизации деятельности политических партий в области молодежной политики с целью расширения своего электората и омоложении рядов партии. Это обусловлено, в частности, кардинальными изменениями технологии организации и проведения выборов в высший законодательный орган страны - Государственную думу Федерального Собрания РФ. Данная тенденция ярко выражена в политических партиях- Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.

      В современном политическом процессе ряд политических партий пытается вовлечь  в свою деятельность авторитетные молодежные организации. Например, молодежные организации «Наши», «Новые люди», «Россия молодая» и другие, объединяющие определенную часть российской молодежи в определенных регионах страны. Молодежные организации можно разделить на два блока. Первый объединяет союзы, решающие современные проблемы посредством организации и проведения уличных политических процессов, активными участниками которых, как правило, являются молодые люди (например, события возле генерального консульства Эстонской Республики в Москве после сноса памятника Воину-освободителю в Таллинне в 2007 г.). Второй блок - организации, ведущие системную работу по включению молодежи в различные сфере жизнедеятельности (например, студенческий совет Московского гуманитарного университета).

      Анализ  документов политических партий «Единая  Россия», « КПРФ», «ЛДПР» , «Справедливая Россия» свидетельствуют о том, что в основе механизма молодежной политики лежат различные способы включения и вовлечения молодых людей в политический процесс и политику в целом. Молодежная политика партий включает в себя две основные составляющие: во-первых, программные положения, отражающие отношение к молодежи; и, во-вторых, организационные методы реализации этих положений.

Информация о работе Основные категории и понятия СП