Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Работа содержит 1 файл

царенко 1 курсовая правилная.doc

— 358.58 Кб (Скачать)

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьёй. Неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребёнка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребёнка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям [12, с. 73].

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьёй, можно использовать наиболее распространённые приёмы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и проч. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы -- с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить её реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребёнку.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей -- тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приёмов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери / отца. Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [12, с. 75].

Т.И. Шульга считает, и с ней трудно не согласиться, что неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учёта всех её характеристик:

- проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи;

- неполная семья -- система закрытая, не каждый может туда войти;

- неполная семья автономна в своей жизнедеятельности [25, с. 221].

Таким образом, социальный педагог по работе с неполной семьёй не может решить за неё все проблемы, он должен лишь активизировать её на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для её успешного решения. Для того, чтобы помочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать на их решение, разработаны специальные программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям, что будет рассмотрено нами в следующем параграфе курсовой работы.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение проблем неполных семей в аспекте социальной педагогики позволило нам прийти к следующим выводам:

1) Семья -- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

2) «Неполные семьи» -- такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него / них основную ответственность. Классифицируют неполные семьи по признакам вследствие которых они образовались; полу родителя; структуре и др. Учёные выделяют следующие типы неполных семей: образовавшиеся в результате развода родителей; образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей; по причине смерти одного из родителей и др.

3) Издержки воспитания в неполной семье являются, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

4) Для того, чтобы не допустить формирования в характере ребёнка недостатков необходимо соблюдать условия эффективного воспитания детей из неполных семей (авторитет и личный пример матери / отца, педагогический такт матери / отца, культура быта и др.).

5) При изучении социально-педагогической помощи неполной семье, мы определили основные и наиболее эффективные формы работы с неполной семьей в современных условиях. Таковыми являются краткосрочная (включает кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия) и долгосрочная формы (построена на психосоциальном подходе). Также используются такие методы, как патронаж, консультирование, тренинги и групповые методы.

Итак, социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки неполных семей.

 

 

СПИСОК  использованных источников

 

1.  Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998. -- № 2. -- С. 56-76.

2.  Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. -- СПб.: Изд-во «Наука и Техника», 2007.

3.  Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. -- М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992.

4.  Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. -- 2001. -- № 11. -- С. 108-113.

5.  Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. -- СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

6.  Дивицына Н.Ф. Семьеведение: краткий курс лекций для вузов. -- М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2006.

7.  Коночук Н.В. формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. -- 1985. -- № 5. -- С. 16-32.

8.  Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребёнок в детском саду. -- 2007. -- № 3. -- С. 3-8.

9.  Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. -- 2002. -- № 1. -- С. 73-76.

10. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. -- СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

11. Леви В. Семейные войны. -- М.: Метафора, 2005. -- 224 с.

12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -- СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -- С. 73-117.

13. Мать-одиночка: новое явление // Вопросы социального обеспечения. -- 2009. -- № 6. -- С. 23.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. -- М.: Изд-во «Академический проект», 2000.

15. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания  детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики). -- Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2004.

16. Николаева Я.Г. Воспитание ребёнка в неполной семье. Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. -- М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2006.

17. Пикхарт К.Е.. Руководство для одиноких родителей / Пер. с англ. Ю. Муравьевой. -- М.: Изд-во «РОСМЭН», 1998.

18. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. -- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005.

19. Сатир В. Психотерапия семьи. -- СПб.: Изд-во «Речь», 2006.

20. Соловьев Н.Я. Отец в современной семье как предмет социологического исследования // Отец в современной семье: сб. статей. -- Вильнюс: ИФСиП АНЛитССР, 1998.

21. Социально-педагогический словарь / М.Н. Бурмистров, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Щуралева. -- Саратов: ИЦ «Наука», 2007.

22. Смирнова Н.В. Мать-одиночка // Женское здоровье. -- 2007. -- № 11. -- С. 42-43.

23. Целуйко В.М. Одинокая мать и её ребёнок: (психологические проблемы внебрачных детей) // Семейная психология и семейная терапия. -- 2005. -- № 1. -- С. 115-125.

24. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. -- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

25. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. -- М.: Изд-во «Дрофа», 2005.                                                                                          

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Терминологический словарь

 

· Воспитание -- относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется [21, с. 15].

· Жестокость -- способность причинять страдания людям или животным [21, с. 32].

· Жестокость детская -- причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. При определённых условиях может стать чертой личности и уже проявляться как способ удовлетворения желаний, что делает её особенно опасной в процессе формирования личности ребенка [21, с. 32].

· Жестокое обращение с детьми -- умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие -- нанесение физических повреждений, телесные наказания; сексуальное насилие -- использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей  взрослых, вовлечение в занятие проституцией детской, в том числе используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли; психическое (эмоциональное) насилие -- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.), пренебрежение основными потребностями ребенка -- отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии [21, с. 32].

· Защита детства -- система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи [21, с. 35].

· Защита педагогическая -- один из важнейших принципов личностно ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому в критических ситуациях, моральная охрана его от возможного социального зла или психологического стресса и создание условий для само сто ягельного противостояния негативным воздействиям и влияниям [21, с. 35].

· Институт социальный -- относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества [21, с. 38].

· Климат социально-педагогический -- качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [21, с. 42].

· Консультирование -- совет, разъяснение специалиста по какому либо вопросу; один из видов учебного занятая -- беседа преподавателя с учащимися   с   целью   расширения   и   углубления   их   знаний;   совещание специалистов по какому-либо делу, вопрос) [21, с. 46]. 

· Контроль -- функция, обеспечивающая обратную связь, процедур получения информации о ходе деятельности и ее результатах [21, с. 46].

· Контроль социальный -- элемент социальных институтов, посредством которого обеспечивается следование социальным нормам: различные формы и способы воздействия на личность, применяемые  социальными  группами и общностями для регуляции поведения их членов в цепях приведения его в соответствие с общепринятыми нормами; механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий её посредством нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей [21, с. 46].

· Контроль  неформальный  социальный -- прямое социальное давление, которое испытывает человек со стороны окружающих. Часто встречается в различных неформальных и формальных группах. Средствами социального давления являются: смех или насмешки, злость, критические слова, поднятые брови и проч. [21, с. 47].

· Контроль  формальный социальный -- действия организаций и групп, которые существуют для поддержания норм (например, милиция, суды, администрация и проч.) [21, с. 47].

· Лишение родительских прав -- мера, принимаемая в судебном порядке прошв родителей в случае злоупотребления ими своими правами по отношению к детям (жестокое обращение, злостное уклонение от выплаты алиментов, систематическое оставление ребёнка без надзора и проч.) [21, с. 52].

Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога