Методика и техника изучения общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение многие авторы определяют по-разному: в терминах состояния сознания, явления духовной жизни общества, особой формы коллективной общественно-познавательной деятельности, коллективных суждений, высказываний, представлений и др. Но в любом случае отмечается двойственная природа изучаемого феномена: оно является одновременно и духовным и практическим образованием, т.е. его можно трактовать как совместную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов, как единство социальной оценки и социальной воли.

Содержание

1. Глава 1. Общественное мнение как социально-политический феномен…...3
1.1 Общественное мнение как социальное явление…………………………….3
1.2 Социально-политический статус общественного мнения……………….....4
Глава 2. Общественное мнение и власть………………………………………...7
2.1 Функционирование общественного мнения в системе властных отношений……………………………………………………………………...….7
2. 2 Режимы взаимодействия общественного мнения и власти ………..…….14
Глава 3. Методика и техника изучения общественного мнения……………...33
3.1 Процесс изучения и выявления общественного мнения……………….…33
3.2 Рассмотрение обращений граждан как этап выявления общественного мнения…………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     В итоге можно построить сводные  критериальную и функциональную матрицы, характеризующие весь возможный  набор режимов взаимодействия власти и общественного мнения.

 

     Глава 3. Методика и техника  изучения общественного  мнения.

     3.1 Процесс изучения и выявления  общественного мнения. 

       Социально-политическая реальность  находит свое отражение в форме  оценок, как положительных, так  и отрицательных, суждений, мнений, выражения доверия или недоверия, ожиданий, поддержки или неприятии, критики, предложения или совета, прогноза и т.д., которые могут быть изучены методами эмпирической социологии. Именно поэтому нормальное взаимодействие общественного мнения и властных структур может быть организовано только при условии его систематического выявления и изучения, включающих в себя следующие компоненты и отношения между ними. Это субъекты и органы (организации как государственные, так и общественные) выявления и изучения общественного мнения; его объект и предмет; сложившиеся и развивающиеся методы его изучения; технологии и организации его изучения; системы финансирования; цели и результаты изучения, а также кадры специалистов и т.п. Изучение общественного мнения представляет собой разновидность научной и научно-практической деятельности социолога. Эта деятельность носит научный характер в той мере, в какой в ней: используются, уточняются, развиваются теоретические представления об общественном мнении; общесоциологические эмпирические методы и методики в специфических условиях; используются достижения математической статистики, теории вероятностей и других математических методов, доказавших свою эффективность при изучении общественного мнения.

       В целом под изучением общественного мнения следует понимать познавательный процесс, суть которого состоит в обнаружении и фиксации определенных состояний общественного мнения. Органами изучения общественного мнения являются существующие самостоятельно или при государственных и общественных организациях, трудовых коллективах специальные подразделения, группы, состоящие из профессионально подготовленных кадров, обладающих опытом проведения социологических исследований.

       Выявление общественного мнения  – практически познавательный процесс, в который включается и изучение общественного мнения, и те аспекты управленческой, политической практики, которые отражают взаимодействие государственных и политических органов, хозяйственного руководства с населением в связи с необходимостью учета оценок, реакций населения по поводу выработки и реализации общественно значимых решений. В понятие субъекта выявления общественного мнения включаются государственные и общественные организации, министерства, ведомства, которые в лице своего аппарата ставят перед собой задачу в политическом руководстве, государственном управлении опираться на общественное мнение и учитывать его.

       В общем процесс выявления  общественного мнения включает  в себя определение целей и  задач обращения к населению, стимулирование высказываний граждан по общественно значимым проблемам, создание соответствующих условий для свободного выражения в различных формах, его изучение и фиксацию в форме, отвечающей целям выявления. 

       Выделяют следующие методы изучения  общественного мнения: наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, различные виды опросов. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками. Методы наблюдения, эксперимента не в состоянии обеспечить необходимой полноты, представительности, точности информации. Эти

     методы  предпочтительнее использовать на этапах предварительного изучения мнений отдельных  групп населения или, напротив, как  методы которые позволяют углублять  информацию, получаемую на основании  опросных методов. Также использование эксперимента и наблюдения дает возможность более тщательно выяснить причины и мотивы, определяющие содержание тех или иных мнений.

       Главными методами изучения общественного  мнения являются опросы, позволяющие  сравнительно быстро и экономно  получать систематическую и точную информацию о мнениях людей. Опросы бывают письменные (когда респондент заполняет заранее подготовленную и распечатанную анкету) и устные (интервьюирование, когда анкету заполняет интервьюер на основе ответов респондентов). Различаются очные (общение происходит косвенно, например, по телефону, через почтовую или газетную анкету) опросы. Выделяют также экспертные и массовые опросы, одноразовые и повторяющиеся, выборочные и сплошные опросы, последние имеют две формы: референдумы (опрос всего населения) и опросы, когда выясняется мнение каждого члена той или иной группы. Опросы проводятся по месту работы, учебы и места жительства, а также в общественных местах.

       Социологический опрос является  крупным коллективным мероприятием. В нем участвуют заказчик; организация, финансирующая исследование; исследовательская группа, включающая в свой состав социологов, психологов, экономистов, статистиков, математиков, специалистов по обработке данных на ЭВМ, группы интервьюеров. Состав участников может меняться, но его ядро – исследовательская группа.

       Выделяют четыре главных типа  опросов: зондажные, экспресс-опросы, регулярные и углубленные. Различия  между разными типами обусловлены  целями опросов, новизной проблематики, скоростью проведения опросов, объемом собираемой информации, глубиной проникновения в свойства и сущностные характеристики общественного мнения.

     Наиболее  сложными являются углубленные опросы, ориентированные на выявление глубинного слоя общественного мнения, изучение его фундаментальных характеристик, основных закономерностей его развития, того содержания общественного мнения, которое сохраняется в течение длительного периода времени. В этом случае требуется использование различных методов, их комбинирование, проведение панельных исследований, получение больших объемов информации в разное время, сравнение получаемых данных. На основе применения указанных процедур можно получить информацию о стабильных и изменчивых характеристиках общественного мнения.

       Регулярные опросы имеют целью  выявление тенденций изменений общественного мнения по конкретным проблемам. Здесь проводятся повторяющиеся (с определенным интервалом времени – каждый месяц, квартал, полугодие, год) опросы на основе единой методики. В результате регулярных сопоставлений получаемой информации делаются выводы о динамике отношений общественности к конкретной проблеме. Данный тип опросов фиксирует и объясняет изменения уже не фундаментальных характеристик общественного мнения в целом, а изменение его отдельных свойств применительно к общественно значимой проблеме.

       Зондажные и экспресс-опросы имеют  целью фиксацию поверхностных  характеристик общественного мнения, изучение оперативного сознания  масс людей, их текущих, «сиюминутных»  реакций на происходящие здесь  и сейчас изменения в различных сферах жизни общества. В данном случае, обычно не ставится задача выявления факторов, причин, обуславливающих изменения в общественном мнении, исследователи ограничиваются фиксацией отдельных состояний мнения (его содержания и свойств) на определенный момент времени. Объем перерабатываемой информации, как правило, невелик. Используются наиболее простые и экономные методики, позволяющие решить поставленные задачи в короткие сроки. Обычно применяется телефонный опрос или короткое интервьюирование (от 10 до 20 вопросов) в общественных местах (на улице, возле мест скопления людей).

       Зондажные опросы проводятся, как  правило, по проблемам, отношение  общественности к которым ранее  не выявлялось. Обычно это вновь  возникшие социальные, политические, экономические ситуации и проблемы, готовящиеся или уже принятые управленческие решения, отношение общественности к которым следует изучить. В таких случаях требуется разработка новых анкет и методик, позволяющих получить информацию оперативно.

       Экспресс-опросы проводятся по проблемам, отношение к которым уже ранее выявлялось. Поэтому здесь обычно используются ранее применявшиеся методики (с необходимой корректировкой) и методы, что позволяет сравнивать данные новых и предыдущих опросов.

       Указанные типы опросов могут осуществляться как самостоятельные исследования, но они могут быть взаимосвязаны в рамках единой исследовательской программы. Отдельные типы опросов могут переходить от одного к другому, что обусловлено как научными, так научно-практическими задачами.

       Успешность опроса, надежность получаемых  данных зависит от многих обстоятельств,  от профессионализма его организаторов  и участников, от технической  базы опросов. От поведения  респондентов, от личных качеств  его руководителей и исполнителей. 

       При изучении общественного мнения может возникнуть проблема воздействия самого процесса исследования, характера задаваемых вопросов, прямого контакта социологов с респондентами на получаемый результат. В этом случае необходимо стремится к использованию социологического подхода к изучению явлений общественной жизни, представляющего собой соотнесение субъективного с объективным. 

       Объективная сторона должна учитываться  разными путями: соответствием выборки  установленному статистикой составу  населения; подбором вопросов, при которых респонденту не навязывается запрограммированный социологом ответ; сопоставлением самооценок материального положения граждан и их ожиданий в этой области с динамикой реальных доходов населения; сопоставлением оценок

     популярности  политических партий и рейтинга их лидеров с программными заявлениями, конкретными обещаниями, их выполнением и т.д. Также для соблюдения объективности при изучении общественного мнения необходимо детально учитывать социальную структуру общества, взятую в динамике. Речь идет о социальной структуре в широком смысле, как состоящей из различных «сечений»: социально-классовой, социально-демографической, профессиональной, поселенческой, этнической и т.д. И это относится не только к стране, но и к региону, городу, трудовому коллективу, молодежи, сообществу заключенных и т.д. Объективное положение групп и слоев, их интересы различны, поэтому различаются мнения и оценки, хотя последние могут и не находиться в прямой связи, так как опосредуются многими факторами. (Там же).

       В целом, в опросах общественного мнения профессиональный долг социолога обязывает его прежде всего не поддаваться соблазну «угодить заказчику». Это требует соблюдения следующих требований: 

     1. Не допускать внушающих формулировок  вопросов и не забывать оставлять  место для уклонения от ответа («не знаю», «не могу сказать», «еще не решил» и т.п.);

     2. Строго соблюдать требования  репрезентативности выборки. Искусство  работы социолога и состоит  в том, чтобы представить мнения всех категорий респондентов. В отчете заказчику четко разъяснить ограничения выводов характером выборочной совокупности и допустимой ошибкой распределения;

     3. В опросах общественного мнения, предназначенных для публикации  в средствах массовой информации, следует аккуратно воспроизвести формулировку вопроса и формат ответов. В этом случае если данные представляются неадекватно, то грамотный читатель или слушатель сам разберется, что к чему, так как у него есть полная исходная информация, предоставленная исследователем;

     4. Излагать данные и комментарии  на их основе раздельно. Когда  комментарий предшествует описанию  данных, он настраивает на их  интерпретацию в заданном ракурсе;

     5. Нельзя смешивать описание и  комментарий данных относительно опросов общественного мнения с прогнозом ожидаемого поведения людей. Такая ошибка имеет место при сообщениях о рейтинге политиков в опросах избирателей. Прогноз предусматривает необходимость учета многих факторов: помимо рейтинга – характер и качество выборки, осведомленность респондента о кандидатах и их позициях, его готовность участвовать в голосовании, характер социальной среды, прошлый опыт участия в выборах и т.д. 

     3.2 Рассмотрение обращений граждан  как этап выявления общественного  мнения. 

       В статье 33 Конституции Российской Федерации говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

       Обращения граждан – важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой – одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.

Информация о работе Методика и техника изучения общественного мнения