Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»
1. Подготовительный или организационный (1 день).
2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).
3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).
4. Заключительный или аналитический (23-24 день).
Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.
Программа состоит из 7-ми блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации. Представим структуру программы в виде таблицы 1.
Таблица 1
Структура программы
Основные направления программы |
Кол-во часов в день |
Социально-правовой блок «Мы и наше общество» |
1час 20 мин |
Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье» |
2 часа |
Социально-психологический блок «Мы и наш брак» |
1 час |
Социально-педагогический блок «Мы и наши дети» |
1час 20 мин |
Социально-трудовой блок «Мы и наша работа» |
1 час |
Социально-бытовой блок «Мы и наш дом» |
1 час |
Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время» |
1час |
1. Социально-правовой блок «Мы и наше общество»
ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях.
ДЕЙСТВИЯ:
· сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;
· работа с почтовым ящиком «Ваши вопросы»;
· беседа юридического консультанта «Неполная семья и закон»;
· библиотечная выставка «Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей»;
· консультация специалиста по социальной работе «Социальные гарантии неполной семье»;
· викторина для подростков «Поступки и проступки».
2. Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье»
ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого ее члена.
ДЕЙСТВИЯ:
· анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр;
· ежедневная консультация терапевта, стоматолога, педиатра, физиотерапевт;
· курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»;
· сеансы ручного и электромассажа;
· водные процедуры, сауна, бассейн;
· курс сеансов аромофитотерапии «В море запахов»;
· медицинский всеобуч для родителей «Здоровья всей семьи»:
* современная семья, медицинский аспект:
· мониторинг здоровья;
· экология среды обитания;
· потенциал здоровья неполной семьи;
* здоровья ребенка в руках его родителей:
· современные болезни детей;
· как уберечь ребенка от простуд?
· народная медицина на страже детского здоровья;
* здоровье девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины):
· женский (мужской) организм;
· женские (мужские) болезни;
· опасные привычки;
* первая помощь при несчастных случаях:
· бытовые ожоги;
· травмы и ушибы;
· бытовые отравления;
· валеология для самых маленьких «Сказки о здоровом образе жизни».
3. Социально-психологический блок «"Семейные отношения»"
ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.
ДЕЙСТВИЯ:
· построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;
· психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;
· курс «Тренинг личностного роста» (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);
· «Семейный клуб» (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);
· беседа семейного консультанта «Азбука семейных отношений»;
· ток-шоу «Моя семья»;
· выступление агитбригады «Чья очередь мыть посуду?»;
· литературно-музыкальная композиция «Поговорим о любви».
4. Социально-педагогический блок «Мы и наши дети»
ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.
ДЕЙСТВИЯ:
· психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
· лекции для родителей «Я и мой ребенок -- поиск взаимоотношений»:
* Кризис трех лет;
* Кризис семи лет;
* Подростковый кризис:
· «Период бурь и страстей»;
· семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;
* Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка;
· посиделки для мам «Как я ожидала своего ребенка»;
· творческая выставка семейных работ: «Яблони и яблочки»;
· конкурсная программа «Дочки-матери».
5. Социально-трудовой блок «Мы и наша работа»
ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.
ДЕЙСТВИЯ:
· экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий»;
· викторина для младших школьников «Люди труда»;
· библиотечная выставка «Кем быть?»;
· круглый стол «Как добиться успеха?».
6 Социально-бытовой блок «Мы и наш дом»
ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.
ДЕЙСТВИЯ:
· клуб «Домашняя академия ведения хозяйства» (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);
· конкурсная программа для девочек «Хозяюшка»;
· мастерская «Вторая жизнь вещей»;
· выставка комнатных цветков «То, что дарит нам радость»;
· кулинарные этюды «Вкусные истории»;
· беседа с экологом «Экология жилища».
7. Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время»
ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.
ДЕЙСТВИЯ:
· работа кружков по интересам: «Семейный театр», «Мягкая игрушка», «Оригами», «В вихре танца», «Вокальный», «Спортивный»;
· музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»;
· конкурсная программа «Семейный праздник»;
· музыкальный круглый стол «Застолье»;
· беседа «Бытовые обрядовые праздники»;
· ночное шоу «Для тех, кто не спит».
Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение. Представим его в виде таблицы 2.
Таблица 2
Кадрово-материальное обеспечение программы
Блоки |
Ответственный |
Необходимые средства |
Социально-правовой |
Специалист по социальной работе |
Комната социально-бытовой ориентации, библиотека |
Социально-медицинский |
Медицинский персонал |
Медицинские помещения |
Социально-психологический |
Психолог-консультант |
Программное обеспечение, соответствующие помещения, компьютер, видео- и аудиоаппаратура |
Социально-педагогический |
Педагог-воспитатель |
Библиотека, игровая, природный материал. |
Социально-трудовой |
Инструктор по трудотерапии, воспитатели |
Соответствующие помещения, библиотека |
Социально-бытовой |
Педагог дополнительного образования |
Соответствующие помещения, столовая |
Социально-досуговый |
Педагог организатор |
Видео- и аудиоаппаратура, актовый зал, спортивная площадка, материал для творчества. |
При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье» необходимо достичь следующих результатов:
1. Оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;
2. Повысить уровень социальной защищенности неполных семей;
3. Снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;
4. Актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;
5. Присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
6. Улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;
7. Овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;
8. Повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
9. Проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.
Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога