Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Работа содержит 1 файл

царенко 1 курсовая правилная.doc

— 358.58 Кб (Скачать)

1. Подготовительный или организационный (1 день).

2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).

3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).

4. Заключительный или аналитический (23-24 день).

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.

Программа состоит из 7-ми блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации. Представим структуру программы в виде таблицы 1.

Таблица 1

Структура программы

Основные направления программы

Кол-во часов в день

Социально-правовой блок «Мы и наше общество»

1час 20 мин

Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье»

2 часа

Социально-психологический блок «Мы и наш брак»

1 час

Социально-педагогический блок «Мы и наши дети»

1час 20 мин

Социально-трудовой блок «Мы и наша работа»

1 час

Социально-бытовой блок «Мы и наш дом»

1 час

Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время»

1час


 

1. Социально-правовой блок «Мы и наше общество»

ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях.

ДЕЙСТВИЯ:

· сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;

· работа с почтовым ящиком «Ваши вопросы»;

· беседа юридического консультанта «Неполная семья и закон»;

· библиотечная выставка «Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей»;

· консультация специалиста по социальной работе «Социальные гарантии неполной семье»;

· викторина для подростков «Поступки и проступки».

2. Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье»

ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого ее члена.

ДЕЙСТВИЯ:

· анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр;

· ежедневная консультация терапевта, стоматолога, педиатра, физиотерапевт;

· курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»;

· сеансы ручного и электромассажа;

· водные процедуры, сауна, бассейн;

· курс сеансов аромофитотерапии «В море запахов»;

· медицинский всеобуч для родителей «Здоровья всей семьи»:

* современная семья, медицинский аспект:

· мониторинг здоровья;

· экология среды обитания;

· потенциал здоровья неполной семьи;

* здоровья ребенка в руках его родителей:

· современные болезни детей;

· как уберечь ребенка от простуд?

· народная медицина на страже детского здоровья;

* здоровье девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины):

· женский (мужской) организм;

· женские (мужские) болезни;

· опасные привычки;

* первая помощь при несчастных случаях:

· бытовые ожоги;

· травмы и ушибы;

· бытовые отравления;

· валеология для самых маленьких «Сказки о здоровом образе жизни».

3. Социально-психологический блок «"Семейные отношения»"

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.

ДЕЙСТВИЯ:

· построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

· психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

· курс «Тренинг личностного роста» (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);

· «Семейный клуб» (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);

· беседа семейного консультанта «Азбука семейных отношений»;

· ток-шоу «Моя семья»;

· выступление агитбригады «Чья очередь мыть посуду?»;

· литературно-музыкальная композиция «Поговорим о любви».

4. Социально-педагогический блок «Мы и наши дети»

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.

ДЕЙСТВИЯ:

· психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

· лекции для родителей «Я и мой ребенок -- поиск взаимоотношений»:

* Кризис трех лет;

* Кризис семи лет;  

* Подростковый кризис:

· «Период бурь и страстей»;

· семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;

* Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка;

· посиделки для мам «Как я ожидала своего ребенка»;

· творческая выставка семейных работ: «Яблони и яблочки»;

· конкурсная программа «Дочки-матери».

5. Социально-трудовой блок «Мы и наша работа»

ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.

ДЕЙСТВИЯ:

· экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий»;

· викторина для младших школьников «Люди труда»;

· библиотечная выставка «Кем быть?»;

· круглый стол «Как добиться успеха?».

6 Социально-бытовой блок «Мы и наш дом»

ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.

ДЕЙСТВИЯ:

· клуб «Домашняя академия ведения хозяйства» (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);

· конкурсная программа для девочек «Хозяюшка»;

· мастерская «Вторая жизнь вещей»;

· выставка комнатных цветков «То, что дарит нам радость»;

· кулинарные этюды «Вкусные истории»;

· беседа с экологом «Экология жилища».

7. Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время»

ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.

ДЕЙСТВИЯ:

· работа кружков по интересам: «Семейный театр», «Мягкая игрушка», «Оригами»,  «В вихре танца», «Вокальный», «Спортивный»;

· музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»;

· конкурсная программа «Семейный праздник»;

· музыкальный круглый стол «Застолье»;

· беседа «Бытовые обрядовые праздники»;

· ночное шоу «Для тех, кто не спит».

Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение. Представим его в виде таблицы 2.

Таблица 2

Кадрово-материальное обеспечение программы

Блоки

Ответственный

Необходимые средства

Социально-правовой

Специалист по социальной работе

Комната социально-бытовой ориентации, библиотека

Социально-медицинский

Медицинский персонал

Медицинские помещения

Социально-психологический

Психолог-консультант

Программное обеспечение, соответствующие помещения, компьютер, видео- и аудиоаппаратура

Социально-педагогический

Педагог-воспитатель

Библиотека, игровая, природный материал.

Социально-трудовой

Инструктор по трудотерапии, воспитатели

Соответствующие помещения, библиотека

Социально-бытовой

Педагог дополнительного образования

Соответствующие помещения, столовая

Социально-досуговый

Педагог организатор

Видео- и аудиоаппаратура, актовый зал, спортивная площадка, материал для творчества.


 

При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье» необходимо достичь следующих результатов:

1. Оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;

2. Повысить уровень социальной защищенности неполных семей;

3. Снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;

4. Актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;

5. Присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;

6. Улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;

7. Овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;

8. Повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;

9. Проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

 

 

 

 

 


Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога