Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций

Описание работы

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 141.77 Кб (Скачать)
  • национальные;
  • демографические;
  • социально-классовые;
  • половые;
  • возрастные;
  • профессиональные;
  • статусные;
  • семейные и др.

      Посредством социальной роли индивид выступает  как представитель определенной социальной группы. Общение с позиции  своей социальной роли называют ролевым. Противоположным же, связанным с актуализацией своей индивидуальности, своего состояния в данный момент, является межличностное общение, характерное для малых социальных групп.

      Целый ряд проявлений большой группы связан с процессом стереотипизации  при восприятии представителей другой группы. "Мы-чувство" фиксирует осознание собственной принадлежности к данной группе за счет отличия от другого. Таким образом, возникают социальные стереотипы. В западной социальной психологии основой для изучения социальных стереотипов являются этнические стереотипы, как наиболее устоявшиеся и показательные.

      Этнические  стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, под которыми понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности. Следуя стереотипам, люди приписывают другим качества, которые считают типичными для их социальной группы. Стереотипы отличаются тем, что содержат недифференцированные, грубые и пристрастные признаки. Стереотипы могут оставаться стабильными в течение длительного периода времени, изменяясь в некоторой степени в зависимости от социальных, политических или экономических условий, но в условиях социальной напряженности между группами они становятся более отчетливыми и враждебными. И, что самое важное в плане изменения стереотипов, — они очень рано усваиваются (большей частью в детском возрасте) и могут использоваться без реального представления о тех группах, к которым они относятся. Поэтому важнейшим условием избавления от препятствующих общению стереотипов является межкультурное познание, воспитание с точки зрения нескольких сторон.

      Опираясь  на большинство «западных» источников, можно определить, что группа - это  двое или более лиц, которые взаимодействуют  друг с другом, влияют друг на друга  дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». Многочисленные эксперименты позволили выявить, что такая группа оказывает существенное влияние на личность, иногда изменяя ее поведение в совершенное непредполагаемое для данной личности проявление. Специфика влияния группы на личность отражена в следующих феноменах:

      1. Социальная фасилитация (от англ Faciliti - легкость, благоприятные условия). Первоначально определялась как тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Современное значение   этого термина - усиление доминантных реакций в присутствии других людей, т.к. было обнаружено, воздействие других людей возрастает с увеличением их количества, но, например, в толпе усиливается эмоциональное возбуждение, вследствие чего деятельность может нарушаться.

      2. Социальная ленность - это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Появляется  особенно тогда, когда люди не боятся оценки их вклада, конечный результат является групповым. Существуют социальные "зайцы", т.е. те, кто стремится участвовать в групповой деятельности, но вкладывая в нее мало своих усилий.

      3. Деиндивидуализация - это утрата самосознания и боязни оценки. Возникает в групповых ситуациях, когда обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Результатом могут быть действия от легкого нарушения запретов до разрушительных социальных взрывов. Снижение самоосознания и самоограничений усиливает восприимчивость к ситуации как таковой без всяких моральных оценок.

      4. Групповая поляризация  - это усиление ранее существующих тенденций под влиянием группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений (внутри группы появляется подчеркивание мнений, "сдвиг риска"). Если до вступления в религиозную секту у человека было принятие некоторых положений веры, то после встреч со сторонниками он может быть ярым фанатом этой веры. На групповую поляризацию оказывается информационное (складывается много мнений в пользу чего-то) и нормативное влияние (желание быть принятым).

      5. Огруппление мышления - это единство мышления, желания думать одинаково, быть едиными. Этот феномен во многом возникает из-за стремления сохранить группу, быть солидарными, избежать разногласий.  Чрезмерное усиление огруппления может приводить к понижению эффективности деятельности данной группы, невозможности принимать решение путем дискуссии, снижение  эффективности групповых решений. Особенно опасно появление огруппления в научных, творческих коллективах, т.к. процессы искусственного единения в такой группе сделают невозможным высказывания разных мнений, выработку (а не соглашательство автоматически) определенных решений.

      Также группа (особенно малая группа) оказывает  на человека некоторое внушение, которое  называется конформизм. В реальной жизни мы часто испытываем феномены массовой внушаемости. Отчасти стремясь не выделиться, иногда просто по привычке. Заговоривший громко в общественном транспорте привлекает внимание как нарушающий определенную договоренность, поддаваясь общему настроению, мы аплодируем артисту и т.д. Конформизм - это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

      Проявляется конформизм с двух сторон:

      1) уступчивость или соответствие  внешних действий давлению группы, при этом присутствует личное несогласие;

      2) одобрение, при котором давлению  группы соответствуют и действия, и убеждения.

      В малых группах и коллективах следует выделять как минимум две структуры взаимоотношений: формальную и неформальную. Формальная структура отношений — это система позиций, заданных извне обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Каждая из позиции задается определенными предписаниями, так что занимающие эти позиции индивиды имеют более или менее определенные представления о своих правах и обязанностях.

      В неформальной межличностной системе  отношений позиции определяются индивидуальностью каждого и особенностями группы.

      При анализе системы межличностных  отношений необходимо знать:

      - каковы взаимоотношения между  малыми группами (группировками);

      - каковы интересы и ценности  официально действующего (выборного)  актива; является ли выборный  актив реальным (т. е. определяющим  нормы и ценности коллектива);

      - каково положение каждого сотрудника  в коллективе.

      Анализ  межличностных отношений также  включает в себя важнейшую характеристику - социально-психологический климат. Это качественная характеристика, проявляющаяся в совокупности условий, благоприятствующих или неблагоприятствующих выполнению групповой деятельности, развитию личности в коллективе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются такие, как доверие, доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, ощущение поддержки, эмоциональное приятие друг друга, отсутствие давления, ощущение собственной продуктивности в коллективе и т.п. Появление таких признаков предопределяет прежде всего стиль руководства в коллективе, совместимость, сотрудничество, мотивированность членов коллектива, продуктивная, успешная совместная деятельность.

      Социальные  процессы, особенности взаимоотношений  личности и группы во многом определяют особенности мотивации, которая определяет поведение человека в социуме.  К социальным мотивам относятся мотивы: власти, аффилиации, помощи и агрессии.

      Мотив аффилиации проявляется как стремление наладить эмоционально положительные  отношения с людьми. На основе аффилиации строятся взаимные добрые отношения, люди не стремятся доминировать друг над другом, открыты, раскованы и откровенны. Этот мотив характеризует стремление к одобрению со стороны окружающих людей, уверенность и желание самоутверждения.

      В общении личность с развитым мотивом  аффилиации активна в поисках  партнеров по переписке, совместных увлечениях, стремлении к сотрудничеству. Люди, у которых преобладает мотив аффилиации, достигают больших результатов в работе, если у них хорошие отношения с сослуживцами. Они также эффективны в профессиональной сфере "человек-человек".

      Мотив власти - это отчетливое стремление личности доминировать над другими людьми. Г.Мюррей дал следующие характеристики этому мотиву:

      - это склонность управлять социальным  окружением, воздействовать на поведение  других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение и т.д.;

      - это побуждение других поступать  в соответствии со своими интересами  и потребностями, добиваться расположения  и сотрудничества, доказывать свою  правоту перед кем-то, отстаивать  свою точку зрения;

      - это желание влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать,  править, диктовать условия; принимать за других решения, уговаривать, отговаривать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

      К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относится  лидерство. Положение лидера, как правило, позволяет людям удовлетворять свое стремление к власти, награждать и наказывать, являться образцом для подражания, быть компетентным в глазах других, воздействовать на поведение людей и получать удовлетворение от контроля над другими. Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание, выделяться, привлекать сторонников, поддающихся их влиянию, приобретать и накаливать престижные вещи, они умеют с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности.

      Особый  интерес в психологии имеют социальные мотивы, связанные с альтруизмом (помощью) и эгоизмом (агрессией). Мотив помощи способствует поведению ради блага других без ожидания вознаграждения. При таком поведении оказание помощи осуществляется  по собственным убеждениям, без какого-то ни было давления и без расчета. Важную роль в оказании поддержки играет эмпатия или способность сопереживать. Тот, кто искренне сопереживает, воспринимает чужие беды как свои, с большей готовностью будет оказывать помощь.

      Противоположным альтруистическому поведению является агрессивное. Агрессия приводит к принесению ущерба другим людям, который может быть моральным, материальным или физическим. Агрессивность связана не только с особенностями конкретного человека. Во многом она имеет "допустимые пределы" в рамках общества. А в культуре существуют парадоксальные утверждения о том, например, что быть агрессивным плохо, а вот по отношению к врагу делать то же самое хорошо.

      Один  из исследователей агрессии А. Бандура  выделил следующие способы оправдания агрессором своих действий:

      1. Сопоставление своего агрессивного  акта с недостатками жертвы. Самооправдание  в виде убеждения: "Он заслужил, чтобы к нему так относились".

      2. Оправдание в виде идеологических, религиозных, политических и других  соображений, так что в итоге оказывается, что зло сделано во благо.

      3. Отрицание личностной ответственности  за агрессивный акт. Наиболее  жестокими являются групповые акты, когда личная ответственность "растворяется" в групповой.

      4. Снятие с себя ответственности  ссылкой на внешние обстоятельства, давление окружающих, а также  необходимостью выполнить приказ  и т.д.

      5. Постепенное смягчение своей  вины за счет нахождения новых  аргументов в свою пользу.

      Страх перед наказанием, осуждением общества далеко не всегда оказывает сдерживающее влияние на агрессивное поведение. Коррекция агрессивности имеет  глубокие личностные источники и  связана со всей мотивационной сферой.

      Мотив агрессивности как стремление наносить какой-либо ущерб по-разному объясняется  психологами. Агрессия представляется как следствие фрустрации (невозможности удовлетворить актуальную потребность).  Также причиной агрессии может стать наличие эмоционального перевозбуждения, сопровождаюшегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться. В первом и во втором случае сделает более вероятными агрессивные действия наличие подходящего объекта, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"