Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Работа содержит 1 файл

царенко 1 курсовая правилная.doc

— 358.58 Кб (Скачать)

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра психологии образования

 

 

неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

курсовая работа

 

 

студентки IV курса

факультета педагогики, психологии

и начального образования

Царенко Ирины Ивановна

 

 

Научный  руководитель,

канд. пед. наук, доцент___________________________________Т.Н. Черняева

 

 

Зав. кафедрой,

доктор. псих. наук, профессор____________________________А.В. Кошкина

 

 

 

Саратов

2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Семья в аспекте социальной педагогики……………………………………………………………..

1.1 Семья как социальный институт………….………………..........

1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......

1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..

ГЛАВА 2. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей…………………………………………………..

2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..

2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........

Заключение………………………………………………..........

Список использованных источников…………….

приложения……………………………………………………..

приложение 1. Терминологический словарь

приложение 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье

приложение 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

3

 

6

6

10

13

 

 

17

17

 

22

28

30

32

 


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остаётся важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьёзные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведённые родители. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребёнка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов.

В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов -- распадается почти каждый второй брак [8, с. 8].

Много говорят и пишут о сложностях неполной семьи. Но полнота семьи ещё не гарантирует воспитательных успехов, а неполнота не означает, что в ней обязательно будет масса трудностей. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно.

Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй. Это по сути дела основной институт, который оказывает особое влияние на формирование личности. Именно поэтому важным является правильная организация семьи, как части общества. Неполная семья не позволяет получить ребёнку все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту становления своей личности. На помощь семье в решении проблем в воспитании подростка может прийти социально-психолого-педагогическая служба, занимающая достойное место в работе многих общеобразовательных школ. Проблема воспитания детей в неполной семье затрагивается в исследованиях Н. Башкирова, И.Ф. Дементьева, Т.В. Корнеева, Я.Г. Николаева, К.Е. Пикхарт, Н. Смирнова, В.М. Целуйко и др. Однако ещё не достаточно разработана и определена специфика работы социального педагога с неполной семьёй. Этим объясняется выбор темы курсовой работы «Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога».

Объект  исследования -- семья в аспекте социальной педагогики.

Предмет исследования -- неполная семья как объект заботы и внимания социального педагога.

Цель  исследования -- изучить неполную семью как объект заботы и внимания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть семью как социальный институт.

2.  Дать общую характеристику неполной семьи.

3.  Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.

4.  Проанализировать условия эффективного воспитания детей в неполной семье.

5.  Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Структура курсовой работы: данная курсовая работа (общим объёмом 47 страниц) состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников (включающего 25 работ) и 3-х приложений.  

 
 

 

 

ГЛАВА 1. семья в аспекте социальной педагогики

 

 

1.1 Семья как социальный институт

 

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живёт сейчас.

Семья - это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных [7, с. 16].

С позиции М.А. Куртышевой, семья -- это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи и проч. [10, с. 191].

В исследовании Н.Ф. Дивициной, отмечается, что семья -- социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [6, с. 221].

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Данная формула определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья -- это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов подчёркивали Н.Ф. Дивицина, А.В. Мудрик:

- вступление в брак;  

- рождение первого ребёнка;  

- окончание деторождения (последний ребёнок);  

- «пустое гнездо» -- выделение из семьи последнего ребёнка;  

- прекращение семьи со смертью одного из супругов [6, с. 65].

При изучении семейной структуры типы семьи рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации:

- по количеству детей (бездетные, однодетные, малодетная и многодетные);

- по составу (неполная, отдельная, или нуклеарная, расширенная, большая семья);

- по типу лидерства, главенства (эголитарные, авторитарные);

- по укладу (семья отдушина, детоцентрическая, дискуссионные семьи);

- по однородности социального состава (гомогенные или однородные, социально гетерогенные);

- по качеству отношений и атмосфере в семье (благополучные семьи, устойчивые семьи, социально неблагополучные семьи, проблемные семьи, конфликтные семьи, педагогически слабые семьи, нестабильные семьи, дезорганизованные семьи);

- по условиям семейной жизни (студенческая, дистантные семьи);

- по географическому принципу (городская, сельская);

- по направленности удовлетворения потребностей (естественные потребности, интеллектуальная направленность, промежуточный тип);

- по количеству брачных партнёров (моногамная, полигамная);

- «альтернативные стили жизни семьи» (гомосексуальные семьи; групповой брак);

- с точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам (патриархальные, современные семьи);

- по участию в общественной жизни (коллективистские, индивидуалистские) [14, с. 237].

Развитие семьи проходит несколько стадий. Согласно исследованиям А.В. Мудрика, это:

I стадия -- первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожёны отделяются и уезжают из большой семьи.   

II стадия -- рождение ребёнка, семья состоит из двух поколений.   

III стадия -- семья из трёх поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жён» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.   

IV стадия -- когда всё устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

V стадия -- это период заботы о членах семьи, так как её члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведённой дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы. Забота о престарелых или больных родителях -- главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряжённости в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

VI стадия -- заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений. Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро [14, с. 237].

Таким образом, каждую из категорий семей на опредёлённом этапе жизненного цикла характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Итак, мы рассмотрели основные понятия исследуемой проблемы, рассмотрели семью как социальный институт. Это позволяет нам перейти общей характеристике неполных семей.

 

 

1.2 Общая характеристика неполных семей

 

Под термином «неполные семьи» чаще понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность [3, с. 75].

Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога