Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
А конечная причина самоубийства, по Дюркгейму, - ослабление социальной солидарности. Самоубийца-эгоист не видит смысла в коллективных ценностях, самоубийца-альтруист не чувствует ценности собственной личности (ведь солидарность на высоком уровне, по Дюркгейму, возможна лишь между развитыми индивидуальностями), кризисный самоубийца ставит свои личные беды выше целей общественного прогресса. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
В 2004 году частота самоубийств в Беларуси составила 33,1 человека на 100 тысяч населения. «Рекордным» по самоубийствам был 1996 год (35 на каждые 100000 населения). По определению Всемирной организации здравоохранения, к странам с высоким уровнем самоубийств относятся те, где ежегодно сводят счёты с жизнью более 20 человек из 100 тысяч.
Роберт Мертон тоже исследовал социальную аномию как фактор девиации. С его точки зрения, отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными нормативными средствами их достижения. Цели – это то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели: они должны быть достаточно для этого эффективны. По Мертону, равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. По Мертону, выделяются следующие типы поведения в зависимости от отношения индивида (положительного «+» или отвергающего «—») к целям и социально одобряемым средствам их достижения.
Таблица 3 - Типология поведения индивида (по Роберту Мертону)
Типы поведения: |
Отношение индивида к: | |
целям |
средствам | |
Конформизм (нормативное поведение) |
+ |
+ |
Инновация (положительная девиация) |
+ |
— |
Ритуализм |
— |
+ |
Ретритизм |
— |
— |
Мятеж |
± |
± |
Причина девиации - разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, общепринятой в американской культуре цели - стать богатым - трудно достичь традиционными методами: через образование, хорошую работу. Если цели нельзя достичь социально одобряемыми средствами, люди прибегают к незаконным способам (рэкет, торговля наркотиками и т.д.).
По данным мониторинга молодежного экстремизма, проведённого сотрудниками кафедры гуманитарных дисциплин под руководством Ю.М.Бубнова, 70,5% учащейся и студенческой молодежи Могилева считают для себя возможным нарушить закон, если есть такая необходимость и возможность.
Культурологические теории
Культурологи делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.
Селлин и Миллер: Девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры (т.е. нормы и ценности определенной группы), которые противоречат правилам культуры господствующей. Так, например, традиционно ценимые в криминальном мире качества такие как готовность к риску, поиск острых ощущений, блатной жаргон и песни, татуировки, - выходят за рамки криминальной субкультуры, усваиваются носителями доминирующей культуры. Это способствует повышению криминальных рисков в обществе.
Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференцированной ассоциации. С точки зрения этого подхода, преступности обучаются через восприятие искаженных ценностей, в ходе общения с носителями преступных норм.
Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации (или клеймения, наклеивания ярлыков). Он объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные в обществе группы обладают возможностью «наклеивать ярлыки девиантов» на представителей менее влиятельных групп. Когда на человека ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом.
Конфликтологический подход
С точки зрения конфликтологического подхода, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами (правящими классами и теми, кто лишен власти и богатства). Закон - только орудие в руках властей, а девианты - бунтовщики, выступающие против капиталистического общества.
Социальный контроль и социальные санкции
Любое общество заинтересовано в сохранении
своей целостности и устойчивос
Социальный контроль – нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы; это усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов.
Социальный контроль включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.
Выделяют две формы социального контроля:
Социальный контроль включает в себя социальные нормы и социальные санкции. Социальные нормы вырабатываются обществом и принимаются индивидом как правило, стандарт, образец поведения, определяющие, как он должен вести себя в данной ситуации. Социальный контроль, являясь механизмом нормативной регуляции поведения людей в социальных системах, способствует поддержанию общественного порядка. Он осуществляется посредством реакции общества на индивидуальное поведение личности. Для этого общество использует различные санкции.
Социальные санкции – это способы реагирования общества, окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения или наказания, связанные с выполнением (или, соответственно, невыполнением) индивидом социальных норм. Таким образом, санкции – это социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. В то же время регулятивную роль могут играть не только санкции за совершённые действия, но и ожидания применения санкций за ещё не совершённые действия.
По своему характеру санкции бывают:
Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных и правовых норм, политических и идеологических систем и т.д.
Социальный контроль является элементом социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определённого типа отношений и стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы социальный контроль также стимулирует позитивные изменения, инновации в обществе, как бы «отсеивая» их от негативных девиаций. Дисфункциональные отклонения в поведении, приносящие вред обществу, система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения – допускает и даже поощряет.
Однако и сама система социального контроля может разбалансироваться и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такая разбалансировка происходит, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций, когда общество фактически негласно санкционирует выживание человека любыми средствами, в том числе и с помощью взяточничества, коррупции, воровства и т.д.
Теоретически отношения
Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но вплоть до настоящего времени большинство средств социального контроля и профилактики в большей степени вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и менее всего – реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный действенный социальный контроль может быть только тогда, когда используются различные его механизмы, с учётом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:
Больше внимания следует уделять профилактике социальных отклонений, коррекции поведения, ресоциализации и реадаптации «девиантов» в систему социальных связей. Этому способствует, в частности, создание служб социальной помощи – психологических, суицидологических, наркологических, геронтологических, семейных и т.д.
Социология конфликта
Конфликты в социологии рассматриваются в контексте общественных отношений, что позволяет видеть реальную роль конфликтов в функционировании всего общественного организма и даёт возможность преодолевать одностороннее, узкое толкование конфликта как формы социальной патологии.
Конфликт охватывает все взаимоотношения с окружающей действительностью, это естественный элемент общественной жизни, закономерный момент развития общества. Понимание этого позволяет прогнозировать последствия его воздействия на общественную жизнь, а значит, создаёт необходимые предпосылки для принятия адекватных управленческих решений в сложных ситуациях.
Конфликт (в переводе с латинского означает «столкновение») – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов; серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.
Под социальным конфликтом понимают любой вид борьбы между большими социальными группами людей, если они преследуют какие-либо общественно важные цели.
Конфликт – это реальная борьба между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, необходимые каждой из сторон. Конфликт – это столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. Это столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.
Человек или социальная группа, способные самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, в социологии называются субъектами социального конфликта. О. Дарендорф к субъектам конфликта относил три вида социальных групп: