Лекции по "Социология управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ_УПРАВЛЕНИЯ._КОНСПЕКТ_ЛЕКЦИЙ.DOC

— 802.00 Кб (Скачать)

  а) спонтанность, то есть незапланированность  возникновения;

б) существование  и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная  особенность — не служебное, «не деловое» содержание межличностных отношений.

 

  Формальная  структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

    С социологической точки зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами:

     а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

    б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

    в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

    4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

    5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

 

  Во  многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

  Две специфические черты отличают организации от других видов социальных групп:

  • во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
  • во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
 

  Виды  организации:

  Организация часто употребляется в связи  с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.

  I. Трудовая организацияэто:

  • организационно закрепленная совокупность людей,
  • действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели
  • и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.

  Необходимо  различать и такие понятия, как  трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.

 

  II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

  Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

    1)   по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:

    а) государственная;

    б) кооперативная;

    в) акционерная;

    г) собственность  трудового коллектива;

    д) частная;

    е) совместная с иностранным капиталом;

    ж) иностранная;

2)    по сферам деятельности:

    а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),

    б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

 

   III. Социальная организация - (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых  для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

   ПОДРОБНЕЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  – ДАЛЬШЕ.

 

   В основе построения любой организации  лежит сочетание двух основных принципов —

иерархического  (субординационного, «вертикального»).

По  отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.

координационного (паритетного, «горизонтального»).

Второй  принцип — координационный — является воплощением функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.

  Сочетание иерархического и координационного принципа управления в том или  ином виде даёт следующие варианты построения отношений в организации.

 

Формы управления.

пирамидальная структура (иерархия):

  Это достаточно традиционная структура организации отношений, которую называют первой формой управления в организации: она  делится на  отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.

 

  Дальнейшее  развитие производственной деятельности, появление эффективных методов решения управленческих задач и рост специализации управления привели к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими структурами широкое распространение в настоящее время получили следующие:

 
  1. линейная  организационная структура: в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга

 
 

3) матричная структура: Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Группы подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителю того функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Схема

    Матричная структура управления.

4) организация конгломератного типа: Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации сочетаются две или более рассмотренных выше структур. Например:

    •     в одном отделении фирмы может  использоваться вертикальная

       структура,

  •     в другом — линейная,

  •     в третьем — матричная организация.

 

 Все рассмотренные классы и типы организационных  структур широко используются в системе управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.

 

2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.

  Рассматривая  организацию с точки зрения социального  объекта, социальной группы, дадим следующую формулировку.

  Социальная  организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействую различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

 

  Социальная  организация характеризуется обычно следующими основными признаками:

  1. наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
  2. формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации;
  3. иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
  4. распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
  5. наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;
 

  Социальная  организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена известная двойственность:

  • во-первых, она создается для решения определенных задач,
  • во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей.

  На  заранее созданную социальную организацию  накладывается целая система межличностных отношений.

  Например, перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи:

    1) повышение  экономической эффективности производства и качества  выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;

  1. социальное развитие коллектива или работника как личности.
 

   Структура организации:

  1. Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную:

   Производственный  тип структуры  социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:

а)    функциональную (содержание труда);

б)    профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);

в)    социально-психологическую (межличностные  отношения);

г)    управленческую (система управления).

  Качественными признаками функционирования производственного типа структуры социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это моральное и материальное стимулирование и т.д.).

  Непроизводственный  тип структуры  социальной организации возникает тогда, когда члены, к примеру,  трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работников. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Информация о работе Лекции по "Социология управления"