Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

клочкова.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

У детей-инвалидов этой категории  очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической  деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем  таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области  педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

Термин "психическая неполноценность" употребляется для обозначения  многочисленных сдвигов, которые оказывают  влияние на эмоциональные функции  и поведение. Оно характеризуется  неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин .

В детстве чаще возникают  сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности .

Душевные болезни могут  принимать форму острых, хронических  или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики  проявления болезни назначается  лечение. При этом обязательно вмешательство  специалистов из области медицины и  психиатрии .

Однако бывает сочетание  умственной отсталости с психической  недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности  при диагностике заболеваний  и работе с такими детьми и требует  от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних  органов. В настоящее время  они занимают лидирующее положение  в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний  в хроническую форму с тяжелыми  функциональными нарушениями. Часто  это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.

В эту группу заболеваний  входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов  дыхания ( в том числе и хронический  туберкулез легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени , хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения ( лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

Часто в силу своих заболеваний  такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения  их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности  ребенка и невозможностью ее полноценной  реализации. Социальная депривация углубляется  за счет длительного пребывания ребенка  в специальных стационарах, санаториях , где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка [7, с. 48] .

3. Поражение и заболевания  глаз, сопровождающиеся стойким  снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех  направлениях. Дети с заболеваниями  этой составляли 20% от общего числа  детей-инвалидов.

Психическое развитие детей  с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения  патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития ) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.

М. Р. Романов характеризует  такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому он предлагает обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке[16].

4. Онкологические заболевания,  к которым относятся злокачественные  опухоли 2 и 3 стадии опухолевого  процесса после комбинированного  или комплексного лечения, включающего  радикальную операцию; неподдающиеся  лечению злокачественные новообразования  глаза, печени и других органов.

При онкологическом заболевании  кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться более или  менее длительными периодами  стабилизации, во время которой производится реабилитация больного. Особенности  методов лечения в сочетании  с возрастными и межличностными особенностями ребенка ведут  к возникновению изменений сначала  в физическом, а затем и в  психическом его состоянии. Специалистами  выяснено, что более половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера  своих детей в результате болезни, у 62% родителей появились трудности  во взаимоотношениях с детьми. У  такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% ), а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера ( 56% ) . У таких детей  практически нет друзей, кроме  таких же больных ребят , как и они . Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира , что вызывает задержку в развитии социальных навыков , социальную дезадаптацию [20].

Хотелось бы отметить, что  часто злокачественные опухоли  приводят к летальному исходу. Это  так же вызывает определенные трудности  в общении и оказании помощи таким  детям. До некоторых пор считалось, что дети, особенно маленькие, не чувствуют  приближение смерти, однако, это  не так. Д.Н. Исаев, который занимался  изучением этой проблемы, подробно описывает чувства и переживания  детей в раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние  на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие, окружение. Безусловно, важна в этот период и помощь специалиста, с которым  больной мог бы поделиться своими переживаниями и страхами.

5. Поражения и заболевания  органа слуха. По степени снижения  слуха различают глухих и слабослышащих.  Среди глухих можно выделить  так же две группы в зависимости  от наличия или отсутствия  у них речи. Число детей с  этим заболеванием относительно  невелико, они составляют около  2% всех детей-инвалидов .

Особенности поведения ребенка  с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха  сочетается с повышенной психической  истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые , "странные" , как бы "пребывающие в своем мире" дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность , двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [2].

6. Хирургические заболевания  и анатомические дефекты и  деформации.

7. Эндокринные заболевания.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно "оставляют свой след" на поведении  ребенка, его отношениях с окружающими  и в других сферах его жизни, создавая определенные "барьеры" на пути детей-инвалидов  и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

 

1.2 Основные проблемы детей  с ограниченными возможностями

 

Дети с ограниченными  возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в  социально-демографической структуре  общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные  права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности  реализации этих прав у детей-инвалидов  различны и зависят от социального  статуса родителей.

Реализацию гарантированных  государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с  ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к  рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности  российского социума, отмечается усугубление  старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией  детей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых  дифференцированных подходов, учитывающих  специфику этой группы населения, особенно в регионах. Политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями  являются барьеры в осуществлении  прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские  услуги, платное образование, неприспособленность  архитектурно-строительной среды к  особым нуждам детей-инвалидов в  зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному  принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными  возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных  актов, устанавливающих ответственность  органов государственной власти и управления, должностных лиц  учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Специалисты, работающие с  инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья  с ребенком-инвалидом и сам  ребенок в нашей стране):

1) социальная, территориальная  и экономическая зависимость  инвалида от родителей и опекунов;

2) при рождении ребенка  с особенностями психофизиологического  развития семья либо распадается,  либо усилено опекает ребенка,  не давая ему развиваться;

3) выделяется слабая профессиональная  подготовка таких детей;

4) трудности при передвижении  по городу (не предусмотрены условия  для передвижения в архитектурных  сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;

5) отсутствие достаточного  правового обеспечения (несовершенство  законодательной базы в отношении  детей с ограниченными возможностями);

6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид – бесполезный" и т.п.);

7) отсутствие информационного  центра и сети комплексных  центров социально-психологической  реабилитации, а так же слабость  государственной политики.

К сожалению, барьеры, о которых  упомянуто выше – это лишь малая  часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

Итак, инвалидность – это  ограничения в возможностях, обусловленные  физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают  социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным  в общество и принимать участие  в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и  другие члены общества. Общество обязано  адаптировать существующие в нем  стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы  они могли жить независимой жизнью.

Патологические процессы, развивающиеся у лиц с ограниченными  возможностями, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой – вызывают комплексы психической  неполноценности, характеризующиеся  тревогой, потерей уверенности в  себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциональными установками[13, с. 40].

К наиболее часто встречающимся  отклонениям в эмоционально-волевой  сфере у лиц с ограниченными  возможностями относятся:

а) эмоциональная вялость,

б) апатичность,

в) зависимость от опекающих  лиц,

г) невысокая мотивация  к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию  собственного болезненного состояния,

Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья