Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»
Вторым необходимым условием является педагогический такт матери/отца, который выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребёнка. Такт матери / отца тесно связан с ответным чувством меры в поведении детей, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично [17, с. 14].
Третье условие -- культура быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также организация всей жизни неполной семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама / папа передаёт им жизненный опыт, помогает утвердиться в суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребёнком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью / отцом и детьми и становятся одним из средств материнского / отцовского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований [17, с. 15].
Четвёртым условием является знание отцом / матерью возрастных и индивидуальных особенностей своих детей, что позволяет им правильно обращаться, повышает ответственность за воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях со стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомлённость матери / отца о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребёнка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение [17, с. 15].
Пятое условие -- это удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом / матерью. Речь идёт о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком эмоциональном контакте нуждается каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций. Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Так ребёнок становится центром потребности, единственным объектом её удовлетворения. При таком воспитании возникают большие проблемы. Матери / отцы бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга, что не допустимо. Надо позволять ребёнку общаться с отцом / матерью, если есть такая возможность, интересоваться этими отношениями, но не навязчиво, без иронии [17, с. 16].
Шестое условие -- определение родителями для себя потребности смысла жизни, которая характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Это не значит, что человек всегда осознаёт общий смысл своих действий, своей жизни, но каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать / отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл» [17, с. 16].
Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей / отцов воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям в своё время из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное материнское / отцовское поведение неосознанно для неё / него самой приобретает элементы эгоизма. Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери / отца только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство её / его удовлетворённости. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и матерью / отцом [17, с. 16].
Восьмое условие -- необходимость критики реализации определённой системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью / отцом системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матери / отцы, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к её неустанной реализации. У каждой из воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного, но некоторые матери / отцы следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребёнок существует для воспитания, а воспитание для ребёнка. Матери / отцы, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность -- относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка [17, с. 17].
Девятое условие правильного воспитания состоит в формировании определённых личностных качеств ребёнка. Проблемы независимости обостряются в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери / отца качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях мама / папа строит своё воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделён этим «особо ценным» качеством. В тех случаях, когда ценности матерей / отцов начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери / отца ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход [17, с. 19].
Таким образом, для того чтобы ребёнок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери / отцу необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребёнка, позволять ребёнку общаться с отцом / матерью, что играет значительную роль в формировании и развитии ребёнка. При условии, что отец / мать не является асоциальным элементом общества и сам / сама желает принимать участие в воспитании ребёнка.
Знание условий совершенствования процесса воспитания детей в неполных семьях позволяет нам говорить о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье
Раскрывая вопрос о значимости социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребёнка, мы выяснили, что целью данного вида поддержки «является оказание помощи ребёнку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе» [18 с. 265].
Для достижения поставленной цели социальный педагог (см. Приложение 1), работающий с неполными семьями, информирует её о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребёнка, даёт педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери / отцу способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери / отца и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребёнку [2, с. 22].
Объектом социально-педагогической помощи и поддержки (см. Приложение 1) неполной семье может быть ребёнок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога включает 3 основных составляющих социально-педагогической помощи:
- образовательную,
- психологическую,
- посредническую [25, с. 211].
Последовательно рассмотрим каждую из составляющих, так как этого требует тема нашей курсовой работы.
Образовательная составляющая включает в себя 2 направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями -- путём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях её укрепления.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребёнка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребёнка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи [25, с. 211].
В процессе реализации 3-х основных составляющих социально-педагогической помощи компонентов социальный педагог, осуществляющий работу с семьёй, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами [2, с. 99].
При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации [2, с. 101].
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определённых условиях большинство проблем матери / отцы могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.
Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта / договора между социальным педагогом и неполной семьёй или её конкретным представителем. При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога -- определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполную семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает её в процесс принятия решений [2, с. 108].
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с субъектом педагогической поддержки (ребёнок, родитель) (от 4-х месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию -- другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно [25, с. 224].
В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж (см. Приложение 1) -- одна из форм работы специалиста, работающего с семьёй, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьёй, своевременно выявлять её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать неполную семью в её естественных условиях, что позволить получить больше информации [21, с. 68].
Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога