Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций
Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Р. Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность общества влиять на них. Это открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, чем предсказывал капитализму К. Маркс. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы бессильна объяснить типичные для современного капитализма коллизии. В современных условиях возможны глубокие эволюционные изменения, необходимость революционных переворотов отпадает. Другими словами, рабочий класс Запада может добиться осуществления своих целей на путях соглашений с предпринимателями и властью, без революционного преобразования общества, в рамках буржуазного строя.
Общества, утверждает Дарендорф, отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. В демократическом обществе конфликты неизбежно имеют место, однако демократические процедуры делают их невзрывоопасными. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории», - пишет Дарендорф.
Среди концепций, претендующих на универсальное применение, важное место занимает «общая теория конфликта» американского социолога Боулдинга, изложенная в его книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание «общей теории конфликта» позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозировать его последствия.
Вот основные положения этой концепции. Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой.
В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всё это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.
Он рассматривает два аспекта
социального конфликта –
В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются «реактивными процессами». Например, механизм зарождения и нарастания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооружения, которая, как и война, является реактивным процессом.
Таким образом, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями путём изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.
Конфликтология развивалась в основном на Западе. Зарубежные учёные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие аспекты, как возникновение и причины, логика развития, методы разрешения и последствия представлены в виде чётких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запада обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например, в США стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Её практическая направленность состоит в формировании общественного сознания с целью регулирования, трансформации конфликтов.
Позитивной стороной конфликтологической парадигмы является признание социального конфликта нормальным состоянием общества. Более того, в рамках такого подхода социальный конфликт выполняет важные функции развития и стабилизации социальной системы. Иногда конфликты вызываются и поддерживаются искусственно. К таким преднамеренно вызванным, перманентно конфликтным состояниям можно отнести конкуренцию, которая весьма полезна во всех сферах, начиная с экономики и кончая наукой. Во время семинарского занятия по этой теме студенты могут сами привести немало примеров полезных социальных конфликтов.
Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Сущность и специфика социального управления в экономической сфере
Управлением называется
организация целенаправленного
воздействия на объект для обеспечения
его стабильного и
Управление есть способ организации целенаправленного поведения социального объекта. В процессуальном смысле понятия «управление» и «организация» синонимичны, обладая соответствующими характеристиками, применительными к любой социально-экономической системе.
Социология управления - это наука о закономерных отношениях, которые возникают в системе управления. Она призвана изучать систему и процессы управления, субъекты и объекты управления, формы, методы и средства управленческих взаимодействий субъектов и объектов управления, отношения «руководство» - «подчинение», стиль руководства, проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности, а также многие другие аспекты этой очень важной сферы человеческой жизнедеятельности.
Объектом социологии
управления выступают системы
Уровни социологии управления:
Другое базовое понятие нашей темы - социальное управление. Социальное может пониматься как «общественное», как совокупность процессов в сфере человеческих взаимоотношений и как субъективно-личностный фактор. В соответствии со спецификой трактовки понятия «социальное» выделяют три уровня социального управления:
Материал этой лекции акцентирован на втором и третьем уровне социального управления, когда решается задача стимулирования экономической и производственной активности индивидов и коллективов в рамках предприятий, учреждений и организаций.
Стимулирование работников может осуществляться с использованием различных методов.
Социальное управление любого уровня предполагает наличие следующих этапов:
В литературе по проблематике социального управления первичным трудовым коллективом обычно упоминаются следующие модели (стили) управления:
Различия этих моделей можно установить по различным основаниям.
По характеру отношений между управляющими и управляемыми.
По способу принятия решений.
По характеристикам групп, для которых применима та или иная модел.