Методика и техника изучения общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение многие авторы определяют по-разному: в терминах состояния сознания, явления духовной жизни общества, особой формы коллективной общественно-познавательной деятельности, коллективных суждений, высказываний, представлений и др. Но в любом случае отмечается двойственная природа изучаемого феномена: оно является одновременно и духовным и практическим образованием, т.е. его можно трактовать как совместную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов, как единство социальной оценки и социальной воли.

Содержание

1. Глава 1. Общественное мнение как социально-политический феномен…...3
1.1 Общественное мнение как социальное явление…………………………….3
1.2 Социально-политический статус общественного мнения……………….....4
Глава 2. Общественное мнение и власть………………………………………...7
2.1 Функционирование общественного мнения в системе властных отношений……………………………………………………………………...….7
2. 2 Режимы взаимодействия общественного мнения и власти ………..…….14
Глава 3. Методика и техника изучения общественного мнения……………...33
3.1 Процесс изучения и выявления общественного мнения……………….…33
3.2 Рассмотрение обращений граждан как этап выявления общественного мнения…………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 

1. Глава  1. Общественное мнение как социально-политический  феномен…...3

1.1 Общественное  мнение как социальное явление…………………………….3

1.2 Социально-политический  статус общественного мнения……………….....4

Глава 2. Общественное мнение и власть………………………………………...7

2.1 Функционирование  общественного мнения в системе  властных отношений……………………………………………………………………...….7

2. 2 Режимы  взаимодействия общественного мнения  и власти ………..…….14

Глава 3. Методика и техника изучения общественного  мнения……………...33

3.1 Процесс изучения и выявления общественного мнения……………….…33

3.2 Рассмотрение  обращений граждан как этап  выявления общественного мнения…………………………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………….43

Список  использованной литературы……………………………………..……45

 

1. Глава 1. Общественное  мнение как социально-политический  феномен.

1.1 Общественное мнение  как социальное  явление. 

      Общественное мнение многие авторы определяют по-разному: в терминах состояния сознания, явления духовной жизни общества, особой формы коллективной общественно-познавательной деятельности, коллективных суждений, высказываний, представлений и др. Но в любом случае отмечается двойственная природа изучаемого феномена: оно является одновременно и духовным и практическим образованием, т.е. его можно трактовать как совместную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов, как единство социальной оценки и социальной воли.

     Основу  для понимания роли общественного  мнения и способа существования  в социуме создают следующие сущностные характеристики, которые не исчерпываются принадлежностью к духовной сфере: оно есть свойство определенных (как малых, так и больших) социальных общностей, форма переживания и познания мира; в нем содержатся идеи, взгляды, представления, чувства, эмоции, настроения, поведенческие установки, в которых отражено отношение общностей к окружающему миру; выступает одним из средств понимания и объяснения мира, одним из побудительных источников социального действия, а также является одним из способов установления прямой и обратной связи общественности (разных социальных общностей) с властными структурами общества.

       В основе образования мнения  лежит понимаемый в широком  плане социальный интерес его  субъекта. Мнение как оценка отражает  интерес и в своем практическом проявлении направлено на его реализацию. Это один из важнейших механизмов социального взаимодействия. Нормальное функционирование любого общества невозможно без выработки коллективных суждений об общих делах, без общественно вырабатываемых оценок каких-либо событий, установления норм поведения, определения практических путей решения насущных проблем. Поэтому оно способно выступать в роли организатора совместной активности субъектов, направленной на удовлетворение их общего интереса. К тому же, общественное мнение не только отражает происходящие в обществе процессы и перемены, но и способно оказывать на них определенное (а порой и определяющее) влияние, выступая в социологическом аспекте одним из компонентов социальной ситуации.

       Итак, в данной работе общественное мнение будет определяться как оценочно-познавательная деятельность социальных общностей, находящая свое выражение в коллективно выработанных и широко распространенных суждениях, эмоциях, поведенческих установках по поводу общественно-значимых проблем и явлений.   

     1.2 Социально-политический статус общественного  мнения. 

       Говорить о наличии у данного  феномена социально- политического  статуса можно, по мнению А.И.  Пригожина, при учете двух основных  критериев. Во-первых, объектом высказывания является сфера социальных отношений. А во-вторых, по своему содержанию такое высказывание заключает общественную, гражданскую позицию по определенному вопросу. Именно «в этом смысле общественное мнение – категория социально-политическая, что является существенной чертой в функционировании его как фактора социального управления».

       Рассмотрим процесс взаимодействия  общественного мнения с политической (более узко с управленческой) системой. Более комплексный подход предложил Д.П.Гавра, где изучаемый феномен выступает в двоякой роли. 

       С одной стороны, общественное  мнение – элемент социальной  ситуации, та среда, в которой  существует и реализуется политика. С этой средой взаимодействует  политическая система, представляющая  собой целостную совокупность  государственных и негосударственных институтов (и соответствующих отношений между ними), посредством которой формируется и осуществляется политическая власть. Данный аспект включения общественного мнения в социально-политическую сферу называется экстернальным (т.е. внешним, средовым). Следует последовательно рассматривать связи типа «общественное мнение – представительная власть», «общественное мнение – исполнительная власть», «общественное мнение – судебная власть», «общественное мнение – негосударственные структуры» и т.п. (см. Приложение № 1). В рамках такого рода связей оно может способствовать или препятствовать функционированию властных институтов, одобрять или осуждать их решения, претворять их в жизнь или активно противодействовать. В такой роли общественное мнение выступает в качестве социального института, осуществляющего обмен деятельностью. При таком подходе не учитываются такие стороны социального бытия изучаемого феномена, как реальное отправлениеим функций и полномочий власти (не через институты, а самостоятельно или совместно с ними).

       Второй аспект двойственного  социально-политического статуса  общественного мнения, называемый  интернальным (внутрисистемным), состоит  в том, что оно само может  выступать в качестве составного  элемента политического (в узком смысле управленческой) системы. Таковым оно становится, проходя процедуру объективации различными путями. Наиболее жесткими из них являются выборы депутатов, других народных представителей, референдумы и т.д. К мягким формам существования обособившегося общественного мнения в политической и управленческой сфере относятся петиции, законопроекты, поправки, результаты опросов, оттиражированных средствами массовой информации, разного рода так называемые общенациональные оценки, массовые одобрения и осуждения, оторванных прессой от их носителей и начавших жить самостоятельной жизнью в виде политических правил, оценок, норм и стереотипов. 

       Таким образом, объективированное  общественное мнение способно  обособляться от своего субъекта, переходить в сферу власти и управления и самостоятельно там функционировать в качестве особого института – элемента политической системы. Условиями приобретения качества внутреннего элемента политической системы являются политическая (управленческая) значимость объекта мнения, выраженность вовне в массовых оценках или действиях, т.е. публичное звучание, законченность мнения и способность обособленного от субъекта самостоятельного существования.

       Интернальное общественное мнение  взаимодействует с внешней средой, с социальной политической ситуаций, составной частью которой является экстернальное общественное мнение.

       Итак, общественное мнение является  как элементом среды, в котором  функционирует политическая система,  так и составной частью этой  системы.

 

     

     Глава 2. Общественное мнение и власть.

     2.1 Функционирование общественного  мнения в системе властных  отношений. 

       При анализе политического статуса  общественного мнения, его управленческой  значимости, роли в экономическом  развитии невозможно обойтись  без упоминания о функциях  данного феномена. В целом, можно говорить о наличии солидного теоретического раздела в данной области познания. В научной литературе существуют различные версии номенклатуры, структуры и субординации функций общественного мнения. Наиболее целесообразным видится подход Гавры Д.П. к определению и классификации функций общественного мнения.

       Функция (от латинского functio –  исполнение, совершение) в социологическом  контексте может пониматься в  трех значениях: как роль, которую  выполняет тот или иной элемент  социальной системы в ее организации как целого; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных; и как социальное действие, регулируемой определенными нормами и контролируемое социальными институтами.

       Посредством реализации функций и стоящих за ними социальных ролей и нормативно закрепленных социальных действий общественное мнение влияет на социальных субъектов, институты и отношения между ними.

       Гавра предлагает выделить три  основных типа структур, отражающих важнейшие стороны функционирования общественного мнения: базисная (сущностная); объектная; системная (социетальная).

       Базисная структура строится  исходя из двойственности природы  и сущности общественного мнения, которое одновременно является  гносеологическим и социологическим феноменом. 

       Гносеологические функции характеризуют  общественное мнение как явление,  способное отражать природную  и социальную реальность и  объекты идеальной природы, возможность  отражать разного рода объекты,  затрагивающие массовые интересы. Выделяют следующие функции: оценочная и познавательная. Говоря об оценочной функции, имеют в виду выражение заинтересованно-ценностного отношения массового социального субъекта к актуальной проблеме социальной действительности. Посредством реализации оценочной функции субъект выражает свое одобрение или неодобрение политических и хозяйственных решений, доверие (поддержку) или недоверие политическим и государственным деятелям, удовлетворенность или неудовлетворенность экономической, социальной и др. ситуацией. Воплощение функции – высказывание оценок («да – нет», более сложные позитивные и негативные шкалы). Познавательная же функция общественное мнение, будучи оценочной реакцией социального субъекта на события, явления и процессы реальной действительности, способно выступать в качестве источника, средства и способа социального познания.

       Со способами включение изучаемого  объекта в социальную систему,  его ролями как социального  института во взаимодействии  с другими социальными и политическими  институтами и социальными действиями как духовно-практического образования связаны социологические функции, разделяемые на три укрупненных группы: адаптирующие, социорегулятивные и управленческие функции.

       Адаптирующие функции – это  социальные роли, выполняемые общественным мнением при воздействии на индивидуальных и групповых субъектов по формированию их социальных качеств, привитию им норм и правил существования в обществе. Здесь речь идет, во-первых, о функциях социализации, когда общественное мнение выступает одним из важнейших элементов приобретения индивидом социальных качеств, усвоения им социальных норм, ценностей, традиций, обычаев. Т.о. формируется у человека представление об обществе и общественных отношениях. Общественное мнение готовит индивида к жизни в обществе, прививает нормативы мышления, оценок. Поведения, необходимые чтобы войти в социум и начать жить в нем. Во-вторых, необходимо сказать о воспитательной функции, продолжающей посредством сходных механизмов адаптировать социализированного субъекта к изменяющимся условиям его существования. Общественное мнение «апеллирует к сознанию людей, приводя их действия и поступки в соответствие с требованиями вырабатываемого им самим свода так называемых общечеловеческих неписанных законов». В третьих, нельзя не отметить функцию культуронаследования как способность общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению.

       Социорегулятивные функции (информационная и функция социального целеполагания) состоят из функциональных компонентов, реализующих роль общественного мнения как активного участника социально-политических и управленческих процессов. Об информационной функции говорят, когда общественное мнение выполняет роль источника социальной информации для социальных и политических институтов, органов управления. В нем аккумулируются сведения об интересах и потребностях людей, их оценках, надеждах, требованиях. Общественное мнение выступает важным каналом обратной связи общественности и власти, общества и государства. Выработка политического курса, его сверка с текущей общественной ситуацией, корректировка либо полное изменение невозможны без анализа реакций общественности. Функция же социального целеполагания осуществляется при участии общественного мнения в формировании содержательной стороны политики и управления и отражает его роль в постановке целей развития общества.

       Третья группа функций в социологическом  аспекте представлена управленческими функциями, обеспечивающего практическое участие общественного мнения в организации процесса социального управления:

Информация о работе Методика и техника изучения общественного мнения