Лекции по "Социология управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ_УПРАВЛЕНИЯ._КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ.DOC

— 802.00 Кб (Скачать)

  Таким образом, можно выделить черты культуры:

    • разделяется  всеми или почти всеми членами  некоторой социальной группы;

    •  передается старшими членами группы младшим;

    • формирует  поведение (мораль, законы, обычаи) и  структуру восприятия и видения мира.

  Культура  придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни  людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

  В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации. Однако, вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.

 

  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

   Вопрос  организационной культуры является относительно новым и мало изученным  и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и тог позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а так же реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

  Несмотря  на разнообразие определений организационной  культуры, в них есть общие моменты.

  • образцы, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях;
  • ценности, которых может придерживаться индивид: какое поведение следует считать допустимым, какое – нет. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
  • символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации (легенды, мифы).  

  Мы  будем определять организационную культуру как: это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

   В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник  может припомнить историю, легенду  или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.

  Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация  функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

   Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

  Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

 

   ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ

   Многие  вопросы, связанные организационной  культурой сами по себе новыми не являются. За последние 15-20 лет была проведена  систематизация имеющегося материала.

  1. Первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте можно считать работу группы американских учёных во главе с Э.Мэйо в начал е30-х годов.
  2. В 50-е годы были проведены десятки исследований в десятках крупных и средних фирм США и Канады на предмет изучения естественного возникновения культур и субкультур, исходя из разных потребностей работников.
  3. В 1969 году вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета посвящённая различным производственным традициям и обрядам.
  4. В начале 80-х гг. была издана книга-бестселлер «Теория Z» японского автора Оучи.
 

Существует  несколько причин популярности этой темы в США и в странах Запада:

  1. В 70-е годы у американских фирм появился мощный конкурент в лице Японии – страна с абсолютно другой культурой. Естественно, возник вопрос почему?
  2. Была обнаружена несостоятельность традиционного рационально-бюрократического подхода к организации с присутствовавшим в неё духом отчуждения и формальной обезличенности. 
  3. Продуманный маркетинг самой идеи издания книг-бестселлеров по организационному управлению.
 

  2. УРОВНИ И КОМПОНЕНТЫ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ

  Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.

  На  рис. 4.2 показано соотношение и взаимовлияние культур различных уровней. При этом отметим, что:

    •   национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране;

    •   организационная культура — культура корпорации, предприятия или ассоциации;

    • рабочая  культура - культура доминирующего вида деятельности общества;

    •   культура команды - культура рабочей  или управленческой команды.

  Организационная культура — это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура.

  К. Шольтс отмечал, что корпоративная  культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения.

  В современной литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толкования. Каждый из изучающих ее стремится дать собственное толкование организационной культуры. Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулировке), бездоказательно приписываемых и разделяемых членами группы или организации.

  Организационная культура — это  набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий

  Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Она рассматривается по трем уровням (Рис.).

 
    

        Рис.  Три уровня изучения организационной культуры

 

  Анализируя  структуру организационной культуры выделяют три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.

  А) Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

 

Б) Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

 

В) Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения (например, отношение к природе, отношение к человеку, отношение к работе), которые направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.

  Итак, организационная культура охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже манеру одеваться и вести себя и т.д.

 

  Существует  десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре (компоненты культуры):

 

  1. Идентификация и цель: смысл Я (ощущение себя), место, миссия.

  2. Коммуникативная система и язык общения: передача информации, взаимодействие, обмен.

3. Одежда, внешний вид и представление себя на работе: вид, стиль, имидж, репутация.

  4. Пища и способ её подачи: подготовка, обслуживание, пищевые предпочтения.

  5. Осознание времени, отношение к нему и его использование: смысл продолжительности интервалов.

  6. Взаимоотношения между людьми: родство, род, ранг, статус, награды и признание.

  7. Ценности и нормы: система потребностей/приоритетов, стандарты поведения.

  8. Убеждения и отношения. Мировоззрение.: мифы, философия, перспектива, религия, обряды, ритуалы.

  9.Развитие и самореализация работника:: мыслительные процессы, образование.

  10. Особенности и методы работы: фокус, направленность работы, рабочие паттерны и процедуры, управление и лидерство.

 

Рассмотрим  более подробно эти характеристики.

1. Идентификация и цель. Осознание себя и своего места в организации. Культура дает людям ощущение идентичности в отношении группы и до некоторой степени определяет их место в жизни. Культура также способствует объяснению смысла объединения людей в группу посредством миссии и целей (КТО МОЯ ГРУППА, ПОЧЕМУ Я С НИМИ) (в одних культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других — поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм).

 

2. Коммуникативная система и язык общения. Группа отличается своими собственными системами, как вербальной, так и невербальной связи. Уникальные процессы взаимодействия развиваются с помощью использования специального набора слов, особой терминологии и кодов. Дальнейшее дифференцирование происходит через диалекты, сленг, жаргон и т. д. (МЕНЯ МОГУТ ПОНИМАТЬ И Я МОГУ ПОНИМАТЬ БЛАГОДАРЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ; ГДЕ-ТО ПРИЕМЛЕМО ОБЩАТЬСЯ УСТНО, ГДЕ-ТО ЧЕРЕЗ E-MAIL И Т.П.) (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации варьируется от организации к организации).

Информация о работе Лекции по "Социология управления"