Основные категории и понятия СП

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько подходов: демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет.

Работа содержит 1 файл

экзамен ГМП.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

  Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Согласно Постановлению  Верховного Совета Р Ф «Об основных направлениях государственной молодежной  политики в Российской Федерации» от 03.06.1993  №5090-1 , одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений». 

16. Молодежные представительные  организации. Молодежный  парламентаризм.

 Молодёжный парламентаризм — система представительства прав и законных интересов молодёжи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодёжи — молодёжного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства. Молодёжный парламентаризм также понимается как элемент гражданского общества, представляющий собой механизм реализации молодёжной политики в форме участия молодёжи в социально-экономических, общественно-политических процессах.

Цель  молодежного парламентского движения – привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем социального продвижения законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей через различные органы молодежного самоуправления, прежде всего молодежные парламенты.

Задачи  молодежного парламентского движения:

- сформировать  действенный механизм представительства  и лоббирования законных интересов  молодежи в органах государственной  власти и местного самоуправления;

- обеспечить  эффективное сотрудничество представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с данными органами;

- создать условия  для системного поиска социально  активных молодых людей, обеспечения  их дальнейшего становления и  роста;

- выявить в  молодежной среде потенциальных  и уже состоявшихся лидеров в различных сферах общественной жизни;

Можно выделить следующие основные функции молодежных парламентов и иных органов молодежного самоуправления. 1. Представление интересов молодежи в органах власти. 2. Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики. 3. Подготовка молодых кадров. 4. Проведение социально значимых мероприятий. 5. Образовательная деятельность.  

17. Механизм реализации молодежной политики.

Сегодня есть несколько  слабых мест в механизме реали¬зации  молодежных мероприятий. Во-первых, все  мероприятия в области молодежной поли¬тики направлены на организацию  досуга для молодежи: студенческие и школьные игры КВН, туристические  слеты, фестивали и конкурсы. Во-вторых, роль самой молодежи в этих мероприятиях, как правило, пассивна. Мероприятие организуется взрослыми (начиная с идеи, механизма реализации, самого проведения), молодые люди же приглашаются к уча-стию или в качестве зрителей.

Основной механизм реализации ГМП  - это разработка и реализация целевых программ, которые могут быть федеральными и региональными.. Они утверждаются законом субъектов РФ. Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта, местного бюджета, утвержд-ся правит-м РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта, местной администр-й муниципалитета. По каждой ЦП проводится ежегодная оценка эффективности ее реализации. 

18. Молодежная политика  как наиболее важная  часть социальной  политики.

Социальная политика - это действия правительства и его органов в отношении

граждан страны. Социальная политика- это деятельность государства и других субъектов

(профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение  благоприятных условий жизни  и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

    Имеется несколько подходов к определению  "молодежная политика".

      Один  из них представлен А.П.Скробовым, который определяет молодежную политику как "сложную, многогранную систему отношений". Используя программно-целевой подход, автор обосновывает методологические принципы молодежной политики через сферу управленческих процессов: "управление процессом формирования и реализации молодежной политики можно рассматривать как субъектно-объектное явление, где к субъективной стороне относится деятельность субъекта управления, то есть государственных органов и их должностных лиц; молодежных объединений, их ассоциаций, молодых граждан. Общественная потребность в эффективной

государственной молодежной политике выступает как  объективная необходимость, как  объективная

сторона управления".

      Вторая  точка зрения представлена М.Г.Антоновым, который рассматривает молодежную политику как составную часть социальной политики и не придает ей самостоятельного значения.

      Можно сказать, что молодежная политика - это система комплексной и систематической деятельности государства в отношении молодежи, направленная на поддержку населения в возрасте от 14 до 30 лет.

      В условиях социальной адаптации подрастающего поколения молодежная политика становится и объектом, и субъектом общественных преобразований:

  1. само общество производит молодежную политику, цель которой - создание необходимых социально-экономических, политических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и усовершенствования, как отдельного молодого человека, так и в целом всего молодого поколения;
  2. сами молодые люди с целью повышения эффективности их влияния на общественную жизнь стараются объединиться в организации,, коалиции, отражающие желание каждого молодого человека к самореализации.

   В социальной политике регионов легко просматривается  молодежный аспект. Молодежь России является стратой, особенно нуждающейся в  активной социальной политике государства и общества по отношению к себе, она становится субъектом активно проводимой социальной политики.

      Социальная  практика работы с молодежью решает такие- социальные проблемы, как преодоление демографического кризиса, пополнение трудовых ресурсов, защита Отечества, и выдвигает проблемы, связанные со сменой жизненных приоритетов молодежи; "кризисом идентичности".

     Сбалансированность  в рамках самой отрасли молодежной политики свидетельствует о наличии социальных программ, компенсирующих недостаток жизненного опыта молодежи: использование услуг молодежной биржи труда, телефона доверия, консультации правовых молодежных центров. Теоретически молодежная политика может включать весь спектр деятельности государства, направленной на поддержку молодежи (здравоохранение, образование, трудоустройство и занятость, досуг, культура, патриотическое воспитание, социальная помощь, информационная поддержка, жилье и др.). 

19. МП в современном  обществе: отечественный  опыт.

История современной  МП имеет 2 этапа:

  1. советский – фун-и по регулир-ю МП возложены на ВЛКСМ.
  2. современный (с 1991) – начался процесс создания новой МП.

1992г-подписан  указ о первоочередных мерах  ГМП.

1993г-образован  комитет по делам молодежи.

1994г- образован  совет по делам молодежи при президенте

1995г-в гос  думе комитет по делам женщин, семьи и молодежи

2002г-при гос  думе создана общественная молодежная  палата

2004г-молодежная  парламентская ассамблея при  РФ

На современном  этапе с 2008г основным органом  явл Министерство спорта, туризма и МП в РФ 

20. Цели, принципы и направления ГМП

Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Цель ГМП-содействие в соц.дух и физ ризвитии молодежи, недопущение дискриминации по мотивам возраста, содействие условий для полного вкл молодежи в соц-эк,полит и культ жизнь общ-ва, содействие в достижении личного успеха молод.

Задачи:вовлечение молодежи и ее информир, поддержка  талант.молод, патриот воспит.

Напр-я: поддержка деят-ти МДО, формир условий напр на физ и дух развитие молод, поддердка талантл молод, гос поддердка моло семьи, содействие предприн-й деят-ти, гарантии в сфере труда и занят-ти,соблюд-е прав молод. 

21. Структура органов  управл-я ГМП: федер-й, рег-й, мест-й уровни.

К полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области государственной  молодежной политики в Российской Федерации  относятся:

·         определение основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;

·         формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих ГМП в РФ;

·         разработка и реализация федеральных целевых программ в области ГМП в РФ;

·         обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области ГМП в РФ и мероприятий по ее реализации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;

·         выполнение международных обязательств РФ и представление интересов РФ в международных организациях по вопросам ГМП в РФ.

На региональном уровне в каждом субъекте РФ действует уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта РФ, например в Москве стратегию МП опред-т правительство Москвы (Департамент семейной и МП, выполняющий аналит-е, координац-е функции и др.). В ЛО-управление внутренней политики ЛО.

На муниципальном  ур-не в ЛО действует комитет по делам молодежи. 

22. Международно –  правовые акты  как основа защиты  прав молодежи.

Разработка межденародных  стандартов прав молодежи имеет свое начало в док-х, принятых «Лигой нации» с 19919 по 1942 гг.

Наиболее важными  источниками явл док-ты, принятые на Международной Конференции Труда, ассамблеи и совета лиги нации, международным  институтом интеллектуального сотрудничества и комитетом представителей международных  студ-х организаций.

Существенная  роль в разработке конвенций принадлежит ООН.

Документы: 1965 г  – декларация о распространении среди молодежи идеала мира, взаимного понимания среди народов, резолюции ООН – резолюция права молодежи на участие в соц-м и эк-м развитии и их использ-е права на жизнь, вопросы о молодежи, политика и программы касающиеся молодежи, Экономический и соц-й совет ООН.

Например, резолюция  о праве молодежи на признание  ее как отдельной категории в  системе защиты прав человека, резолюция  о регламентировании молодежной юстиции и предупреждение молодежной преступности. 

23. .Реализация полномочий органов гос власти РФ в сфере работы с молодежью. 
1)организует реализацию мер ГМП 
2)по запросам МДО организует подгот.и переподгот.кадров для этих объединений 
3)осущ.меры гос.поддержки МДО по рез.конкурса проектов 
4)формир.федер.реестра МДО,польз.гос.поддержкой 
5)размещает в установл.законод.РФ порядке заказы на постановл.товаров,выполнение работ оказание услуг,проведения.научно-исслед.опытно-конструктор.и технол.работ для обеспеч.нуждающ.агенства. 
6)осущ.полномочия собственников в отнош.фед.имущества неоход.для обеспеч.функций агенства  
7)осущ.функ.гос.заказчика ФЦП научно-тех.и иновац.программ и проектов 
8)взаимоот.с органами гос.власти иностр.гос-в и междунар.организ и др.
 

Информация о работе Основные категории и понятия СП