Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа
Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения
д) невысокий адаптивный потенциал.
В некоторой степени эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично – следствием гиперопеки больного ребёнка в социально благополучной семье.
С точки зрения жизненной
ситуации, для лиц с ограниченными
возможностями характерны отчужденность,
отгороженность от жизни общества,
неудовлетворённость своим
Проблемы семей.
Все семьи, воспитывающие
детей с ограниченными
Первая группа - родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи, с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матерей отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно- психической напряженности. Стиль поведения взрослых членов семьи, особенно матери и бабушки, характеризуется сверхзаботливым отношением к ребенку, молочной регламентации образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка, ограничением социальных контактов. Такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется
стилем холодного общения –
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. В этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружества в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности. Родители этой группы семей обладают наиболее высоким образовательным уровнем. Стиль такого семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений в семье и вне дома.
Четвертая группа семей имеет
репрессивный стиль семейного общения,
который характеризуется
Важным показателем здоровья детей является жизненный уровень и социальный статус семьи. Наличие в семье ребенка-инвалида может рассматриваться как фактор, не способствующей сохранению полной семьи. В тоже время потеря отца, бесспорно, ухудшает не только социальный статус, но и материальное положение семьи и самого ребенка.
Эта отчетливая тенденция
изменения социальной структуры
семей свидетельствует о
К сожалению, в настоящее
время поддержка семьи с
Материально-бытовые, финансовые,
жилищные проблемы с появлением ребенка
с ограниченными возможностями
увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено
для ребенка-инвалида, каждая 3-я
семья имеет около 6 м полезной
площади на одного члена семьи, редко
– отдельная комната или
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Отец в семье с больным
ребенком - единственный добытчик. Имея
специальность, образование, он из-за необходимости
большего заработка становится рабочим,
ищет вторичные заработки и
Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, не налаженностью практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством системы социального образования для инвалидов, отсутствием "безбарьерной среды". Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. В каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов).
Особую роль в вынужденном
высвобождении матерей детей-
Переходу матерей детей-
Неработающне родители, осуществляющие уход за детьми, сегодня фактически не имеют компенсаций за свой труд (вряд ли можно считать реальной компенсацией установленную законодательно выплату в размере 60% от минимального размера оплаты труда, покрывающую лишь одну десятую часть первоочередных потребностей человека). В отсутствие адекватной социальной поддержки неработающим родителям со стороны государства увеличивается иждивенческая нагрузка в семьях, в особенно тяжелом положении оказываются неполные семьи. В этой связи сохранение занятости родителей детей-инвалидов (в равной степени мужчин и женщин), поддержание их экономической активности могло бы стать важным ресурсом и условием преодоления бедности семей с детьми-инвалидами, их успешной социально-экономической адаптации.
Уход за ребенком занимает все время матери. Поэтому уход за ребенком ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.
Нередко такая семья испытывает
отрицательное отношение со стороны
окружающих, особенно соседей, которых
раздражают некомфортные условия существования
рядом (нарушение спокойствия, тишины,
особенно если – ребенок-инвалид
с задержкой умственного
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются
Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов.
Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации. Несмотря на высокий образовательный ценз родителей, лишь немногие из них получают сведения о состоянии здоровья детей из лекций бесед медицинских работников, используют специальную медицинскую литературу. Для большинства родителей основной является информация знакомых и родственников. Необходима и разработка протоколов оценки низкой активности родителей, имеющих больного ребенка, и рекомендаций по индивидуальной работе с родителями в целях повышения их медицинской грамотности в отношении профилактики хронических заболеваний у детей,
Забота о психологическом и физическом здоровье больного ребенка является непреложным законом как для здравоохранения, так и для всех государственных и общественных организаций, но следует обеспечить условия, при которых ребенок-инвалид (и его родители) ответственно относился бы к своему здоровью, своим поведением помогал организму и врачам справиться с недугом. Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений.
С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем.
Одна из важнейших социальных проблем лиц с ограниченными возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.
Существуют различные подходы к определению понятия реабилитации (сам термин "реабилитация''' происходит от латинского "'ability''' – способность, "rehabilitation" — восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией подразумеваются прежде всего различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии - протезирование, в физиотерапии - физическое лечение, в психиатрии – психо- и трудотерапия.
В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов" [17, с. 329]. Таким образом понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую).
Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья