Основные формы взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:00, творческая работа

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 202.91 Кб (Скачать)

  Общество  как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, то общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, и утраченное равновесие быстро восстанавливается. Изменения  остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных  органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом  остается неизменной. Этот вид социального  изменения называется изменением равновесия.

  Второй  вид социального изменения —  это изменение структуры, когда  система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и  вовне. Для сохранения целостности  социальной системы происходит модификация  социальных подсистем и их структурных  элементов (социальных ролей, институтов, организаций). 

  
  1. Признаки  и типология обществ. Исторические ступени  развития общества. Формационный и цивилизационный  подходы к пониманию  развития общества
 

  Признаки  и типология обществ

  В современном мире существуют различные  типы обществ, различающихся между  собой по многим параметрам, как  явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и  скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная  классификация предполагает выделение  наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и  объединяющих общества одной и той  же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает  как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.

  В середине 19 века К. Маркс предложил  типологию обществ, в основание  которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения  собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических  формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и  коммунистические (начальная фаза –  социалистическое общество).

  Другая  типология делит все общества на простые и сложные. Критерием  выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

  Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

  К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

  Устойчивым  и распространенным является деление  обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании  изменения технологического базиса – совершенствования средств  производства и знания.

  Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

  Термин  индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический  базис. Индустриальное общество – (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

  Постиндустриальное  общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.

  Изменение технологического базиса сказывается  и на организации всей системы  социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется  функциональная («готовая»). Вместо руководства  принципом управления становиться  согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый  тип сетевой организации, ориентированной  на быстрое изменение в зависимости  от ситуации.

  Правда, при этом некоторые социологи  обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение  в информационном обществе более  высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более  опасных форм социального контроля над ней.

  В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации. 

  Исторические  ступени  развития общества

  Первая  ступень: бродячие охотники

  Самыми  древними сферами хозяйственной  деятельности человека были охота и  собирательство. Если материальные свидетельства  собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным  археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно  судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом  загонная. Нередко существовала узкая  специализация племен, охотившихся  почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе  преобладал один из видов животных.

  В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенствования  охотничьего оружия: изобретается лук, совершенствуется копьеметалка. Появились  новые приемы охоты - индивидуальная охота на средних и мелких животных.

  Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных, причем ее эффективность  обусловила одомашнивание и начало использования на охоте собаки. Сохранилась  тенденция к увеличению роли рыболовства, в некоторых регионах возник морской  зверобойный промысел. Рыбу били из луков, острогой, ловили на крючок.

  В большем объеме, чем раньше, использовалась растительная пища. Получили распространение  специальные орудия - зернотерки, ступы, песты. Общины, насчитывавшие от 30 до 100 человек, становились более подвижными. Стремясь полнее использовать пищевые ресурсы, они начали мигрировать, посещая в конкретные периоды года постоянные места, где к этому времени созревали определенные плоды или появлялся какой-либо вид животных. Складывался сезонно-оседлый образ жизни, хотя оставались и бродячие общины.

  Вторая  ступень: вождества

  Главным завоеванием неолита стал переход  к производящему хозяйству, предоставившему  человеку новое могущественное средство производства - землю. «Неолитическая революция» не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи.

  В определенный момент развития стали  выделяться старейшины родов, племенные  вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые  стали преследовать цель захвата  земли. В их руках накапливались  материальные ценности.

  Современники  первобытных людей

  Пятьдесят тысяч лет тому назад человек  относился к опасностям и возможностям, заключенным в окружающем мире, примерно так, как, по мнению некоторых специалистов но истории древнего мира, социологов и этнографов, к ним относятся  представители современных первобытных  племен. Для нас особенно важны  два элемента этой установки: 1) «коллективная» и «аффективная» природа первобытного мыслительного процесса и 2) роль того, что возможно, не совсем правильно  можно называть «магией»; эти два  элемента частично пересекаются между  собой. Под первым элементом понимается то, что в небольших и недифференцированных или слабо дифференцированных социальных группах коллективные идеи овладевают индивидуальным разумом гораздо  прочнее, чем это происходит в  больших и сложных группах, и  что методы, на основе которых первобытный человек делает выводы или принимает решения, можно охарактеризовать от противного: их отличает несоблюдение того, что мы называем логикой, и в частности требования непротиворечивости. Под вторым элементом понимается опора на некоторую совокупность верований, которые, впрочем, не вполне оторваны от жизненного опыта.

  Третья  ступень: скотоводство и земледелие

  Ученые  не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе  действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых были следующие.

  1. Истощение запасов дичи и полезных  растений, что вызвало настоятельную  потребность в восполнении потерь.

  2. Рост населения

  3. Достаточно высокий технический  уровень орудий труда, зачатки  знаний.

  4. Наличие благоприятных природных  условий, развитие земледелия  и животноводства.

  Развитие  земледелия и скотоводства создавало  предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.). Первоначально  ремесленники сочетали свой труд с  земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в  Европе), производство орудий труда  усложнялось и было под силу лишь специалистам.

  Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей  от сельскохозяйственной деятельности.

  Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.

  Прогресс  в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные  предпосылки для обмена между  группами, специализировавшимися в  том или ином виде хозяйства. С  помощью обмена люди стремились получить, прежде всего, какие-либо редкие вещи или  труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента разные народы использовали различные вещи, чаще всего скот. С появлением металла  изготовленные из него престижные изделия  иногда выполняли роль «первобытных денег». Нередко итогом обменных отношений  было ускорение развития более отсталых обществ.

  Возникновение ранних государств

  Возраставшая  производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой  внутри коллектива, обычно семьей, затем  отдельными лицами.

  Возникновение частной собственности привело  к разложению первобытного строя, распаду  родовой общины.

Информация о работе Основные формы взаимодействия общества и природы