Личностные факторы профессиональной самореализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:39, автореферат

Описание работы

Диссертация посвящена изучению личностных факторов, влияющих на процесс профессиональной самореализации и анализу динамического взаимодействия процессов личностной и профессиональной самореализации.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим вниманием психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции и уникального жизненного стиля современного человека, в формировании которых личностная и профессиональная самореализация играют решающую роль.

Работа содержит 1 файл

Личностные факторы профессиональной самореализации.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

 Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2008 год в г. Москве в 4 этапа. На разных этапах в нем приняли участие представители различных профессий, на стадии поисков работы, вхождения в должность и через несколько лет работы в различных компаниях (19 компаний различного профиля: торговля, производство, услуги, дистрибуция). Исследование проводилось на базе кадрового агентства «Сапнис». В общей сложности выборку представили 326  человек.

Достоверность и  надежность полученных результатов обеспечивалась соответствием применяемых методик теоретическому конструкту, репрезентативностью и объемом выборки, особенностями организации исследовательской ситуации, а также применением математических методов и анализа данных с использованием различных статистических процедур.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Материалы и выводы работы обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности и истории психологии   Психологического Института РАО в период с 2005 по 2008 гг., на конференциях «Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления», Москва 2003; «Культурно-Исторический подход к исследованию процессов социализации», Москва 2005. Результаты исследований были внедрены в работу отдела по подбору персонала компании «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» в ходе производственной практики в 2007-2008 гг. По теме исследования опубликовано 7  научных статей.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель и методы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе представлен аналитический обзор подходов к изучению самореализации и самоактуализации в работах отечественных и зарубежных психологов (А.Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл Г.Олпорт, Л.А. Анцыферова, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, Е.П. Белинская).

Проблема самореализации личности всегда была одной из самых  острых в психологии. Однако современная социальная ситуация требует пересмотра традиционных  подходов к ее пониманию и наполнения понятия самореализации новым содержанием. Это происходит на основании расширения понятия «активность», которая проявляется не только в индивидуальном характере реакций и способов взаимодействия с внешним миром, но и в конструировании субъективного образа этого мира. (Мацумото, 2003). Определение личностной самореализации, как результата конструирования социальной реальности, базирующейся на факторах социальной активности и самоэффективности, находит свои истоки в концепции конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, A. Pfaffenberger, S. Cook-Greuter).  Продуктивным является также  исследование профессиональной самоактуализации   человека в контексте культурно-исторической парадигмы, так как выбор профессии и способы построения профессиональной деятельности во многом опосредуются социальными представлениями, ценностными ориентациями и  эталонами, транслируемыми  обществом (С. Московиси, Т.П. Емельянова, Т.Д. Марцинковская).  Их содержание определяется историческим периодом, культурой и общественными установками, идеологией того общества, в котором живет человек.  Апперцептируясь человеком, социальные представления и ценностные ориентации формируют культурное самосознание, в которое входят и представления о профессии и своем месте в профессиональном сообществе.

 Представляется, что одной  из наиболее интересных для междисциплинарного исследования является проблема совместимости личностной самореализации и  карьерного роста. Сопряжение этих линий личностного и профессионального развития не является явным и не всегда гармонично сочетается между собой. Конфликтность разных составляющих самореализации особенно отчетливо проявляется при объективации движущих сил этого процесса и критериев ее успешности.   Критерием успешности профессиональной самореализации и востребованности в избранной профессии может служить карьерный рост, в той или иной степени позволяющий утверждать как наличие компетентности человека, так и его удовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности.  Говоря о личностной самореализации, можно предположить, что одним из ее объективных параметров может служить совпадение (или гармоничное сочетание) желаемых и достигнутых целей и ценностей, а также   эмоциональная стабильность, связанная с  достижением (или приближением) к жизненно важным смыслам и положительные социальные переживания по отношению к нормам, эталонам и ценностям ближайшего окружения (Марцинковская Т.Д.).

Вторая  глава диссертационного исследования посвящена анализу понятий личностной и профессиональной самореализации в контексте парадигмы социализация – индивидуализация.    При всей многоаспектности и обширности исследований этой проблемы была выявлена общая тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды, исследованы условия и факторы, влияющие на гармоничное соотношение как личностной и профессиональной самореализации, так и процессов индивидуализации и социализации в целом, в том числе и в ситуации неопределенности (Белинская Е.П., Фельдштейн Д.И., Шнейдер Л.Б., Осницкий А.К,) . Было показано, что конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.

В заключительном параграфе рассматривается понятие организационной социализации, которое характеризует такие компоненты психологической адаптации личности в организации, как аффективный, когнитивный, поведенческий  и инструментальный. Согласно теоретическим и практическим подходам к организационной социализации, ее успешное прохождение является одной из важнейших предпосылок карьерного роста, который является объективным параметром профессиональной самореализации личности.

Анализ теоретических и эмпирических работ показывает, что большинство исследований личностной самореализации и самоактуализации рассматривают ее только в парадигме индивидуального развития, не соотнося с процессами социализации и профессионализации, в том числе и с близким по смыслу процессом становления профессиональной идентичности. В то же время вопросы организационной социализации, организационной культуры и карьерного роста рассматриваются только в рамках социальной психологии без соотнесения с проблемами личности и личностного роста, что, во многом лишает данные исследования конкретного предмета. Поэтому представляется крайне важным и актуальным совмещение разных аспектов проблемы самореализации, в частности, анализ личностной и профессиональной самореализации и выявление их общих характеристик и отличий друг от друга. 

В третьей главе представлены эмпирические данные согласно выдвинутым гипотезам. Первая общая гипотеза утверждает, что процессы личностной и профессиональной самореализации находятся в постоянном динамическом взаимодействии, при этом направленность развития этих процессов варьирует от гармоничного сочетания до конфликта.

В подтверждение  первой частной гипотезы о том что, гармоничное сочетание личностной и профессиональной самореализации обусловлено отсутствием  конфликта между ценностями  личной жизни с одной стороны и ценностями карьеры с другой, были получены следующие данные:

- При анализе объективных и субъективных параметров организационной социализации было установлено, что подгруппе СКР1 присущ низкий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью в то время как в подгруппе НСКР2 этот показатель достоверно выше. При этом показатель экспертной оценки, т.е. внешний критерий успешности организационной социализации значимо выше в подгруппе СКР (в обоих случая различия достоверны на 5% уровне).

Судя по экспертным оценкам руководителей, организационная  социализация людей, сделавших карьеру, проходит более успешно, однако отсутствует удовлетворенность трудом и психологический комфорт. Не исключено, что конфликтность, возникающая в связи с низкой удовлетворенностью своей деятельностью, является фактором, мотивирующим респондентов к более интенсивной и эффективной трудовой деятельности, к той активности, которая позволяет конструировать желаемый социальный контекст, ведущий к карьерному росту и, в конечном счете, к профессиональной самореализации.

- При анализе  ценностно-смысловой сферы респондентов  было показано, что в подгруппе НСКР, отчетливо прослеживаются два вида внутриличностных конфликтов по ценностям: материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – у 81% испытуемых  и творчество (возможность творческой деятельности) – у 67%. Полученные результаты свидетельствуют о неоднозначности ценностно-смысловой сферы подгруппы НСКР. Примечательно, что в подгруппе СКР общих или типичных внутриличностных конфликтов или вакуумов обнаружено не было. Также в подгруппе СКР были получены значимые корреляции между показателем удовлетворенности профессиональной деятельностью и такими ценностями, как целеустремленность (положительная корреляция) и деньги (отрицательная корреляция). Последняя корреляционная связь представляет большой интерес в свете того, что исследуемый показатель свидетельствует об удовлетворенности трудом и психологическом комфорте в профессиональной деятельности.

- При анализе ценностей  по методике «Свободный выбор  ценностей» было установлено,  что в обеих группах ценность  «любовь мужчины к женщине»  отрицательно связана с карьерным ростом и как следствие профессиональной самореализацией, что свидетельствует о том, что в современном обществе, независимо от успешности карьерного роста плоскость личных взаимоотношений рассматривается, как конфликтная по отношению карьере. В пользу этого вывода говорит обратная связь между карьерным ростом и любовью к детям, которая была получена в подгруппе СКР. Реципрокный характер отношений между профессиональными ценностями и ценностями личной жизни очень характерен для современного общества. Хотя специальных исследований по этому вопросу не проводилось, однако некоторые авторы также отмечают данную сферу, как наиболее конфликтную (Бендас, Илгунова, Steyrer, Schiffinger, Lang).

При общем анализе  результатов вырисовывается конфликт между организационной социализацией и как следствие карьерным ростом и ценностями личной жизни, такими как близкие, интимные отношения, дети, отдых. Особенно отчетливо этот конфликт проявляется в подгруппе респондентов, сделавших карьеру.

Суммируя данные анализа можно выявить такие общие закономерности в подгруппах респондентов, сделавших и не сделавших карьеру. Для подгруппы респондентов, не сделавших карьеру характерна внутренняя конфликтность системы ценностей, которая подчас проявляется в полярных формах, в то время как в подгруппе респондентов, сделавших карьеру, ценности имеют профессионально-деятельностную основу. Респонденты, не сделавшие карьеру, делают фокус на межличностные отношения, которые играют большую роль в процессе их самореализации, уделяя внимание  взаимопониманию и взаимопомощи. Факт, состоявшейся и не состоявшейся карьеры поляризует людей, и их самосознание начинает сильно отличаться. Ценностно-смысловая сфера оказывает влияние на выбор доминирующих карьерных ориентаций.  В подгруппе НСКР ориентации связаны с ощущением безопасности и стабильности, в то время, как в подгруппе СКР карьерные ориентации направлены на профессиональное и когнитивное развитие.

Вторая частная  гипотеза нашего исследования утверждает, что личностная самореализация (понимание смысла жизни и достижение значимых ценностей) и профессиональная самореализация (карьерный рост)  могут  соотноситься между собой  в парадигме процессов социализации – индивидуализация. Если исходить из понимания индивидуализации, как выработки уникальных жизненных стратегий, смыслов, стилей  деятельности (Весна, 1998), то следует подчеркнуть, что в группе НСКР экзистенциальные ценности  и ценности, связанные с поисками смысла выходят на первый план, в то время, как в подгруппе СКР основные ценности имеют профессионально-деятельностную основу. Эти данные подтверждаются при анализе корреляционных связей организационной социализации в подгруппах СКР и НСКР. Полученные данные позволяют говорить о том, что общение и деловая направленность для подгруппы НСКР имеет вторичное значение. Эффективность организационной социализации в данной подгруппе связана с интраиндивидуальными факторами (особенностями самосознания), такими как религиозные ценности, в то время как интериндивидуальны факторы, которые заставляют вступать во взаимодействие, интерпретируются представителями данной группы, как препятствующие организационной социализации (отрицательная корреляция трудовой социализации и общения).

Аналогичные результаты были получены при групповом анализе методик САТ и СЖО. В целом данные обеих подгрупп входят в коридор средних значений, рассчитанных для используемых методик. Это означает, что у подавляющего большинства испытуемых, как у сделавших, так и не сделавших карьеру,  существует определённый смысл жизни, на реализацию которого устойчиво направлена жизнедеятельность, что обеспечивает достаточную стеничность, жизнестойкость, энергичность в обыденной жизни и характеризует испытуемых как самореализовавшихся личностей. Однако интересен тот факт, что в подгруппе НСКР, такие параметры СЖО и САТ, как общий ОЖ, поддержка и самопринятие значимо выше, чем в подгруппе СКР. Такого рода результаты свидетельствуют о том, что респонденты, не сделавшие карьеру, осознают свою жизнь, как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс, который позволяет им беспрепятственно реализовывать свои интенции. Высокие баллы по шкалам опросника САТ характеризуют данных лиц, как свободных в выборе и не подверженных внешнему влиянию, способных проявлять независимость в поступках и руководствоваться собственными ценностями.  В целом можно утверждать, что результаты группового анализа позволяют охарактеризовать подгруппу респондентов НСКР, как самоактуализировавшихся личностей.

 Для более детального изучения феномена личностной и профессиональной самореализации в подгруппах СКР и НСКР был проведен групповой анализ данных методик СЖО и САТ в 4 профессиональных группах (Джуэлл, 2001). В 3 профессиональных группах – контакты с общественностью и клиентами, канцелярская работа и техническая работа - полученные результаты подтвердили феномен, полученный на объединенной выборке. Однако в 4 профессиональной группе  - работа, связанная с принятием решений, общением с людьми или общей ответственностью были получены обратные результаты по 2 шкалам теста СЖО и по 2 шкалам САТ, где средние баллы оказались достоверно выше, чем в подгруппе НСКР. Эти результаты представляют особый интерес в свете полифункциональности специалистов данной группы. Достоверные различия по таким шкалам СЖО и САТ, как общий ОЖ и поддержка говорят о том, что респонденты, сделавшие карьеру – самоактуализировавшиеся личности, независимые в своих поступках, в выборе целей, ценностей и установок. На основании этих результатов можно предположить, что личностная и профессиональная самореализация могут сочетаться при условии разнообразия профессионального контекста, который позволяет реализовать значимые ценности и смыслы в трудовой деятельности.

Второй блок гипотез нашего исследования посвящен изучению личностных качеств, которые могут рассматриваться в качестве общих предикторов профессиональной самореализации. 

Информация о работе Личностные факторы профессиональной самореализации