Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

клочкова.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

При истолковании понятия "реабилитация" мы исходим также из его характеристики в официальных документах известных  международных организаций.

По определению Международной  организации труда (МОТ), сущность реабилитации состоит в восстановлении здоровья лиц с ограниченными физическими  и психическими способностями для  достижения максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности.

Согласно решению Международного симпозиума бывших социали-стических стран по реабилитации (1964 год), под реабилитацией следует понимать совместную деятельность медицинских работников, педагогов (в области физической культуры), экономистов, руководителей общественных организаций, направленную на восстановление здоровья и трудоспособности инвалидов.

Во 2-м отчете Комитета экспертов  ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по реабилитации (1969 г.) говорится, что  реабилитация - это координированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий  по обучению или переобучению инвалидов  для достижения ими по возможности  наиболее высокого уровня функциональной активности [12, с. 14-15].

Широкое и всестороннее определение  реабилитации было дано на IX Совещании  министров здравоохранения и  социального обеспечения социалистических стран (Прага, 1967 г.). Это определение, на которое опираемся и мы в  нашем исследовании, после некоторой  коррекции выглядит следующим образом: реабилитация в современном обществе - это система государственных  и общественных, социально- экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических, юридических и  других мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, социальной активности и трудоспособности больных  и инвалидов.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных  психических и физических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться, либо максимально приблизиться к  полноценной общественной жизни.

Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия  в основных направлениях деятельности и жизни общества, "включенность" в социальные структуры, связанные  с различными сферами жизнедеятельности  человека - учебной, трудовой, досуговой  и др. - и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами.

Проблема социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными  возможностями - комплексная, многоплановая  проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, психологический, социально-педагогический, социально-экономический, правовой, организационный  и др.[11, 20, 27].

Конечными задачами медико-социальной реабилитации являются: обеспечение  лиц с особыми потребностями  возможности вести как можно  более соответствующий возрасту образ жизни; максимальное приспособление их к среде и обществу путем  обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального  опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д., а с психологической  точки зрения - создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта[2].

Социально-экономический  аспект данной проблемы связан с уровнем  жизни инвалидов. Результаты ряда исследований, проведенных в нашей стране [ 11], свидетельствуют о том, что в этом плане инвалиды представляют особую социальную группу, отличающуюся от средней популяции по уровню и качеству жизни, по активности участия в общественных процессах. У них ниже средняя заработная плата, уровень потребления товаров, уровень образования. У многих инвалидов остается нереализованным желание заниматься трудовой деятельностью, их общественная активность ниже средней в популяции. Отличаются они по семейному статусу и ряду других показателей.

Итак, лица с ограниченными  возможностями — это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности и требующая по отношению к себе особой социальной политики.

 

2. Организационные основы  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями

 

2.1 Система социальной  помощи детям с ограниченными  возможностями

 

Пространство системы  социальной защиты, реабилитации и  социального обслуживания детей  с ограниченными возможностями  регулируется целым рядом нормативно-законодательных  актов федерального и регионального  уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации", "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальная помощь детям  с ограниченными возможностями - это система гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих ребенку  условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государственную политику в  области социальной защиты инвалидов  в РФ, определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 г.[23].

Социальная реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию  ограничений жизнедеятельности.

Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и  социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов  включает:

- медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной  терапии, реконструктивной хирургии, протезирования;

- профессиональную реабилитацию  инвалидов, которая состоит из  профессиональной ориентации, профессионального  образования, профессионально-производственной  ориентации и трудоустройства;

- социальную реабилитацию  инвалидов, которая состоит из  социально-средовой ориентации и  социально-бытовой адаптации.

Федеральная базовая программа  реабилитации определяет гарантированный  перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно.

Индивидуальная реабилитационная программа разрабатывается на основании  решения службы медико-социальной экспертизы и является обязательной для исполнения соответствующими государственной  власти органами местного самоуправления или другими организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа  реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от нее частично или в  целом. Этот отказ освобождает соответствующие  государственные или иные структуры  от ответственности за результаты выполнения программы реабилитации и не дает право инвалиду на бесплатные реабилитационные мероприятия.

Санаторно-курортные путевки  детям-инвалидам и лицам их сопровождающим выдаются бесплатно учреждениями здравоохранения  по месту жительства ребенка.

Инвалиды и дети - инвалиды имеют право на санаторно- курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети - инвалиды, нуждающиеся в санаторно- курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в  стационарных учреждениях социального  обслуживания, санаторно - курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше трех лет, предоставляются кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски (приказ Минздрава РСФСР № 1 17 от 04.07.91 г.)

Инвалиды, нуждающиеся в  протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости  и ремонта протезно-ортопедических изделий (Приказ Минсобеса РСФСР № 35 от 15.02.91г.)

Инвалиды имеют право  на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных  изделий (кроме зубных протезов из драгоценных  металлов и других дорогостоящих  материалов, приравненных по стоимости  к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного  обслуживания, специальными телефонными  аппаратами (в том числе для  абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного  пользования.

Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование  телефоном и радиотрансляционной  точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло - сурдо - и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов производится бесплатно или на льготных условиях (ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Если предусмотренное  индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство, либо услуга не могут быть предоставлены  инвалиду или если он приобрел соответствующее  средство либо оплатил услугу за собственный  счет, то ему выплачивается компенсация  в размере стоимости технического или иного средства, услуги в соответствии с нормами по принятому законодательству (ст. 11 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ").

Другим направлением социальной реабилитации инвалидов является формирование доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности. Постановлением Правительства  РФ от 19 ноября 1993г. № 1188 утвержден перечень категорий инвалидов, для которых  необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики.

Продолжением адресной и  индивидуальной поддержки инвалидов  и граждан пожилого возраста является федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ.

Настоящий закон предусматривает  удовлетворение потребностей указанных  граждан в социальных услугах. Формы  социального обслуживания и права  на него, согласие граждан на социальное обслуживание или отказ, объем социальных услуг как гарантированных (бесплатных), так и платных - все эти вопросы  регламентирует законодательными актами, определяющими политику социального  обслуживания.

Перечень нормативно-законодательных  актов в отношении социального  обслуживания инвалидов и людей  пожилого возраста приведен ниже:

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995г„ № 122-ФЗ;

Постановление Правительства  РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 "О Федеральном  перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (с изменениями на 17 апреля 2002 года);

Федеральный закон "Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации" от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ;

Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996г.№8-ФЗ;

Постановление Правительства  РФ от 15 апреля 1996г. № 473 "О порядке  и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального  обслуживания";

Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 24 июня 1996г., № 180 "Об утверждении форм примерных  договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями".

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и  субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции  социального работника входят организация  юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а  также стимулирование усилий семьи  по приобретению экономической независимости  в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата  в семье, консультированием и  коррекцией психологического состояния  и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости  — работой с окружающими.

Органы народного образования  проводят обучение ребенка (составление  и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения  ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские  учреждения, специальные детские  сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в  специализированные учреждения.

Органы здравоохранения  берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья