Основные формы взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:00, творческая работа

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 202.91 Кб (Скачать)

  Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности  вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование  государства.

  Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь  возникли первые государственные образования - сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.

  Аграрные  общества

  Любое общество от первобытной общины охотников  до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным аграрным обществом.

  В экономическом отношении аграрное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может  быть не только землевладельческим, как  общество древнего Египта, Китая или  средневековой Руси (ряд можно  продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы  Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно  богатых рыбой прибрежных водах  Южного Перу (в доколумбовой Америке).

  В социальном отношении аграрное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной  чертой этого общества является жесткая  привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), привязанность сугубо личная. Это  проявляется во включенности каждого  в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости  каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят «у котла». Причем переход из одного коллектива в другой чрезвычайно затруднен. При этом, ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам  факт принадлежности к нему.

  Политическое  устройство подавляющего большинства  аграрных обществ определяется в  большей степени традицией и  обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного  на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто - прямого обожествления фигуры правителя).

  На  культурную жизнь аграрных обществ  решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и  обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными  и властными структурами.

  Современное общество

  Современное общество можно назвать постиндустриальным обществом. Ученые выделяют такие его  черты, как массовое распространение  творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем  научного знания и информации, применяемой  в производстве, преобладание в структуре  экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и  сельским хозяйством по доле в ВНП  и числу занятых, изменение социальной структуры.

  В постиндустриальном обществе решающее значение приобретает теоретическое  знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное  распространение знания, что дает возможность говорить о качественно  новом типе общества.

  Нельзя  рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень  в технической сфере. Меняется и  сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с  превращением процесса труда, по крайней  мере для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с  преодолением некоторых присущих индустриальному  обществу форм отчуждения. Вместе с  тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое, посколько в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

  Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в  свою очередь, становление нового социального  типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определит  как «богатую индивидуальность», «многомерного  человека». Если еще 30-50 лет назад  жизненный путь человека и круг его  общественных связей определялись в  первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то «многомерный человек» реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми.

  Модернизация

  Модернизация  – процесс перехода от аграрного  общества к обществу индустриальному.

  Модернизация  не закончена и сейчас, мы продолжаем находиться в рамках этого процесса, переживая очередной его этап. Всего к настоящему моменту известно четыре фазы модернизации: мануфактурная  или раннекапиталистическая (XVI - середина XVIII века); индустриальная, начавшаяся с промышленного переворота конца XVIII века, и создавшая самые основы нового - индустриального - общества, она закончилась в большинстве европейских стран и США к концу XIX века; позднеиндустриальная, занявшая всю первую половину ХХ века и создавшая новое – массовое – общество (именно эта фраза и станет основным предметом нашего внимания); наконец, постиндустриальная, начавшаяся после Второй Мировой войны и продолжающаяся до настоящего времени. 

  Формационный  и цивилизационный  подходы к пониманию  развития общества

  Формационное (линейно-стадийное или унитарно-стадийное) понимание развития общества (А. Фергюсон, А. Смит, К. Маркс) подразумевает его  постоянную прогрессивную трансформацию  от низших к более высшим типам  общества, соответствующую закономерностям  общественного развития и изменениям производственных отношений  в обществе. Этот подход частично объясняет феномены и развитие общества внутренними  противоречиями жизни общества и  экономическими процессами, но не объясняет  крах социалистического государства  и имеет противоречие коммунизма, как последней стадии развития обществ.

      Социально-эволюционное понимание  развития общества определяет  его как смену социально-экономических  систем, главным образом, традиционного  общества и современного общества (Вебер, Парсонс и др.) или доиндустриального  общества, индустриального общества  и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), но  скрывает негативы капитализма.

      Цивилизационное понимание является  наиболее общим, не подразумевает  рассмотрение или занижает роль  конкретных социально-экономических  процессов. Плюрально-циклическое  понимание (Н. Данилевский, О.  Шпенглер, А. Тойнби) определяет, что  общество развивается и погибает, а на его смену приход новое.  Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек)  отрицает развитие общества, как  целого, и закономерности развития, а история представляется как  просто последовательность событий. 

      Диалектическое (глобально-стадийное)  понимание развития обществ (философия  Гегеля и Новейшая философия)  базируется на понимании производственных  отношений, как основы развития  общества, но определяет не линейное  развитие общества, а перемещение  центра всемирно-исторического развития.  

  Необходимо  отметить, что представления о  традиционном и современном обществе (концепции социального эволюционизма  и веберовская концепция капитализма) или о доиндустриальном, индустриальном и постидустриальном обществах (концепция  технологического детерминизма и концепция  эволюционного развития) есть буржуазные представления (или капиталистические  представления), нацеленные на обоснование  капитализма, как высшего типа развития общества, и преимущественности капитализма, иногда его вечности и т.п.

      Их антиподом являются представления  исторического материализма о  развитии общества, как о последовательной  смене общественных формаций (формационная  концепция развития общества), до  глупости утрированные в советском  историческом материализме.

      И те и другие представления  и их увещевания опровергнуты  ходом истории: капитализм несет  бесправность, бедность и нищету  большинству населения планеты,  относительное благополучие населению  наиболее развитых стран (за  счет населения других стран), но его бесправность и очевидную  бедность перед малым числом  богатых людей в этих странах,  а представления исторического  материализма даже и не предполагали  крах социалистической страны.  

  Наиболее  адекватными и соответствующими ходу истории являются представления  современной политической экономии, основанные на диалектическом понимании  противоречий развития общества, выявившие  нелинейность развития общества и не рассматриваемый ранее тип обществ  – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом позиционировании общественных формаций с позиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение  в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ 
 
 
 
 

  
  1. Структура общества. Сферы, общности, социальные группы

  Содержание  понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов  и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру  объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости  между ними. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные общности и социальные институты. 

  1. Социальные общности 

  Социальные  общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее  сходными условиями и образом  жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы  совместной жизнедеятельности. 

  Общности  бывают:

  Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.

  Реальные

  Массовые (агрегаты)

  Групповые

  Малая социальная группа

  Большая социальная группа 

  Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда  по-настоящему использует городские  условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности - большие и  малые социальные группы.  

  К большим социальным группам можно  отнести:

  этнические  общности (расы, нации, народности, племена),

  социально-территориальные  общности (это совокупности людей, постоянно  проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных  различий, обладающих сходным образом  жизни),

  социально-демографические  общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

  социальные  классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные  функции в системе общественного  разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности  на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или  страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни  наиболее наглядны). 

  Социально экономическое разделение труда 

  Общественное  разделение труда предполагает распределение  и закрепление занятий между  участниками процесса общественного  производства (в социологическом  смысле общественное производство подразумевает  воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых  для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства  определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения). 

Информация о работе Основные формы взаимодействия общества и природы