Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:21, реферат
Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.
Введение 3
1. Понятие самореализации 4
2. Условия, способствующие самореализации личности 4
3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации 5
4. Значение образования в самореализации личности 5
5. Развитие личности в зрелости…………………………………………………7
Заключение 9
Список литературы 10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие самореализации 4
2. Условия, способствующие самореализации личности 4
3. Факторы,
сдерживающие процесс
4. Значение образования в самореализации личности 5
Заключение 9
Список литературы 10
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими
психологическими характеристиками человека
являются степень активности его
собственных усилий, направленных на
преодоление жизненных
В
гуманистической психологии общепризнанно,
что смысл жизни каждого
В
основе самореалиации лежат
Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.
Теорию
самореализации дополняют также
идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности
за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской
деятельности" (Э. Шостром).
1. Понятие самореализации
Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. "Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново. Мои противники – мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним, так я поступаю по отношению к себе. Мой главный соперник в игре – это я сам. ( П. Макинтош)
Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. "Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". ( А. Маслоу).
К.
Роджерс исходил из идеи, что развиваться
по направлению к самореализации
может человек только самостоятельно,
никто не может его в этом направлении
двигать. Однако при этом принципиально
важны условия, в которых происходит становление
личности человека. Он писал: "Ничто
не может заставить прорасти зерно, но
можно создать достаточно благоприятные
условия, в которых оно прорастет".
2. Условия, способствующие самореализации личности
Немаловажным
является выявление психолого-
3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации
Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения".
Кроме
того, выделены характеристики, присущие
самореализующимся людям: поглощенность
делом как призванием, аутентичность
личности, независимость в суждениях,
уверенность в себе, инициативность,
гибкость, критичность, внутренний локус
контроля, высокая степень рефлексии,
детская восприимчивость, спонтанность
и естественность поведения, отношение
к своим чувствам как к ценности, открытость
внешнему и внутреннему опыту, стремление
к глубоким личностным взаимоотношениям
с людьми. Уровень развития этих характеристик
важно учитывать при индивидуализации
обучения и воспитания.
4. Значение образования в самореализации личности
Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:
- человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;
-
человек осознает свои
- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;
-
человек способен к
Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".
Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.
Образование
как система ориентации человека
на познание и раскрытие своих
способностей создает необходимые
условия для сознательного
Главная
цель профессионального
Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.
Образование
как сфера реальной жизнедеятельности
человека вводит его в систему
разнообразных межличностных
Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.
Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет.
Зрелость
считается порой полного
В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная Деятельность и семейные отношения.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.