Личностные факторы профессиональной самореализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:39, автореферат

Описание работы

Диссертация посвящена изучению личностных факторов, влияющих на процесс профессиональной самореализации и анализу динамического взаимодействия процессов личностной и профессиональной самореализации.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим вниманием психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции и уникального жизненного стиля современного человека, в формировании которых личностная и профессиональная самореализация играют решающую роль.

Работа содержит 1 файл

Личностные факторы профессиональной самореализации.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Первая частная  гипотеза утверждает, что наиболее значимыми личностными факторами, влияющими на профессиональную                                                                                                                                                                                                             самореализацию, являются самоэффективность, гибкость поведения и неудовлетворенность собственной деятельностью.

Для подтверждения  этой гипотезы был проведен групповой анализ данных в объединенной группе специалистов, который позволил выявить значимые различия по таким характеристикам личности, как самоэффективность, мотивация достижения, факторы эффективного социального взаимодействия, интериндивидуальные факторы. Во всех случаях средние баллы в подгруппе СКР достоверно выше, чем в подгруппе НСКР (р < 0,005).                                                       

Значимые групповые  различия по показателям самоэффективности  в сфере деятельности и нонконформизма характеризуют представителей подгруппы СКР, как самостоятельных людей с ориентацией на собственные решения, стремящихся иметь собственное мнение и достигать поставленных результатов. В то же время высокие значения по шкалам «надежда на успех» и напряженность свидетельствуют о повышенной мотивации, энергичности, собранности.

Полученные  данные подтверждаются результатами регрессионного анализа, который позволил выявить, что для подгруппы СКР основным предиктором профессиональной самореализации является гибкость поведения - фактор, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие, в то время, как в подгруппе НСКР в качестве предикторов, то есть потенциальных источников их профессионального роста в перспективе, выступают показатели почти не связанные с межличностным взаимодействием – интраиндивидуальные характеристики. Эти характеристики находятся в плоскости личностных ценностей и установок, таких как представления о природе человека, самопринятие, ценностные ориентации, сензитивность, т.е. факторов абсолютно не характерных для респондентов, сделавших карьеру.

Для ответа на вопрос о специфичности предикторов  профессиональной самореализации был  проведен регрессионный анализ в каждой из четырех профессиональных групп. Так, для первой профессиональной группы – контакты с общественностью и клиентами – в качестве предикторов выступают такие характеристики, как эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность в общении, эмоциональное лидерство в группах, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, рациональность, логичность, автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. Такого рода результат объясняет высокую адаптивность специалистов данной группы на новом рабочем месте, их способность быстро входить в коллектив и выстраивать отношения с новыми коллегами. Иными словами, новичок тем быстрее овладеет всеми необходимыми знаниями о компании, чем  мобильней он будет осуществлять межличностное взаимодействие и чем динамичнее он станет в общении.

Для группы канцелярская работа характерным стал блок факторов, определяющих сразу несколько параметров успешной профессиональной самореализации. Так страх неудачи является одним из факторов, который выступает в качестве предиктора экспертной оценки, удовлетворенности профессиональной деятельностью и групповой социализации. Также большой вклад вносят такие личностные особенности, как эмоциональная сдержанность, осторожность,   деликатность, внимательность к другим,  предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе, объединенные полюсом «робость» фактора Н многофакторной личностной методики Кеттела, которые выступают предикторами удовлетворенности профессиональной деятельности и организационной социализации. Наряду с фактором «конформизм», который также детерминирует экспертную оценку и групповую социализацию представителей данной профессиональной группы, все вышеперечисленные факторы формируют представление о типичном респонденте данной группы, как об осторожном и эмоционально сдержанном, пугливом в социальных контактах, достаточно интровертированном, настроенном на следование за общественным мнением и ориентированном на социальное одобрение.

Интерпретация данных регрессионного анализа в группе техническая работа позволила также выделить блок факторов, детерминирующих большую часть параметров успешной профессиональной самореализации (R2 варьирует от 23% до 50%). К таким факторам относятся «доминантность», «прямолинейность» и «радикализм», которые характеризуют самостоятельного и настойчивого человека, откровенного, иногда прямолинейного, имеющего ярко выраженные интеллектуальные интересы. Примечательно, что в данной группе предиктором экспертной оценки является высокий интеллект, а развитое аналитическое мышление детерминирует удовлетворенность профессиональной деятельностью и трудовую социализацию. Такого рода результаты объясняются тем, что в состав группы техническая работы были включены в основном сотрудники ИТ подразделений, такие как программисты, системные аналитики, технические писатели и пр., деятельность которых безусловно связана с интеллектуальным трудом (Rynes, 1987).

Анализ результатов  в четвертой профессиональной группе представляет особый интерес, поскольку в данную группу были отнесены управленцы разных сфер по принципу руководства людьми и процессами.  Интерпретация полученных данных позволяет заключить, что эффективность деятельность руководителей полидетерминирована и ее успешность определяется интеграцией личностных факторов, присущих каждой из профессиональных групп в отдельности (Кричевский, Богатырева, 2003; Hunt, Liebscher, 1973; Hirschi, 2008). Интересным оказывает факт, что успешность профессиональной самореализации руководителя объясняется 9 факторами, среди которых выделяются личностные особенности, присущие каждой профессиональной группе в отдельности, такие как эмоциональное лидерство, интеллект, определенная конформность и пр. Этими факторами объясняется 84% вариативности, что позволяет судить об их высокой прогностической валидности.

Для уточнения  возможности использования полученных факторов для построения прогноза успешности профессиональной самореализации было проведено сравнение средних  значений по данным факторам в подгруппах СКР и НСКР, в результате чего было установлено, что в подгруппе СКР они в целом выше во всех профессиональных группах.  Таким образом, можно заключить, что выделенные личностные особенности, можно рассматривать для прогноза успешности профессиональной самореализации представителей изучаемых специальностей. 

В подтверждение последней гипотезы о самоэффектиности, как умении организовать свою деятельность и достигать успеха во взаимодействии с окружающими был проведен корреляционный анализ, который выявил, что в подгруппе СКР показатели самоэффективности образуют корреляционные плеяды с мотивацией достижения и факторами эффективного социального взаимодействия. Аналогичные корреляции в подгруппе НСКР не достигли уровня значимости. Полученные данные позволяют предполагать, что по мере увеличения показателей самоэффективности, они приобретают системообразующую функцию, которая выражается в интеграции личностных характеристик и увеличения тесноты их связей с ней, т.е. самоэффективность начинает приобретать роль фактора, влияющего на организацию личности и поведения.

 

Результаты  исследования позволили сделать  следующие выводы:

 

1. Процессы личностной и профессиональной самореализации находятся в постоянном динамическом взаимодействии, при этом направленность развития этих процессов варьирует от гармоничного сочетания до конфликта. Показателями личностной самореализации могут стать достижение значимых целей, осознание и реализация ведущих ценностей и смыслов, в то время как для профессиональной самореализации в качестве такого показателя может рассматриваться карьерный рост.

2. Личностная самореализация (понимание смысла жизни и достижение значимых ценностей) и профессиональная самореализация (карьерный рост)  могут  соотноситься между собой  в парадигме процессов социализации – индивидуализация.

3. Сделавшие карьеру люди могут рассматриваться как самоактуализировавшиеся личности, независимые в своих поступках, в выборе целей, ценностей и установок, что доказывает возможность гармоничного сочетания личностной и профессиональной самореализации и достижения значимых ценностей и смыслов в трудовой деятельности.

4. Для людей, не сделавших карьеру, характерны реципрокные отношения  между профессиональной и личностной самореализацией, при этом наблюдается либо доминирование личностной самореализации, либо  конфликт между двумя видами ценностей и смыслов - материально-обеспеченная жизнь и творчество.

5. Гармоничное сочетание личностной и профессиональной самореализации обусловлено отсутствием  конфликта между ценностями  личной жизни и межличностных отношений с одной стороны и ценностями карьеры с другой. Направленность на предметную, деловую сферу является важным показателем гармоничного сочетания карьерного роста и обретения смысла жизни. Направленность на межличностные отношения либо препятствует карьерному росту, либо фрустрирует личностный рост и реализацию смысла жизни.

6. В зависимости от характера профессиональной деятельности значимость личностных качеств, обеспечивающих карьерный рост, может существенно варьировать (от высокой до низкой эмотивности, от  доминантности до субдоминантности, от импульсивности до рефлексивности и т.д.). Однако существуют личностные качества, которые могут рассматриваться в качестве общих предикторов профессиональной самореализации.

7. Наиболее значимыми личностными факторами, влияющими на успешную профессиональную самореализацию, являются самоэффективность, гибкость поведения и неудовлетворенность собственной деятельностью.  Самоэффективность несет системообразующую функцию и проявляется в умении организовать свою деятельность и достичь успеха во взаимодействии с окружающими,   гибкость поведения обеспечивает эффективное межличностное и профессиональное взаимодействие, неудовлетворенность собственной деятельностью стимулирует развитие потребности к профессиональному и личностному росту. При этом, чем более не насыщаемой является потребность в самосовершенствовании, тем больше сочетаются карьерные, профессиональные и личностные ценности человека и, соответственно, процессы его профессиональной и личностной самореализации.

8. Основанием для рассмотрения профессиональной самоактуализации   человека в контексте культурно-исторической парадигмы является тот факт, что и сам выбор профессии, и способы построения профессиональной деятельности во многом опосредуются социальными представлениями, ценностными ориентациями и  эталонами, транслируемыми  обществом.   Социальные представления и эталоны являются ведущим фактором в выборе сферы профессиональной деятельности, в то время как личностные качества и ценности определяют стиль профессиональной деятельности и общения и, как следствие, карьерный рост человека.

 

Основное  содержание диссертации отражено в  следующих публикациях:

    1. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
    1. Богатырева О.О. Взаимосвязь карьерных ориентаций и карьерного роста, как результативного показателя организационной социализации // Вопросы психологии – 2008. № 3. С 92-98.
    1. Богатырева О.О. Проблема профессиональной самореализации: социально- психологический и культурно-исторический аспект. // Мир психологии, - 2009, №1. C.251-260.
    1. Научные статьи, доклады, тезисы:
    1. Кричевский Р.Л., Марютина (Богатырева) О.О. О методах изучения интеллекта руководителя. // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К.Тихомирова и современная психология мышления. Под ред. Знакова В.В., Корниловой Т.В. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. С. 294-296.  (доля личного участия 50%).
    2. Кричевский Р.Л., Богатырева О.О. Психологические предикторы профессиональной успешности. // Культурно-Исторический подход к исследованию процессов социализации. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 150-160. (доля личного участия 50%).
    3. Богатырева О.О. Диагностика организационной социализации. // Психологическая диагностика – 2005. № 3. С. 45-56.
    4. Богатырева О.О. Личностные предикторы профессиональной самореализации. // Конференция в межрегиональном институте консультирования и информатизации. Казань, 2007.
    5. Марцинковская Т.Д., Богатырева О.О. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития.  // Психологические исследования: электронный журнал. 2009. № 1. URL: http://psystudy.ru (доля личного участия 50%).

1 СКР – подгруппа, сделавших карьеру респондентов

2 НСКР – подгруппа, не сделавших карьеру респондентов

 


Информация о работе Личностные факторы профессиональной самореализации