Лекции по "Социология управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ_УПРАВЛЕНИЯ._КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ.DOC

— 802.00 Кб (Скачать)
 

   2. Дистанция власти. Второй параметр дистанция власти измеряет степень, в котором наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. До какой степени подчиненный принимает, что его начальник имеет больше власти? Прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому, что он больше знает? Выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что так хочет начальник, или потому, что он считает, что это наилучший способ выполнения? Вот вопросы, на которые необходимо ответить при диагностике этого параметра в организации. При этом низкая степень характеризуется равенством в обществе,  а высокая – наоборот.

 

Характеристика  культур         Таблица 2

с высоким и низким уровнем дистанции  власти

Параметры культуры Культура  с высоким уровнем дистанции власти Культура  с низким уровнем дистанции власти
Частота выражения подчиненными своего несогласия Низкая Высокая
Предпочтение  стиля управления Директивный Демократический
Восприятие  неравенства Неравенство людей Неравенство ролей
Отношение к руководителям Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей
Доступность руководства Высшее руководство  недоступно Высшие руководители доступны
Отношение     к праву Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву В организации  право первенствует по отношению к силе
Структура организации Многоуровневая, тенденция к централизации Плоская, тенденция  к децентрализации
Размер   управленческого аппарата Большое количество управляюще-контролирующих сотрудников Управляющий состав малочислен
Дифференциация заработной платы Большая Достаточно  небольшая
Квалификация  работников низшего уровня Низкая Высокая
Статус  рабочих и служащих “Белые воротнички”  обладают более высоким статусом по сравнению с “синими воротничками” Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие
 

  3. Стремление к избежанию  неопределенности. Степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или "авральность".

  В организациях с высоким уровнем избегания неопределенности руководители, как правило, концентрируются на частных вопросах и деталях, ориентированы на выполнение задания, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность.

  В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все "не наше и непривычное" представляет опасность.

 

Характеристика  культур         Таблица 3

с высоким и низким уровнем избегания  неопределенности

Параметры культуры Культура  с низким уровнем избегания неопределенности Культура  с высоким уровнем  избегания неопределенности
Отношение ко времени Готовность  персонала жить настоящим днем У работников большая тревога за будущее
Предпочитаемый размер организации Работники предпочитают небольшие организации Работники предпочитают крупные организации
Возраст менеджеров среднего уровня Молодежь Средний и пожилой
Мотивация на достижение цели Устойчивая Низкая
Отношение к успеху Надежда на успех Боязнь неуспеха
Готовность  к риску Большая Слабая
Предпочитаемый тип карьеры Предпочтение  управленческой карьеры перед карьерой специалиста Предпочтение  карьеры специалиста перед карьерой управленца
Квалификация руководителя Руководитель  не является специалистом в сфере управления Руководитель должен быть экспертом, специалистом в сфере управления
Отношение к конфликтам Конфликт в  организации рассматривается как естественное состояние Конфликты в  организации нежелательны
Конкуренция   между работниками Нормальное  и продуктивное явление Соперничество не приветствуется
Готовность  к компромиссу с оппонентами Высокая Низкая
Готовность  к неопределенности в работе Высокая Низкая

  4. «Мужественность  — женственность». Г. Хофштед определяет маскулинизм (мужественность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей (материализм) и не придается особого значения заботе о людях. Он определяет феминизм (женственность) как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни.

 
 
 
 
 
 

Характеристика  «мужской» и «женской»  культуры         Таблица 4            

Параметры культуры «Мужская» культура организации «Женская» культура организации
Роль  мужчины и женщины Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать детей Мужчина не обязательно  должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей
Доминирование Мужчина должен доминировать в любой ситуации Различие между  полами не влияет на занятие властных позиций
Главная ценность Успех - единственное, что значимо в жизни Качество жизни
Жизнь и работа Жить для  работы Работаю, чтобы жить
Что является важным Деньги и  хорошие материальные условия Мужчины и окружение
Стремление Всегда быть лучшим Ориентация  на равенство, не пытаться казаться лучше других
Отношение     к свободе Независимость Солидарность
Чувство Уважать тех, кто  добился успеха Сочувствие  неудачникам
Принятие  решений Логика Интуиция
 

5. Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств.

 

Данные, полученные Г. Хофштеде по измерению  этих переменных в различных странах, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Результаты  измерения переменных культур в 9 странах

 
Страна Дистанция власти Индивидуализм Мужественность Избегание неопределенности Долгосрочность ориентации
США 40 91 62 46 29
Германия 35 67 66 65 31
Япония 54 46 95 92 80
Франция 68 71 43 86 30
Голландия 38 80 14 53 44
Гонконг 68 25 57 29 96
Индонезия 78 14 46 48 25
Зап. Африка 77 20 46 54 16
Китай 80 20 50 60 118
 

      На  основе различного сочетания этих параметров Г.Хофштед провел культурное картирование организаций многих стран мира. Например, по параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что:

Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралии имеют тип культуры — низкая дистанция власти/индивидуализм;

Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм.

В таких  странах как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает культура — высокая дистанция власти/коллективизм.

  Знание  ведущего типа культуры страны и организации  позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.

 

  II. Типология Т.Е. Дейла. Т.Е. Дейл (американский учёный) выделил четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве анализируемых параметров он выбрал уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.

  1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи. Мир индивидуалистов, которые постоянно рискуют, но получают обратную связь быстро независимо оттого, правильны их действия или нет (индустрия развлечений, полиция, армия, строительство, управленческий консалтинг, реклама).

  2. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Служащие мало, чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит бал и определяет все. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Важна команда, а не отдельный человек (организации по сбыту, магазины розничной торговли, компании по вычислительной технике, высокие технологии, предприятия массовой торговли потребительскими товарами, такие как Макдональдс, компании по страхованию жизни).

  3. Культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокий риск, предельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива — вот характерные черты предприятий с таким типом организационной культуры. Циклы принятия решений занимают часто годы. Девизом здесь являются слова «преднамеренность» и «делайте правильно», а не «действия любой ценой» (нефтяные компании, архитектурные фирмы, производители товаров производственного назначения, авиационные компании, коммунальные службы).

Информация о работе Лекции по "Социология управления"