Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Работа содержит 1 файл

царенко 1 курсовая правилная.doc

— 358.58 Кб (Скачать)

· Материнство -- биологическое и социальное отношение матери к ребёнку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребёнка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства. Биологическое и юридическое материнство могут не совпадать (например, при усыновлении или в случае «многочисленного материнства» в традиционных племенных или малоразвитых аграрно-промышленных обществах). Основные функции материнства -- репродуктивная и воспитательная, материнство как социальный институт занимает довольно большое место в деятельности социальных работников, различных социальных служб современного общества [21, с. 53].

· Ответственность родителей -- юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом за воспитание своих детей. При невыполнении родителями установленных законом норм по воспитанию своих детей государство через суд имеет право лишить их родительских прав и направить детей за счёт родителей в социальное учреждение [21, с. 65].

  • Патронаж -- под наблюдением, содействием и руководством кого-либо, чего-либо [21, с. 68].

· Поведение -- 1) система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий, осуществляемых человеком при достижении определенной цели, в процессе взаимодействия с социальной средой; 2) особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания, овладения культурными ценностями [21, с. 68].

· Поддержка -- 1) педагогическая технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребёнка и его само-процессам, помощь в решении его жизненно важных проблем; 2) естественный акт содействия кому-либо в его действиях или содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи [21, с. 68].

· Поддержка педагогическая -- система форм, методов и средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе (нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении), а также помощь в преодолении препятствий, трудностей самореализации в различных видах деятельности [21, с. 68].

· Поддержка социальная -- комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [21, с. 69].

· Поддержка социально-педагогическая -- комплекс социально-педагогических мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизнедеятельности «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [21, с. 69].

· Ребёнок -- в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка (1989) и Семейным кодексом РФ (1996) человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигнет совершеннолетия ранее [21, с. 80].

· Самоконтроль -- осознание и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов, установок, заключающаяся в соотношении, анализе и коррекции между целями и результатами действий [21, с. 42].

· Семейное консультирование -- один из видов психолого-педагогической помощи, оказываемой семье, супругам, имеющим несовершеннолетних детей самим детям разного возраста. Семейное консультирование направлено на осмысление своем деятельности по сохранению нравственного климата в семье, формировании наиболее оптимальных внутрисемейных отношений, а также проблем взаимоотношения с детьми и их воспитания, на оказание помощи в выборе наиболее оптимального подхода по коррекции внутрисемейных отношений и воспитательной деятельности. В работе с детьми спектр психолого-педагогического консультирования может быть очень широк: осмысление своей позиции, выбор целей, изменение отношения к чему-либо профориентациям проч. [21, с. 46].

· Семья -- основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [21, с. 80].

· Семья нуклеарная (от лат. nucleus -- ядро) -- семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары [21, с. 80].

· Семья расширенная -- семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков) [21, с. 80].

· Семья неполная -- семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава -- женщина. Типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся, а также отцовская и материнская [21, с. 81].

· Семья смешанная -- семья, возникшая в результате повторного брака людей, уже имеющих детей от предшествующего и, возможно, также и от настоящего брака [21, с. 81].

· Семья собственная -- семья, в которой индивид является отцом или матерью [21, с. 81].

· Семья группы риска -- семья, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Например: многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи переселенцев [21, с. 83].

· Семья неблагополучная (по отношению к детям) -- семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию -- воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества [21, с. 83].

· Семья малообеспеченная -- семья, уровень доходов которой не превышает потребительского минимума [21, с. 84].

· Семья, находящаяся в социально опасном положении -- семья, имеющая нетей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [21, с. 85].

· Социальное консультирование -- одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты её решения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социономическое и др. [21, с. 46].

· Социальный работник -- 1) специалист в области социальной работы; 2) профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы [21, с. 90].

· Ущемление прав ребёнка -- нанесение физического ущерба или психической травмы ребёнку преднамеренно или в результате грубой небрежности [21, с. 101].

 

приложение 2

 

 

Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье

 

В рамках данной работы стоит отдельно затронуть неполные семьи, во главе которых находятся отцы. Одинокие отцы, к сожалению, не имеют как в общественном сознании, так и на государственном уровне поддержки и сочувствия, которое имеют одинокие матери. Социальная работа с неполной отцовской семьей носит несистемный и весьма ограниченный характер, хотя такого рода семей становится все больше. Исходя из этого, становится очевидной необходимость разработки и реализации специальной программы помощи неполной отцовской семье. Основная идея программы -- создание комплексной системы мер социально-психологической помощи и поддержки неполных отцовских семей с целью оптимизации жизненных сил мужчин, а также их детей. Основная цель программы «Социальная работа с неполными отцовскими семьями» заключается в оказании социально-психологической, социально-педагогической, медико-педагогической помощи и поддержки неполным отцовским семьям. Данная программа помощи должна решать следующие задачи: привлечение внимания общества к проблеме одинокого отцовства, создание банка данных о неполных отцовских семьях, индивидуального консультирования отцов, организация групповой тренинговой работы с детьми из неполных отцовских семей, организация досуга детей. А также совместного отдыха отцов и детей, обобщение и распространение опыта работы с неполными отцовскими семьями и другие.

Поддержка неполной отцовской семьи должна также осуществляться в трех направлениях: социальная работа с отцами, социальная работа с детьми, социальная работа с семьей в целом. Кратко рассмотрим каждое из направлений. Организация работы с одинокими отцами немыслима без формирования банка данных об отцах, воспитывающих детей без матери. Банк данных должен содержать информацию о месте проживания неполной отцовской семьи, их составе, возрасте отца и детей, месте работы и учебы. На каждую семью, прошедшую первичную консультацию, должна заполняться регистрационная карта, где фиксируются обстоятельства формирования семьи как неполной, состояние здоровья членов семьи, социально-психологический климат семьи и ее основные проблемы. Первичный прием семьи осуществляет специалист социальной работы. Он определяет характер внутрисемейных отношений, состояние психического и физического здоровья. Данная работа позволяет перейти к формированию группы само- и взаимопомощи, а также тренинговых групп для детей, цель которых развитие их коммуникационных умений, творческих способностей, воспитание нравственности.

Приоритетной формой социальной работы с отцами является группа само- и взаимопомощи. Встречи групп проходят в форме бесед и дискуссий по заранее определенной теме. Длительность занятий -- 1,5-2 часа. Основная цель занятий: установит положительные эмоциональные связи между участниками.

Социальная работа с детьми предполагает групповую форму работы. Она является личностно-ориентированным учебным курсом. Этот курс базируется на понимании самоценности человеческой личности, богатстве его внутренних ресурсов и включает в себя курсы по психологии общения с элементами сюжетно-ролевых игр и упражнений. Другой формой является организация детских досуговых мероприятий, где дети могут больше узнать друг о друге, о таких же неполных семьях; научиться слушать, работать и отдыхать сообща. Еще одна форма деятельности -- индивидуальные консультации, беседы, упражнения для ребенка, испытывающего те или иные личностные проблемы. Различного рода консультации занимают важное место в работе с неполной отцовской семьей.

Руководитель социального проекта должен обеспечить взаимодействие всех направлений проекта. Только комплексная программа работы с отцами и их детьми позволит существенно улучшить социально-психологическое здоровье семьи.

 

приложение 3

 

Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

 

Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

Задачи:

· повышение социальной компетенции неполных семей;

· изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

· формирование социальных навыков;

· оказание социальных услуг неполным семьям;

· активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения  детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

· формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;

· обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

· оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для неполных семей.

Основные функции программы заключаются в следующем:

1. Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.

2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.

3. Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.

4. Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

3. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

4. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует решение проблем путем преодоления профессиональных ограничений.

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными этапами являются:

Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога