Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:21, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА
5. Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо
В 30-е годы постепенно набирает силу, а затем становится господствующим направление в социологии организаций — «человеческие отношения», или «гуманистический вызов». Само название свидетельствует, что оно представляло собой альтернативу «классической теории». Основной вклад в развитие этого направления внесли Э.Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо (1880-1948). Все началось со знаменитых Хоторнских экспериментов, проходивших в «Вестерн Электрик Компани» (близ Чикаго) в 1927-1932 гг.
В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только и не столько технико-экономические, сколько социально психологические факторы:.
Сторонники "классической" теории полагали, что эффективность управления определяется формальной структурой управления, координацией и детализированным контролем, строгим соблюдением дисциплины, величиной индивидуального вознаграждения, узкой специализацией задач, единоначалием, авторитарными методами управления, правильным подбором кадров и орудий труда, соответствием людей структуре. Их противники доказали обратное: эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот.
Ф. Ротлисбергер, коллега Э. Мэйо по Хоторнским экспериментам, считал, что промышленность — в такой же степени социальный феномен, в какой и экономический. Индустриальная цивилизация не сможет выжить, если не выработает новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организации, отличное от предлагаемого "классической" теорией. Индустриальное общество, вторил ему Э. Мэйо, обезличивает людей, надо вернуть им самобытность, естественные обычаи и традиционные ценности. Это можно достичь, если перестроить производство под человека. Задача менеджмента состоит в том, чтобы огромные формальные структуры, этих бюрократических монстров, гоняющихся за материальной эффективностью, ограничить снизу и как-то обуздать неформальной организацией, построенной на принципах человеческой солидарности и гуманизма.
Отличительные черты теории "человеческих отношений":
Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда — поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника. Наиболее активный поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу открыла новую страницу в изучении мотивации и поведения людей в организации.
6. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) первым осознал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.
Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
Первые два типа потребностей в своей
иерархии А. Маслоу называл первичными
(врожденными),
три остальных — вторичными
(приобретенными). При этом процесс 5
возвышения потребностей выглядит как
замена первичных (низших) вторичными 4
(высшими). Согласно принципу иерархии,
потребности каждого нового уровня
становятся актуальными (насущными, 3
требующими удовлетворения) для индивида
лишь после того, как удовлетворены 2
предыдущие запросы. Поэтому принцип
иерархии называют также принципом
доминанты (господствующей в данный Рис. 2 Пирамида потребностей А.Маслоу
момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен.
Однако, сама по себе классификация мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой. Подобные попытки предпринимали и многие другие. Достоинство концепции Маслоу в её «двигательной пружине» - принципе иерархии. Основные идеи Маслоу:
высшие потребности.
дифференциации людей. Кроме того, они в большей
степени влияют на формирование личности человека. В свою очередь чем выше потребность, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимонапрвленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.
Вот почему современная молодёжь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей представляется рутинная малоквалифицированная работа. Отсюда ясно, почему долгим оказывается выбор профессии, который воспринимается молодым человеком как фундаментальный. Именно этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена места работы в период до 30 лет.
Все
потребности функционируют
На основании теории Маслоу американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных обществах. Всего возможны три варианта (рис. 1.1)
Как
интерпретировать приведенные структуры?
Вспомним, что доминирование означает
неудовлетворенность потребности. Рис.
l.l a описывает отсталое
общество, в котором еще не удовлетворены
элементарные потребности человека —
в жилье, работе, питании, отдыхе. Рис.
1.1 б иллюстрирует среднеразвитый
тип общества, в котором базисные и духовные
потребности людей удовлетворены на каком-то
приемлемом уровне, но социальные потребности
— нет. Наконец, третья модель - рис. 1.1в
- описывает развитое
индустриальное общество, где удовлетворены
все низшие и средние потребности. Стандарты
и качество жизни, уровень образования
людей постоянно растут. Человек способен
сменить место работы, не боясь ее потерять.
Он стремится попасть туда, где раскроются
его потенциальные способности. Это общество
с высокой технологией и гарантией занятости.
Херси и Бланшард не называют конкретные
страны, которые с точностью можно отнести
к той или иной модели.
Теоретические критерии здесь вряд ли
пригодятся, вопрос решается эмпирически.
Для этого в каждой стране проводится
опрос населения и выясняется, какие потребности
людей и в какой степени удовлетворены,
а какие — нет.
7. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга
1-я идея:
Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Херцберга. Она основывается на независимых факторах, обнаруженных в ходе исследования, одинаково сильно влияющих на поведение людей в организации.
Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, — чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым. Следовательно, средства для удовлетворения этих отдельных и параллельных групп потребностей также должны быть различными.
Проинтервьюировав 200 инженеров и бухгалтеров из 11 отрасли промышленности г. Питсбурга, Херцберг установил, что, когда люди говорили о неудовлетворенности своей работой, они винили окружение, а когда они были сильно удовлетворены ею, то подразумевали престижность профессии, возможности реализовать свой творческий потенциал, достигнутые здесь успехи. Отсюда Херцберг заключил, что удовлетворенность и неудовлетворенность — совершенно разные вещи.
И еще один принципиальный вывод. Вопреки мнению А. Маслоу у человека существует не одна система (или иерархия) потребностей, а две качественно различные и независимые.