Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА
3) все нервничают на работе.
Различным
показателем индекса “
Низкие значения индекса предполагают, что:
1) для
персонала характерна большая
готовность жить настоящим
2) работники предпочитают небольшие организации;
3) малый
средний возраст для
4) различия
в критериях для подбора
5) устойчивая мотивация на достижение целей;
6) надежда на успех;
7) большая готовность к риску;
8) предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста;
9) руководитель не является специалистом в сфере управления;
10) при
достижении прагматических
11) конфликт в организации рассматривается как естественное состояние;
12) соперничество
и конкуренция между
13) большая нетерпимость к окружающим;
14) большая
готовность к достижению
15) большая терпимость по отношению к неопределенности в своей работе.
Высокое значение индекса сопрягается со следующими чертами:
1) у работников большая тревога за будущее;
2) большая сопротивляемость изменениям;
3) стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте;
4) работники отдают предпочтение крупным организациям;
5) средний
возраст руководителей
6) низкая мотивация на достижение целей;
7) боязнь неуспеха;
8) слабая готовность к риску;
9) предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца;
10) руководитель должен быть экспертом в сфере управления;
11) правила
иерархических структур должны
быть неизменными и
12) конфликты в организации нежелательны;
13) соревнования
и конкуренция между
14) меньшая
готовность к достижению
15) неготовность к определенной работе.
III. Третий показатель - “индивидуализм-коллективизм” - оценивает степень интеграции индивидов в группы.
Уровень “индивидуализма-коллективизма” определяется на основе ответов на следующие вопросы:
1) Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни? “Очень важно”, “Не очень важно”.
2) Какое
значение вы придаете
3) Насколько
для вас важно работать с
людьми, которые хорошо
4) Насколько вам важно жить в районе, приемлемом для вас лично и вашей семьи? “Очень важно”, “Не очень важно”.
Здесь можно ограничиться процентным соотношением ответов на предложенные вопросы.
Вопрос
1: преобладают варианты «очень важно»
- индивидуалистский тип
Вопрос 2: преобладание вариантов ответа «большое» - коллективистский тип культуры; преобладание ответов «небольшое» - индивидуалистский тип культуры.
Вопрос 3: преобладают варианты «очень важно» - коллективистский тип культуры; преобладают «не очень важно» - индивидуалистский тип культуры.
Вопрос 4: преобладают варианты «очень важно» - индивидуалистский тип культуры; преобладают «не очень важно» - коллективистский тип культуры.
“Индивидуалистская” культура организации характеризуется следующими чертами:
1) сотрудники
не желают вмешательства
2) предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих;
3) сотрудники считают, что могут надеяться только на себя;
4) функционирование
организации осуществляется с
расчетом на индивидуальную
5) продвижение осуществляется внутри организации или во внешних формах;
6) продвижение
осуществляется на основе
7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп;
8) социальные
связи внутри организации
Для “коллективистской” культуры характерно:
1) служащие
ожидают, что фирма будет
2) организация
в большей степени способна
влиять на самочувствие
3) служащие
ожидают, что предприятие
4) взаимодействия на предприятии основываются на чувстве долга;
5) продвижение осуществляется исключительно внутри организации;
6) продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы;
7) руководители
придерживаются традиционных
8) cоциальные связи внутри организации характеризуются сплочённостью, тесными групповыми контактами.
IV. Четвертый параметр - “мужественность-женственность” - отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания.
Параметр “мужественность-женственность” определяется на основе ответов на следующие вопросы:
1) Насколько
для вас значима работа с
людьми, которые хорошо
2) Насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по службе? “Очень важно”, “Не очень важно”.
3) Насколько
для вас важно быть в курсе
достижений научно-
Здесь можно ограничиться процентным соотношением ответов на предложенные вопросы.
Вопрос 1: преобладают варианты «очень значима» - женский тип культуры; преобладают «не очень значима» - мужской тип культуры.
Вопрос 2: преобладание вариантов ответа «очень важно» - мужской тип культуры; преобладание ответов «не очень важно» - женский тип культуры.
Вопрос 3: преобладают варианты «очень важно» - женский тип культуры; преобладают «не очень важно» - мужской тип культуры.
“Мужская культура” организаций характеризуется следующими ориентациями:
1) успех - единственное, что значимо в жизни;
2) надо стремиться всегда быть лучшим;
3) независимость;
4) максимально реализовывать свои претензии;
5) решения
принимаются на основе
6) мужчина должен доминировать в любой ситуации;
7) жить ради работы;
8) уважать тех, кто добился успеха;
9) важным являются деньги и хорошие материальные условия.
“Женской роли” присущи следующие ориентации:
1) качество
жизни является важным
2) приветствие солидарности;
3) нацелена на оказание услуги;
4) решения
принимаются с опорой на
5) ориентация на равенство;
6) различие между полами не влияет на занятие властных позиций;
7) работать, чтобы жить;
8) важным являются мужчины и окружение;
9) надо сочувствовать неудачникам.
В заключении следует отметить, что все эти четыре параметра организационной культуры предприятий находятся в тесном взаимодействии и на основе их сочетания можно установить такие важные характеристики, как: стиль управления, возможности возникновения конфликтов, их протекания и способы разрешения.
Сложно определить, что же является эффективной культурой. Однако, культура действительно превосходной компании должна иметь ряд особенностей:
1. Культура должна быть ценна; это должно позволить фирме делать дела и вести себя таким образом, чтобы добавлять ценность фирме в виде высоких продаж, низких затрат и т.п. Прекрасное финансовое положение является экономической концепцией; соответственно культура, если она призвана привести к хорошему финансовому положению, должна иметь положительные экономические следствия.
2. Культура должна быть редка; она должна иметь признаки и характеристики, которые не являются общими с культурами большинства других фирм.
3. Культура должна быть неподражаемой; если компания А, например, является поразительно успешной, компания В не может надеяться достичь сопоставимого успеха, делая попытки точно копировать культуру компании А. Компания В будет всегда оставаться на втором плане делая подобные усилия.
Определяя тип организационной культуры можно выделить только некоторые ключевые аспекты культуры, влияющие на эффективность; отметить некоторые ошибки, связанные с отсутствием управления культурой и с просчётами в программе её развития; указать возможные пути изменения неблагоприятно сложившейся культуры. Необходимо помнить о том, что для каждого предприятия и каждой организации должен существовать свой рецепт «лечения» организационной культуры,
2. Методы изучения организационной культуры
Культуру, сложившуюся в организации, можно изучать разными способами, среди которых можно выделить следующие:
Интервью и анкетный опрос
Один из способов, которым можно начать
изучение культуры, - опросить работников
организации. Можно начать с вопроса: "Можете
ли вы описать культуру, которая сложилась
в вашей организации?" Для более детального
знакомства с культурой организации важно
также получить ответы на следующие вопросы: