Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

клочкова.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Дети с ограниченными  возможностями как социально  уязвимая группа

1.1 Категории детей с  ограниченными возможностями

1.2 Основные проблемы детей  с ограниченными возможностями

2. Организационные основы  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями

2.1 Социальная работа с  детьми с ограниченными возможностями

2.2 Задачи организации  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями

3. Организация социальной  работы с детьми с ограниченными  возможностями в г. Благовещенске

3.1 Характеристика и содержание  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями  в г. Благовещенске

3.2 Анализ организации  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями  Управлением социальной защиты  населения по г. Благовещенску  и Благовещенскому району

3.3 Предложения по оптимизации  организации социальной работы  с детьми с ограниченными возможностями  в г. Благовещенске

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

Реферат

 

Дипломная работа содержит 10 с., 11 рисунков, 4 таблицы, 75 использованных источников, 5 приложений.

Дети с ограниченными  возможностями, здоровье, инвалид, проблемы, система социальной помощи, реабилитация, организация социальной работы, анализ, оптимизация, предложения

Объектом данной дипломной  работы является социальная работа с  детьми с ограниченными возможностями.

Предмет – особенности  организация социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями.

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями.

В работе раскрывается общая  характеристика детей с ограниченными  возможностями здоровья, рассматриваются  основные проблемы детей с ограниченными  возможностями здоровья, особенности  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями, социальное обеспечение  и обслуживание детей с ограниченными  возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Автором представлены данные об организации социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями  в г. Благовещенске, раскрывается опыт деятельности социальных служб в  работе с детьми с ограниченными  возможностями здоровья в г. Благовещенске, даются предложения по оптимизации  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья.

Введение

 

Актуальность темы исследования. Происходящая в нашей стране радикальная  трансформация экономической и  общественной жизни привела к  чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными  возможностями здоровья. Тотальное  разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой –  ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей  с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой  социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической  государственной социальной политики в частности. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие  частота детской инвалидности в  России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет  численность детей-инвалидов в  нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие  десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.

Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация  провозглашена демократическим  социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями  здоровья, переходящих в разной степени  под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве  осуществляется на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка  с ограниченными возможностями  здоровья, но и его социальную интеграцию. Одновременно, социальная защита детей  с ограниченными возможностями  является не только государственной  задачей, но и одной из главных  проблем формирующегося гражданского общества. В этом смысле социальная защита детей с ограниченными  возможностями здоровья выступает  важнейшей общественной функцией социума  в целом.

В современных условиях социальная защита детей с ограниченными  возможностями здоровья перерастает  из разряда социально-медицинской  проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное  взаимодействие для оптимизации  этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений  социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, так и – направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (федеральной, региональной, местной). Перефразируя известное образное выражение одного из классиков науки, мы можем сказать, что во многом по тому, как общество относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, как организована система социальной защиты этой общественной группы, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом.

Таким образом, актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями  здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического  совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Разработка и реализация этого механизма  в нашей стране выступает, на наш  взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как  построение правового государства  и формирование гражданского общества.

Степень разработанности  проблемы. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными  возможностями, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая  такого ребенка, постоянно растет, что  подтверждается увеличением числа  исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам  во всем мире.

Научная разработка проблем  социальной защиты детей-инвалидов  в новейших российских исследованиях  отражает во многом эволюцию оценки общественной значимости этого вопроса в нашей  стране в целом. На первом этапе, по-видимому, на основе традиций, сложившихся еще  с советских времен, среди работ  о социальной защите детей с ограниченными  возможностями преобладали работы медико-социального характера. Данное направление исследований продолжает развиваться в рамках специальных медицинских работ и публикациях санитарно-гигиенического направления. На втором этапе, в связи с развертыванием изучения проблем социальной защиты и социальной политики в целом, в научном исследовании проблем защиты детской инвалидности значительную часть начали составлять работы социологического характера, в особенности – по проблемам образа жизни и социального регулирования его развития. Наконец, на третьем этапе, который, на наш взгляд, начинается с начала 2000 г., по проблемам социальной защиты детей-инвалидов появляются как специальные социологические исследования, так и фундаментальные разработки экономических, социально-психологических, педагогических и правовых аспектов проблемы. Однако, к сожалению, большинство из этих работ, во множестве появившихся за последние годы, так и не вышло за рамки диссертационных исследований, что, несомненно, снижает их научно-публичный уровень и степень использования полученных результатов широкой общественностью.

Таким образом, в отечественной  литературе проблема социальной защиты детей с ограниченными возможностями, ее сущности и содержания, влияния  социальных факторов на развитие детей-инвалидов  разработана недостаточно. Наиболее слабым местом исследования данной проблемы является отсутствие работ, разрабатывающих  данную тему системно, во взаимосвязи  с различными аспектами социального  развития. В имеющихся работах  в основном рассматриваются лишь отдельные аспекты образа жизни  и развития детей-инвалидов.

Недостаточно также изучена  как проблема совершенствования  системы социальной защиты детей-инвалидов  в целом, так и другие аспекты  рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью  на современном этапе развития нашей  страны, но и недостаточной научной  разработанностью проблемы.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов  были заложены еще в трудах таких  известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, К. Заблоский, К. Кирейчик и др.

Вопросам, затрагивающим  теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина и др.

Проблемы распространенности инвалидности среди детей, ее структуры, организационные проблемы и региональные особенности данного явления  нашли частичное отражение в  работах М.Н. Никитиной, Р.К. Игнатьевой, Э.И. Танюхиной и А.Л. Свинцова, А.А. Баранова, Г.В. Тарасовой, А. Ахмедова и других ученых.

Медико-социальные особенности детской инвалидности в целом, вопросы их реабилитации отражены в работах В.С. Анисимова, В.Л. Мартынова, О.В. Грининой, Д.И. Зелинской, И.П. Катковой, Г.С. Окуневой, Н.И. Гурвич и И.А. Камаева. Отдельные аспекты сравнительного анализа заболеваемости детей-инвалидов, их медицинского обеспечения, потребности в отдельных видах медико-социальной помощи представлены в работах Т.М. Максимовой, Г.С. Окуневой и других исследователей.

Разнообразные аспекты развития процесса социальной защиты детей-инвалидов  получили отражение в многочисленных периодических изданиях, в том  числе – различные нормативные  документы, касающиеся социальной, экономической, юридической, духовной свободы ребенка-инвалида, опыт деятельности различных учреждений, специализирующихся на работе с детьми с отклонениями в развитии и на работе с детьми, оставшимися без  попечения родителей, отзывы родителей, обсуждение актуальных проблем –  все это постоянно публикуются  в таких изданиях, как альманах "Исцеление", журнал "Социальная защита", "Социальная работа", "Журнал работников социальных служб".

В целом, анализ литературы, периодических изданий показывает, что за последние 20 лет акцент в  исследовании проблем детей с  ограниченными возможностями сместился  с углубленного изучения в большей  степени медицинских аспектов к  анализу проблемы развития ребенка-инвалида как личности. Это характерно как  для социологических, так и для  правовых, а также педагогических работ по данной проблеме. Теперь на повестку дня ставится вопрос социального  подхода к детям инвалидам  и семьям, в которых они воспитываются, анализируется деятельность социальных работников, социологов, экономистов, государственных деятелей, медиков, педагогов, психологов, дефектологов –  то есть носителей социальной работы.

К сожалению, на сегодняшний  день в России не разработана целостная, эффективная система включения  детей с ограниченными возможностями  в социальную жизнь и гарантирующая  им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо  разработана в научном смысле и система совершенствования  социальной защиты детей-инвалидов  с точки зрения государственной  политики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости.

Актуальность и недостаточная  исследованность вышеуказанных  проблем обусловили объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом данной дипломной  работы являются с дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет – организация  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья.

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями в г. Благовещенске.

Достижение данной цели связано  с рядом задач:

1) изучить различные категории  детей с ограниченными возможностями;

2) раскрыть основные проблемы  детей с ограниченными возможностями;

3) рассмотреть организационные  основы социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями;

4) проанализировать организацию  социальной защиты детей с  ограниченными возможностями в  г. Благовещенске и сделать  соответствующие выводы;

5) разработать предложения  по оптимизации организации социальной  работы с детьми с ограниченными  возможностями.

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской литературы, материалы периодических изданий, методом обобщения и систематизации, логический, индукции и дедукции.

 

1. Дети с ограниченными  возможностями как социально  уязвимая группа

 

1.1 Категории детей с  ограниченными возможностями здоровья

 

Понятие "человек с  ограниченными возможностями"

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято  понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с  физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья