Методика и техника изучения общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение многие авторы определяют по-разному: в терминах состояния сознания, явления духовной жизни общества, особой формы коллективной общественно-познавательной деятельности, коллективных суждений, высказываний, представлений и др. Но в любом случае отмечается двойственная природа изучаемого феномена: оно является одновременно и духовным и практическим образованием, т.е. его можно трактовать как совместную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов, как единство социальной оценки и социальной воли.

Содержание

1. Глава 1. Общественное мнение как социально-политический феномен…...3
1.1 Общественное мнение как социальное явление…………………………….3
1.2 Социально-политический статус общественного мнения……………….....4
Глава 2. Общественное мнение и власть………………………………………...7
2.1 Функционирование общественного мнения в системе властных отношений……………………………………………………………………...….7
2. 2 Режимы взаимодействия общественного мнения и власти ………..…….14
Глава 3. Методика и техника изучения общественного мнения……………...33
3.1 Процесс изучения и выявления общественного мнения……………….…33
3.2 Рассмотрение обращений граждан как этап выявления общественного мнения…………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

       Термин «обращения» носит обобщающий  характер, объединяя изложенные  в письменной или устной форме  предложения, заявления, ходатайства или жалобы гражданина.

       Под предложением, как правило,  понимается такое обращение гражданина, которое направлено на улучшение  порядка организации и деятельности  государственных и негосударственных  органов и организаций, общественных объединений, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизнедеятельности общества и государства.

       Заявление представляет собой  обращение гражданина по поводу  реализации принадлежащих ему  прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и российским законодательством.

       Жалоба есть реакция гражданина  на нарушенные решениями и  действиями (или бездействием) органа  или должностного лица любо  юридического или физического  лица права, свободы или законные интересы.

       Ходатайство – обращение гражданина, изложенное в письменной форме,  с просьбой о признании за  лицом определенного статуса, прав и свобод.

       Таким образом, к важным средствам  проявления активности граждан  относятся обращения лично или  через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Поэтому, одной из многочисленных форм общественного мнения, способствующих установлению «здоровых» отношений между общественностью и органами власти, а также ускорению хода и повышению эффективности социально-политических преобразований, является сбор и представление групповых и массовых обращений граждан в органы власти, в общественные организации. Одной из таких общественных организаций, занимающихся выявлением общественного мнения, и является Смоленская региональная общественная приемная полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

       Общественные приемные созданы  для обеспечения деятельности полномочного представителя Президента РФ в реализации его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, укрепления связей с населением округа, своевременного и адекватного реагирования на возникающие проблемы социально-экономического развития региона, становления и развития институтов гражданского общества на местах, учета общественного мнения при разработке и реализации общественно-значимых для региона проектов, и работают в тесном взаимодействии в общественностью и органами государственной власти, региональной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями. Другими словами, общественная приемная Полномочного представителя Президента является средством установления обратной связи в звене «власть-человек» и реализации законного права каждого на диалог с должностными лицами, ответственными за решение социальных, бытовых и других вопросов, волнующих людей, на получение помощи и поддержки. Люди все чаще обращаются письменно и устно к представителям президентской структуры, рассчитывая на помощь. Сотрудники общественных приемных выполняют работу, связанную с рассмотрением обращений граждан, помогают их «прохождению» в органах государственной и исполнительной власти, муниципалитетах, учреждениях, предприятиях, правоохранительных органах. Благодаря этому Общественные приемные постепенно становятся центром оперативной информации о настроениях людей, их отношении к проводимым в стране и области преобразованиям, стремлениях и насущных нуждах. В свою очередь, данный факт дает возможность властным структурам разрабатывать и принимать более выверенные и обоснованные решения, направленные на разрешение проблем, затрагивающих интересы населения, принятию, в необходимых случаях, мер по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

     Всего в Общественные приемные Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном  округе в Смоленской области обратилось более 5 тысяч граждан, в том числе: 2001 г. – 236; 2002 г. - 562; 2003 г. – 2327; 2004 г. – 3678. Рост числа обращений свидетельствует о том, что приемные были созданы своевременно, заслужили доверие жителей Смоленской области и доказали необходимость своего существования. Примечателен тот факт, что с каждым годом количество обращений неуклонно растет, доля отработанных заявлений остается на достаточно высоком уровне.

     Следует отметить, что более 80% обращений  разрешается в пользу заявителей. Это убедительно свидетельствует  о позитивном отношении к деятельности ОП со стороны глав администраций и муниципальных образований, руководителей организаций и предприятий. Таким образом, общественная приемная является структурным элементом развивающего института гражданского общества на местах.  

 

     Заключение

       Общественное мнение не только  отображает происходящие в обществе процессы, но и способно оказывать на них существенное воздействие. Роль данного феномена в политической сфере чрезвычайно велика. Мнение выступает компонентом процесса включения в политику индивидов и социальных групп. Участвуя в выборах, референдумах, опросах, социальный субъект становится причастным к отношениям власти, он осознает возможности и способы своего влияния.

       От общественности зависит решение  важных для страны и внешнеполитических  проблем (присоединение или неприсоединение к международным пактам и организациям, получение или неполучение займов, кредитов). Что касается внутренней политической жизни, то под влиянием общественного мнения зачастую приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели. Может происходить смена политического курса, экономической и социальной политики, изменения в законодательстве и в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности (культура, здравоохранение и т.д.). В связи с этим особенно актуально обращение к общественности в следующих случаях: при проведении экономических и социальных преобразований; при необходимости выявить точки зрения общественности по готовящимся решениям; при неясности общественных потребностей и интересов, направленности их развития; для выяснения степени согласия с проводимой государственными органами внутренней и внешней политикой; для выяснения оценки деятельности всех органов государственного управления, политических партий и движений; при определении гражданского, правового статуса граждан, степени реализации их прав. 

       Сложившаяся система отношений  властных структур и общественного  мнения является одним из важных  показателей общественного развития, а включение общественных суждений  в практические решения органов  власти есть показатель открытости социальной системы, критерий демократичности политического устройства.

       Социальная практика последних  лет наглядно показала, что не  использование общественного мнения  ослабляет престиж органов политического  руководства, лидеров общественных организаций и общественных движений, порождает излишние социальные напряжения, конфликты, приводит к тому, что общественная активность в отдельных случаях становится деструктивной. Игнорирование общественного мнения подрывает веру населения в намерения властей считаться с действительными потребностями и интересами разных социальных общностей и может осложнять взаимоотношения населения и власти.

       Сегодня включение общественного  мнения в управленческие решения  должно носить регулярный характер и осуществляться систематически в разных формах. Рекомендуется постоянное обновление информации и привлечение данных социологических и статистических исследований к информационному обеспечению деятельности властных структур.

       Периодическое отслеживание динамики интересов и потребностей различных социальных групп, отраженных в общественном мнении, даст возможность представителям властей определит оптимальные цели и направления проводимой политики, предотвращать возможные негативные последствия.

       В целом же российское общество лишь начинает стремиться к реализации на практике модели «социального» партнерства в отношениях власти и общественного мнения, а с помощью последнего властные структуры, органы управления постепенно со временем смогут создать социальную базу реформ, двинуть их вперед, сделать сосубъектом реформирования многие слои населения.  
 
 

     Список  литературы:

     1. Гавра Д.П. Общественное мнение  и власть: режимы и механизмы  взаимодействия // Журнал социологии  и социальной антропологии. 1998. Т. 1, №4

     2. Гавра Д.П. Общественное мнение  как социологическая категория.  – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1995.

     3. Иванов О.И. Методология и методика  изучения общественного мнения. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1996.

     4. Иванов. О.И.Общественное мнение  и власть. // Социально-политический журнал. 1993. № 7.

     5. Научно-практический комментарий  к Конституции Российской Федерации  / Отв. Ред. В. В. Лазарев. 2-е  изд., доп. И перераб. – М.: Спарк, 2001. С.-160.

     6. Пригожин А.И. Перестройка: переходные  процессы и механизмы. М., 1990. С.73.

     7. Руткевич М.Н. Социология, власть, общественное мнение. // Социологические  исследования. 1993. № 7.

     8. Ядов В.А. Стратегия социологического  исследования. Описание, объяснение, понимание  социальной реальности.-6-е изд.-М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003.

Информация о работе Методика и техника изучения общественного мнения