Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить неполную семью как объект заботы и внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью как социальный институт.
2. Дать общую характеристику неполной семьи.
3. Изучить негативные факторы воспитания детей в неполных семьях.
4. Проанализировать условия эффективного воспитания детей в не-полной семье.
5. Раскрыть вопрос о содержании, формах и методах социально-педагогической помощи неполной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………………………………………..
1.1 Семья как социальный институт………….………………..........
1.2 Общая характеристика неполных семей……………………......
1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях…..
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ…………………………………………………..
2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях..
2.2 Содержание, формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье…………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Терминологический словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опыт организации социально-педагогической помощи неполной отцовской семье
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Работа содержит 1 файл

царенко 1 курсовая правилная.doc

— 358.58 Кб (Скачать)

Неполные семьи учёные (И.Ф. Дементьева, Л.М. Шипицина, Я.Г. Николаева) классифицируют по различным признакам:

- причинам, вследствие которых они образовались;

- полу родителя;

- структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников);

- наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей);

- этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей) [5, с. 17].

Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе (В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер и др.) в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки -- пенсионеры [16, с. 117].

В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: разведённая, внебрачная, осиротевшая, распавшаяся. Рассмотрим каждый вид неполной семьи более подробно.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребёнка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и другие причины [13, с. 23].

М.А. Костенко считает, что осиротевшая неполная семья -- образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека -- это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи [9, с. 73].

В. Леви утвержает, что неполная разведённая семья -- семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественным желанием, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью [11, с. 25].

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую -- мать (отец) с ребёнком или несколькими детьми и неполную расширенную -- мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [2, с. 26].

На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение ребёнка, поэтому такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

- распространение добрачных связей;

- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

- утрата семьей своей производственной функции;

- неподготовленность молодежи к браку;

- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания [19, с. 213].

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что все неполные семьи имеют следующие характеристики:

- высок риск попадания в низкодоходные семьи;

- наличие заработка не всегда обеспечивает выход из экономических затруднений, хотя и является очень важным фактором;

- на возможность получить заработок и найти выход из экономических затруднений влияют не только индикаторы трудового потенциала, но и существующие условия на рынке труда, которые сейчас редко позволяют сочетать функции по выполнению трудовых обязанностей и материнские обязанности по уходу и воспитанию детей;

- существует конфликт двойственной ответственности: семейное благосостояние и воспитание детей. Заработок не является достаточным фактором для разрешения данного конфликта. Отсюда частыми случаями становятся психологические проблемы во взаимоотношениях матерей с детьми.

Таким образом, неполная семья -- это один из социально-демографических типов современной семьи. Она характеризуется как семья с неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать -- отец -- ребёнок». Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений.

Охарактеризовав неполную семью, перейдём к изучению негативных факторов воспитания детей в неполных семьях.

 

 

1.3 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях

 

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную [4, с. 108].

Процесс воспитания (см. Приложение 1) в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребёнка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

Можно выделить 6 наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций. Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстранённость матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребёнке. Впоследствии, такой ребёнок начинает требовать от матери всё большего, но, так как она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам ребёнка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать ребёнка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребёнок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстранённость матери от ухода за ребёнком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребёнок мешает, недоброжелательного отношения к ребёнку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения [15, с. 19].

Мы согласны с мнением Н.Я. Соловьева, который утверждал, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одарённый воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом». Учёный обосновывает свои слова следующими фактами:

1) У отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдаёт распоряжений детям и меньше отменяет их.

2) Воспитателю необходимо обладать достаточно большим объёмом разнообразной информации. Объём подобной информации у отца чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше.

3) Для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери [20, с. 69].

Опираясь на утверждения Н.Я. Соловьёва, можно сделать вывод о том, что воспитание ребёнка без отца неполноценно. Хотя решать для всех, подходить к этому вопросу в общем плане сложно, а точнее, невозможно. Все зависит от частностей, подробностей и условий существования конкретной семьи. Поэтому можно предположить, что дети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся / выйдут замуж; будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.

Одна из проблем неполных семей -- совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери. В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьёзные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследования Е.В. Андрюшиной подтверждают приведённые выше выводы [1, с. 46].

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени [22, с. 42].

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребёнка, чем неполноценная, хотя и полная (когда в семье отец -- пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребёнка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам (В.М. Целуйко, Н. Смирнова и др.) от 38,5 % до 63 % матерей -- глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается. Все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жильё, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях [23, с. 115].

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Изучив негативные факторы воспитания детей в неполных семьях, можно приступить к вопросу об организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей. Об этом пойдёт речь в следующей главе.

 

 

Глава 2. Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей

 

 

2.1 Условия эффективного воспитания детей в неполных семьях

 

В предыдущей главе мы рассмотрели ряд вопросов, касающихся семьи как социального института, дали общую характеристику неполных семей, определили негативные факторы воспитания детей в неполных семьях. Во второй главе обратим внимание на то, что надо делать, чтобы не допустить формирование недостатков в характере ребёнка, воспитывающегося в неполной семье. Для этого, рекомендует ряд учёных (Н.В. Коночук, Н.Д. Левитов и др.), нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания, выполнение которых способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию на формирование личности ребёнка. Рассмотрим подробнее условия воспитания и социализации детей в неполных семьях, имеющие эффективное воспитательное воздействие на формирование личности ребёнка, так как этого требует тема нашей курсовой работы [7, с. 16].

Первым условием является авторитет и личный пример матери / отца. На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери / отца на ребёнка. Но он вырастает из любви и привязанности. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера матери / отца обусловлена психологическими особенностями детей. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям, поэтому так важен требовательный контроль матери / отца за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета матери / отца усиливается, если нет расхождений в её / его словах и поступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение матери к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Очень важно, чтобы мама / папа не отзывалась плохо об отце / матери ребёнка каким бы он не был, так как со временем у ребёнка может сформироваться негативное отношение к матери / отцу именно по этой причине. Наоборот положительный отзыв об отце / матери ребёнка способствует повышению авторитета отца / матери, пусть даже отсутствующего. Авторитет матери / отца во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь [17, с. 14].

Информация о работе Неполная семья как объект внимания и заботы социального педагога