Основные формы взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:00, творческая работа

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 202.91 Кб (Скачать)

  Виды  общественного разделения труда:

  Половозрастное  разделение труда.

  Предметная  специализация.

  Функциональное  разделение труда (разделение производства и управления). 

  Соц. экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на организаторский  и исполнительский, умственный и  физический, квалифицированный и  неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и  стереотипный, ...  

  Различный доступ к ресурсам собственности  и власти. Собственность предполагает отношения между участниками  процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда. 

  Власть - способность социальных субъектов  определить цели и направления деятельности других субъектов в собственных  интересах, а также распоряжаться  ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять  привилегии. 

  Социально экономическое разделение труда  формирует социальные различия и  таким образом создает основу социального неравенства. 

  Соц. дифференциация - различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков.

  

  Дополнительные  признаки:

  Половозрастные  характеристики, сказывающиеся на социальном положении.

  Этно-национальные характеристики.

  Религиозная принадлежность.

  Культурно-мировоззренческие  позиции.

  Родственные связи. 

  Признаки, определяющие потребление благ и  образ жизни.

  Район проживания (размеры и тип жилища)

  Места отдыха, качество медицинского обслуживания...

  Потребление культурных благ (объем и характер полученного образования, объем  и характер получаемой информации и  потребляемой культурной продукции). 

  Социальные  признаки в каждом обществе выстраиваются  в некую иерархию. 

  Социальная  стратификация - это иерархически ранжированное  социальное неравенство, а также  процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными  друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. (Социальная стратификация - расслоение общества). 

  Стратификационная система подразумевает характер социального расслоения и способ его утверждения.

  Каждое  общество выступает сложной комбинацией  различных типов стратификационных  систем и их переходных форм. 

  Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.

  Постепенное становление классовой системы  при сохраняющемся влиянии этакратической.

  Происходят  изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается  самозанятость.

  Поляризация по имущественному признаку. Формируются  слои сверхбогатых и тех, кто находится  за чертой бедности.

  Актуализация  физико-технической системы стратификации. 

  
  1. Эволюция  обществ. Модернизация. Модернизация в России;

  Даже  элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это  представление перерастает в  потребность вскрыть основные тенденции  социальной эволюции, разобраться в  причинах, определить основные этапы. Так складывались и складываются различные социологические интерпретации  изменения и развития общества.  

    В ХIХ веке под влиянием дарвинизма  прочные позиции в социологии  занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер  социального развития. Если эволюция  общества - естественноисторический  процесс, то роль ученого виделась  в выявлении основных параметров  происходящих трансформаций, в  поиске того решающего звена,  модификация которого влечет  за собой изменение всего облика  общества.  

  О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его  теологической, мистифицированной  формы к позитивной, научной, считал он, обусловливают переход человека от военного общества, основанного  на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому  разуму иной уровень производства и  удовлетворения потребностей.  

  Г.Спенсер  видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих  единство социального организма  на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности к  гетерогенности сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает  жестко контролировать своих граждан  и начинает все больше и больше обслуживать их интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности  граждан, - таково понимание Г.Спенсером  социального прогресса.  

    У Э.Дюркгейма содержание эволюции  сводится к переходу от механической  солидарности, основанной на неразвитости  и сходстве индивидов и их  общественных функций, к солидарности  органической, возникающей на основе  разделения труда и социальной  дифференциации. Благодаря последнему  обеспечивается взаимозависимость  людей на принципиально иной  основе, происходит их интеграция  в единый социальный организм, формируется чувство солидарности  как высший моральный принцип  общества.  

    Марксизм определяющим фактором  социального развития считает  производительные силы, рост которых  ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие  изменения всего общества и  обеспечивающего смену общественно-экономических  формаций. Эволюционистским по своей  сути был подход сторонников  теорий индустриального и постиндустриального  общества. В основе движения к  новой стадии здесь также лежат  качественные сдвиги в науке,  технике, характере производства, в социальной структуре, в знаниях  и т.д.  

    Отличительной чертой марксизма  стало настоятельное стремление  соединить эволюцию с революцией, придать последней легитимный  характер, то есть доказать ее  крайне важное значение для  поступательного развития общества. К.Маркс считал, что прогресс возможен  только на основе кардинального  обновления способа производства. Революция должна была выполнить  роль повивальной бабки, помочь  родиться новым экономическим  и политическим структурам. Без  нее общество не сможет избавиться  от причин, вызывающих гниение.  Именно поэтому революция по  Марксу - это локомотив истории,  обеспечивающий обновление и  ускорение общества.  

    Для других представителей эволюционизма  революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в развитии  обществ, причем эпизодом скорее  случайным, возникающим под воздействием  экстремальных факторов, чем закономерным. А. де Токвиль, говоря о Великой  французской революции, отмечал,  что все, что революция сделала,  было бы сделано и без нее.  

    Значение эволюционизма заключается  прежде всего в признании объективности  развития. Ход истории неотвратим, и общество изменяется во времени.  Последовательно, но неуклонно  преобразуются социальные структуры,  институты, нормы, ценности, а,  следовательно, и сам индивид  со своими интересами, идеалами  и ориентациями. И наоборот, возвышение  потребностей, активизация мышления, приращение знаний толкают человека  к целенаправленным действиям  по изменению своей социальной  среды.  

    В рамках этого направления  удалось определить и некоторые  тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого  состояния к более сложному, то  есть более структурированному, более дифференцированному. Усложнение  социальной структуры одновременно  является условием и следствием  растущего многообразия запросов, устремлений индивидов. Творческая  личность с широким кругозором  становится основным творцом  истории. Она требует раскрепощения  своего внутреннего созидательного  потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени  может обеспечить свободу.  

    Однако процесс развития настолько  сложен, что эволюционизм, несмотря  на свое победное шествие в  ХIХ в. начал спотыкаться о  подводные камни истории. Я  имею в виду его неспособность  ответить на целый ряд вопросов, которые ставила социологическая  наука. Прежде всего, в рамки  традиционного эволюционизма, исходящего  из принципа поступательного,  восходящего развития общества, не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ,  исчезновение целых цивилизаций.  Для объяснения этих явлений  исследователи обратились к теориям  циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби). Эволюция общества представала  теперь не как прямолинейное  движение к более совершенному  состоянию, а как своеобразный  замкнутый цикл подъема, расцвета  и упадка, повторяющийся по мере  его завершения. Менее пессимистичные, но также отрицающие прямолинейность,  утверждались маятниковые концепции  развития. В соответствии с ними, выведенное из равновесия под  воздействием каких-либо факторов, общество начинает совершать  колебательные движения от одной  крайней точки к другой, застывая  где-то посередине и восстанавливая  стабильность.  

    Камнем преткновения для эволюционизма  стала также проблема критериев  развития, проявившаяся в стремлении  найти универсальные параметры  социального прогресса. Чуть ранее  я уже называл эти критерии, то есть те основные звенья, изменение которых и влечет  за собой восходящее развитие: знания, социальная дифференциация, свобода личности, солидарность, технический  прогресс, производительные силы. Однако  при углубленном изучении роль  этих звеньев стало очевидным,  что они могут дать импульс  не только позитивным, но и  негативным процессам. Знание  может быть использовано для  создания оружия массового уничтожения,  дифференциация и неконтролируемая  свобода - спровоцировать социальную  энтропию, солидарность, напротив, подавить  инициативу и самостоятельность  индивида, научно-техническая революция  - привести к экологической катастрофе.  

    В этой связи рядом исследователей  была поставлена под сомнение  сама идея объективности социального  прогресса. Научный анализ не  должен базироваться на оценках  "лучше", "совершеннее", ибо  оценочные представления носят  субъективный характер и зависят от идеологических воззрений исследователя, его ориентаций, ценностей и идеалов, в свою очередь формирующихся под влиянием социального окружения. Люди не могут одинаково ответить, что прогрессивнее общество, построенное на принципах социального равенства, или общество, где основополагающим является принцип индивидуальной свободы. Ответы на эти и аналогичные вопросы лежат в области ценностных предпочтений и вряд ли могут стимулировать научный поиск единственно верного, магистрального направления развития человечества. Кроме того, эволюционизм, создавая впечатляющие картины развития общества в большой исторической ретроспективе, оказывался беспомощным в объяснении явлений и процессов на сжатом отрезке времени. Возникавшие сдвиги только тогда приобретали значимость для исследователя, когда они отражали глубинные изменения в поведении людей, деятельности институтов, социальных организаций. Такие "мелочи", как правительственный кризис, рост преступности, девиантное поведение и многие другие оставались за кадром эволюционных теорий. Требовался иной подход к изучению социального развития, который смог бы преодолеть указанные ограничения. Так появились теории социального изменения, суть которых попробую раскрыть на примере концепции Т.Парсонса.  

  Т.Парсонс  к проблеме социального изменения  подходит с позиций системного анализа. Он исходит из того, что общество как система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющуюся в постоянстве  и стабильности ее основных структурных  элементов. Если в наблюдаемый момент в результате каких-либо действий, событий  нарушается соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие системы (происходит рост влияния какой-либо группы, формируется  новый состав государственных органов  и т.п.), то этот вид изменений он называет "изменением равновесия". Его отличительной чертой является то, что общественная система в  целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря  этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Приспособление системы  к изменившимся условиям осуществляется за счет внутренних резервов, она интегрирует  в себя новые образования, оставаясь  в целом неизменной. В качестве иллюстрации тезиса Т.Парсонса можно  сослаться на неоднократные попытки  проведения реформ в 50-60-е г.г. в СССР. Изменение социальных потребностей, рост демократических настроений побуждали  руководство страны к принятию мер  по созданию адекватных возможностей их выражения. Однако сама социальная система обладала такой высокой  устойчивостью, что абсорбировала, интегрировала новые веяния, сохраняя при этом все основные структурные  элементы, и продолжала функционировать  на прежних принципах.  

Информация о работе Основные формы взаимодействия общества и природы