Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:27, курс лекций

Описание работы

Предлагаемый курс лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов – будущих специалистов и руководителей производства, призванное не только помочь им изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные стимулы в работе с персоналом. Авторы ставили перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.

Содержание

Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников
Введение 4
Лекция 1. Социология как наука (Бубнов Ю.М.) 5
Лекция 2. Технология социологического исследования (Михальчук Н.Е.) 8
Лекция 3. Основные направления в социологии (Бубнов Ю.М.) 22
Лекция 4. Социальная структура общества (Михальчук Н.Е.)
Лекция 5. Личность и общество (Ярощенко Н.В.)
Лекция 6. Социология девиантного поведения (Ярощенко Н.В.)
Лекция 7. Социология конфликта (Михальчук Н.Е.) 29
Лекция 8. Социология управления (Бубнов Ю.М.)
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Sotsiologia.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

Наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, которое люди занимают в системе общественных отношений, в которой одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания. Причина социального конфликта – власть. Дарендорф указывал, что отношения управления и организации, регулирующие деятельность ассоциаций, являются коренной причиной социального неравенства людей, разделяющей их на тех, кто командует, управляет, и тех, кто повинуется, исполняет. В связи с этим он называет социологической бессмыслицей и утопией марксистский идеал коммунизма как бесклассового общества, не знающего антагонизма между людьми. Практически невозможно создать власть, идеальное правительство, которое удовлетворило бы сразу всех людей.

В качестве причин, вызывающих конфликты, называются несовпадение индивидуальных и общественных ценностей, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и семантические трудности в процессе коммуникации, недостаток и некачественность информации. В этом плане социально-политические столкновения трактуются как столкновения «конфликтующих сознаний», а их главными причинами являются несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальной действительностью и представлениями о ней. Источник конфликтов в «чувствах и эмоциях», которые искажают взаимоотношения сторон, а не в природе этих взаимоотношений (Л.Козер). Причинами конфликтов также могут быть ненависть, расовая и религиозная рознь, зависть.

Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой бы потребности всех были бы полностью удовлетворены.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную структуру. Выделяют три стадии социального конфликта:

    1. предконфликтная ситуация;
    2. непосредственно начавшийся конфликт;
    3. разрешение конфликта.

Ни один социальный конфликт не возникает  мгновенно. Конфликту всегда предшествует предконфликтная ситуация. В течение некоторого времени накапливается эмоциональное напряжение, злость. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию действий. Предконфликтная ситуация нередко затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладать которым хотели бы все субъекты, втягиваемые в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделим или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга.

Предконфликтная ситуация представляет научный и практический интерес как для учёных, так и для управленцев, так как при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвратить возникающие конфликты.

Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием социальных действий, которые направлены на изменение поведения соперников. Эта активная часть конфликта. Действия в конфликте могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

1) Действия соперников в конфликте носят открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.д. Этот конфликт весь на виду, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Таким образом, активные открытые действия расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

2) Действия соперников в конфликте скрытые. Часто можно наблюдать, что в ходе конфликта противники пытаются замаскировать свои действия, обмануть соперника. Эта скрытая борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и выявить его стратегию.

Разрешение  конфликта. Это стадия, когда между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Социальный конфликт полностью разрешается при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины всегда приводит к его разрешению.

Но если присутствует высокая эмоциональная напряжённость, устранение причины конфликта может не повлиять на действия его участников. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Полное разрешение конфликта наступает, когда борьба сменяется сотрудничеством.

Для полного разрешения конфликта  необходимы следующие условия:

    • диагностика причин конфликта;
    • конфликтующие стороны должны быть заинтересованы в разрешении конфликта;
    • совместный поиск путей преодоления конфликта.

Длительность социальных конфликтов может быть различной. Конфликт может быть кратковременным (стычка между начальником и подчинённым), а может длиться на протяжении жизни нескольких поколений (противостояние различных религиозных групп). Продолжительность конфликта имеет большое значение как для противоборствующих групп, так и для социальных систем. В длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии, повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, не отомщённых действий, расходуются огромные ресурсы.

Разрешению конфликта способствуют следующие меры:

    • сделать конфликт достоянием гласности;
    • снизить степень социально-психологического напряжения.

Конфликт в обществе может выполнять и позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликта можно отнести:

    • функции разрядки напряжённости между антагонистами. Социально контролируемый конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряжённости. Конфликт в данном случае играет роль «отводного канала» для накопившихся страстей;
    • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе противостояния люди лучше узнают друг друга, могут сближаться в рамках какой-либо общности;
    • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений.

Как и любое другое социальное явление, конфликт имеет и негативные последствия. Может угрожать интересам общества, неблагоприятно влиять на необходимое изменение отношений власти, вызвать раскол в малоустойчивых группах и т.д. Социальный конфликт – это норма социальных отношений. Задача управления конфликтом заключается в том, чтобы максимально использовать стимулирующую функцию конфликта, при этом снизить его негативные последствия, не допустить его разрастания до прямого столкновения.

 

Классификация социальных конфликтов

Социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта. По этому основанию выделяют следующие конфликты:

    • конфликты между отдельными личностями (ролевой конфликт);
    • конфликт между личностью и обществом;
    • конфликт между социальными группами;
    • межнациональные и межгосударственные конфликты.

В основе конфликта между отдельными личностями лежат противоречия между отдельными людьми. Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с межличностными отношениями. Наиболее типичными причинами, приводящими к возникновению конфликтных ситуаций в межличностном общении, являются следующие:

    • принижение личности партнёра, негативная оценка его поступков, действий;
    • подчёркивание разницы между собой и партнёром, причём разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнёра;
    • преуменьшение вклада партнёра в общее дело;
    • попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнёра, если он переживает сильные негативные эмоции
    • полное непонимание или нежелание понять партнёра, отсутствие с ним эмоционального контакта.

Конфликты между личностью  и обществом. Они затрагивают производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей. Он может выражаться в отношении людей к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конфликты этого класса связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний.

Конфликты между социальными  общностями, группами и слоями. Конфликтная ситуация заключается в противостоянии групп, преследующих различные цели. Источником противоречий здесь служат общественные потребности, и возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.

Конфликты на межнациональном  уровне и межгосударственном уровне. Этнонациональные конфликты. В мире насчитывается свыше двух тысяч этносов. Каждый этнос, большой или малый, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру. Чаще всего эти процессы связаны с созданием независимого национального государства на территории своего проживания. В последнее десятилетие такой процесс наблюдался почти во всех регионах мира. Эти процессы сопровождаются межэтническими конфликтами во многих странах мира (Канада, Великобритания, Индия, Ирак и др.).

Основанием классификации конфликтов по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон. По этому основанию можно выделить три типа конфликтов:

    • конфликт в сфере труда и распределения;
    • конфликты в сфере власти и в политической структуре общества;
    • конфликты в сфере культуры.

Трудовые конфликты – это реакция масс на перекосы в экономической и социальной политике правительства. Они, как правило, связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием чёткой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.п.

Конфликты в сфере власти возникают по поводу перераспределения власти. Основные конфликты в этой сфере: между основными ветвями власти, внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата.

Существуют и иные варианты классификации по различным основаниям.

Основные социологические  концепции социального конфликта

В силу определённых причин в нашей  социологии до недавнего времени  изучение конфликтов мало занимало учёных и органы власти. Теория конфликта развивается на Западе.

Родоначальником специальной теории конфликтов, посвятившим конфликтам свои основные труды, был Георг Зиммель. Конфликт, по его мнению, - универсальное явление; без него общество немыслимо. У Зиммеля социальный конфликт ассоциируется с механизмом саморазвития. Отсюда делается вывод, что конфликт – это необходимая предпосылка развития общества, поэтому он функционален, т.е. полезен. Функциональный анализ, несмотря на его претензии на статус общесоциологической теории, придерживается, по существу, «равновесной», бесконфликтной модели общества, рассматривает социальные конфликты как неантагонистические противоречия. Согласно взглядам сторонников функционализма, общество представляет собой «систему», единство и жизнедеятельность которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию её составных элементов (государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, школа, семья и т.д.).

Решающим средством стабильности общества они считают наличие у всех его членов единых «социокультурных» ценностей (правовых установок, нравственных норм, религиозных заповедей), составляющих основу жизни общества. Конфликтологи упрекали функционалистов за одностороннее увлечение теми элементами и процессами в жизни общества, которые обеспечивают ему равновесие и устойчивость.

Поэтому в противоположность теориям  структурного функционализма с 50-х  годов стали появляться специальные  работы, посвящённые социальным конфликтам как явлениям, присущим внутренней жизни общества. Наибольшую известность получили концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (Германия) и «общей теории конфликта» Боулдинга (США).

Концепция позитивно-функционального  конфликта Льюиса Козера

Суть её в следующем. Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворённость его членов и проистекающая отсюда напряжённость между индивидами и группами. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Это наиболее распространённое определение конфликта в западной социологии. Л. Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих сторон. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности (общая угроза сближает), и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага «предателя», особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, также недостаточно интегрированные, могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклонившимся» членам.

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

Концепция «позитивно-функционального конфликта» господствовала недолго. Немецкий социолог Ральф Дарендорф в середине 60-х годов выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества». Суть его концепции состоит в следующем.

Любое общество постоянно подвержено изменению; в каждый момент общество переживает социальный конфликт; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что и вызывает взаимные прения, антагонизмы и, как результат этого, структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.

Информация о работе Лекции по "Социологии"