Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций

Описание работы

Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.

Содержание

Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Sotsiologia.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

Р. Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность общества влиять на них. Это открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, чем предсказывал капитализму К. Маркс. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы бессильна объяснить типичные для современного капитализма коллизии. В современных условиях возможны глубокие эволюционные изменения, необходимость революционных переворотов отпадает. Другими словами, рабочий класс Запада может добиться осуществления своих целей на путях соглашений с предпринимателями и властью, без революционного преобразования общества, в рамках буржуазного строя.

Общества, утверждает Дарендорф, отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. В демократическом обществе конфликты неизбежно имеют место, однако демократические процедуры делают их невзрывоопасными. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории», - пишет Дарендорф.

Общая теория конфликта  К. Боулдинга

Среди концепций, претендующих на универсальное  применение, важное место занимает «общая теория конфликта» американского социолога Боулдинга, изложенная в его книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание «общей теории конфликта» позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозировать его последствия.

Вот основные положения этой концепции. Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой.

В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всё это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.

Он рассматривает два аспекта  социального конфликта – статический  и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны, участвующие в конфликте, и отношения между ними. Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.

В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются «реактивными процессами». Например, механизм зарождения и нарастания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооружения, которая, как и война, является реактивным процессом.

Таким образом, Боулдинг усматривает  сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями путём изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.

Конфликтология развивалась в  основном на Западе. Зарубежные учёные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие аспекты, как возникновение и причины, логика развития, методы разрешения и последствия представлены в виде чётких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запада обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например, в США стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Её практическая направленность состоит в формировании общественного сознания с целью регулирования, трансформации конфликтов.

Позитивной стороной конфликтологической  парадигмы является признание социального конфликта нормальным состоянием общества. Более того, в рамках такого подхода социальный конфликт выполняет важные функции развития и стабилизации социальной системы. Иногда конфликты вызываются и поддерживаются искусственно. К таким преднамеренно вызванным, перманентно конфликтным состояниям можно отнести конкуренцию, которая весьма полезна во всех сферах, начиная с экономики и кончая наукой. Во время семинарского занятия по этой теме студенты могут сами привести немало примеров полезных социальных конфликтов.

 

 

Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Сущность и специфика социального управления в экономической сфере
  2. Мотивация работника Мотивационная типология работника
  3. «Социальная инженерия» Ф.Тейлора и Г. Форда
  4. Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо
  5. Современные методы социального управления: модель группового (бригадного) самоуправления, модель «ответственного автономного поведения», гибкий график рабочего дня и др.

 

Сущность и специфика  социального управления в экономической  сфере

Управлением называется организация целенаправленного  воздействия на объект для обеспечения  его стабильного и контролируемого  развития. Понятие «управление» используется всеми обществоведческими науками, но особенно часто в экономических науках, политологии, юриспруденции, социологии и психологии. Подходы к изучению управленческих отношений они используют самые различные.

  • Кибернетический подход сводит управление к выбору оптимального варианта из ряда возможностей, организации исполнения, установлению «обратной связи» от объекта управления к его субъекту для подтверждения исполнения управленческого решения или для коррекции управленческого импульса.
  • Экономический подход рассматривает управление как искусство решения экономических задач, таких как обеспечение высокой производительности труда, рационализации производства и достижения максимальной рентабельности предприятий.
  • Социально-психологический подход особое внимание уделяет стилю руководства, взаимоотношениям в первичной социальной группе.
  • Психологический подход акцентируется на внутриличностной самоорганизации индивида, организации его рабочего времени.
  • Социологический подход рассматривает своим объектом социальные системы как самоорганизующиеся структуры. Задача управления состоит в стимуляции социальной системы к самоорганизации.

Управление  есть способ организации целенаправленного  поведения социального объекта. В процессуальном смысле понятия «управление» и «организация» синонимичны, обладая соответствующими характеристиками, применительными к любой социально-экономической системе.

  • Наличие цели и задач функционирования социально-экономической системы.
  • Наличие систематически организованных мероприятий для реализации этой цели с дифференциацией задач для отдельных структурных элементов социальной системы.
  • Наличие иерархически организованной структуры взаимодействия подразделений социально-экономической системы.
  • Наличие однородной или, по меньшей мере, скоординированной мотивации работников – функционеров социально-экономической системы.
  • Наличие системно организованных процедур принятия решений, коммуникации, контроля, поощрения и наказания функционеров социально-экономической системы.
  • Наличие обособленной и уникальной целостности данной конкретной социально-экономической системы.

Социология  управления - это наука о закономерных отношениях, которые возникают в системе управления. Она призвана изучать систему и процессы управления, субъекты и объекты управления, формы, методы и средства управленческих взаимодействий субъектов и объектов управления, отношения «руководство» - «подчинение», стиль руководства, проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности, а также многие другие аспекты этой очень важной сферы человеческой жизнедеятельности.

Объектом социологии управления выступают системы управленческих взаимодействий. Предметом социологии управления являются управленческие отношения.

 

Уровни социологии управления:

  • академический, предметный, концептуальный (уровень теоретических обобщений);
  • уровень прикладной науки (описание технологий управления);
  • социоинженерный, практический (социологическое консультирование, социологические службы и фирмы).

Другое базовое понятие нашей темы - социальное управление. Социальное может пониматься как «общественное», как совокупность процессов в сфере человеческих взаимоотношений и как субъективно-личностный фактор. В соответствии со спецификой трактовки понятия «социальное» выделяют три уровня социального управления:

  • управление обществом как целостной социальной системой в масштабе государственного образования или глобального сообщества;
  • управление социальными группами в рамках первичного коллектива или предприятия;
  • социальные методы управления личностью, когда индивидом управляют, используя ресурсы первичного коллектива, а также социальные нормы более высокого порядка, такие как мораль, юридические законы, религиозные ценности, искусство, реклама, СМИ и т.п.

Материал этой лекции акцентирован на втором и третьем уровне социального управления, когда решается задача стимулирования экономической и производственной активности индивидов и коллективов в рамках предприятий, учреждений и организаций.

Стимулирование  работников может осуществляться с использованием различных методов.

  • Экономические методы оперируют размерами заработной платы, премий, пособий и льгот, а также системами, в соответствии с которыми производится расчёт заработной платы (сдельная, повременная и т.д.).
  • Нормативно-правовые методы сводятся к введению новых нормативно-правовых актов, положений, должностных инструкций, которые меняют права и обязанности работников, а также условия их поощрения и наказания.
  • Метод структурных преобразований организации призван повысить продуктивность работников, изменяя структуру организации (например, варьируя степень её централизации и автономность подразделений).
  • Метод внедрения технических и технологических новаций также позволяет активизировать производственную активность работников.
  • Ценностно-нормативный метод означает формирование и введение новых культурных ценностей и групповых норм, способствующих повышению активной лояльности работников по отношению к своей экономической организации.

Социальное  управление любого уровня предполагает наличие следующих этапов:

  • этап целеполагания, постановки цели и задач;
    • аналитический этап: выявление, анализ и сортировка социальных проблем;
  • этап планирования включает в себя проектирование критериев и показателей, социальное программирование мероприятий, поиск ресурсов для их реализации и т.д.;
  • этап реализации плана мероприятий социального управления;
  • этап контроля эффективности и коррекции предпринятых мер.

В литературе по проблематике социального  управления первичным трудовым коллективом обычно упоминаются следующие модели (стили) управления:

  • тоталитарный, когда все члены коллектива взаимно контролируют друг друга при доминирующей роли руководителя;
  • авторитарный, когда руководитель подавляет своей волей коллектив;
  • демократический, когда руководитель опирается на мнение большинства;
  • либеральный, когда руководитель предоставляет всем членам коллектива свободу действий в рамках принятых правил;
  • анархический, когда руководитель теряет или бросает бразды правления и ситуация в коллективе ничем и никем не управляется.

Различия этих моделей можно  установить по различным основаниям.

По характеру отношений  между управляющими и управляемыми.

  • Доминирование управляющих
  • Конструктивное равноправие сторон
  • Доминирование управляемых

По способу принятия решений.

  • Принимает решение один человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  • Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  • Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято.

По характеристикам  групп, для которых применима  та или иная модел.

Информация о работе Лекции по "Социологии"