Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения
Посредством социальной роли индивид выступает как представитель определенной социальной группы. Общение с позиции своей социальной роли называют ролевым. Противоположным же, связанным с актуализацией своей индивидуальности, своего состояния в данный момент, является межличностное общение, характерное для малых социальных групп.
Целый ряд проявлений большой группы связан с процессом стереотипизации при восприятии представителей другой группы. "Мы-чувство" фиксирует осознание собственной принадлежности к данной группе за счет отличия от другого. Таким образом, возникают социальные стереотипы. В западной социальной психологии основой для изучения социальных стереотипов являются этнические стереотипы, как наиболее устоявшиеся и показательные.
Этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, под которыми понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности. Следуя стереотипам, люди приписывают другим качества, которые считают типичными для их социальной группы. Стереотипы отличаются тем, что содержат недифференцированные, грубые и пристрастные признаки. Стереотипы могут оставаться стабильными в течение длительного периода времени, изменяясь в некоторой степени в зависимости от социальных, политических или экономических условий, но в условиях социальной напряженности между группами они становятся более отчетливыми и враждебными. И, что самое важное в плане изменения стереотипов, — они очень рано усваиваются (большей частью в детском возрасте) и могут использоваться без реального представления о тех группах, к которым они относятся. Поэтому важнейшим условием избавления от препятствующих общению стереотипов является межкультурное познание, воспитание с точки зрения нескольких сторон.
Опираясь на большинство «западных» источников, можно определить, что группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». Многочисленные эксперименты позволили выявить, что такая группа оказывает существенное влияние на личность, иногда изменяя ее поведение в совершенное непредполагаемое для данной личности проявление. Специфика влияния группы на личность отражена в следующих феноменах:
1. Социальная фасилитация (от англ Faciliti - легкость, благоприятные условия). Первоначально определялась как тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Современное значение этого термина - усиление доминантных реакций в присутствии других людей, т.к. было обнаружено, воздействие других людей возрастает с увеличением их количества, но, например, в толпе усиливается эмоциональное возбуждение, вследствие чего деятельность может нарушаться.
2. Социальная ленность - это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Появляется особенно тогда, когда люди не боятся оценки их вклада, конечный результат является групповым. Существуют социальные "зайцы", т.е. те, кто стремится участвовать в групповой деятельности, но вкладывая в нее мало своих усилий.
3. Деиндивидуализация - это утрата самосознания и боязни оценки. Возникает в групповых ситуациях, когда обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Результатом могут быть действия от легкого нарушения запретов до разрушительных социальных взрывов. Снижение самоосознания и самоограничений усиливает восприимчивость к ситуации как таковой без всяких моральных оценок.
4. Групповая поляризация - это усиление ранее существующих тенденций под влиянием группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений (внутри группы появляется подчеркивание мнений, "сдвиг риска"). Если до вступления в религиозную секту у человека было принятие некоторых положений веры, то после встреч со сторонниками он может быть ярым фанатом этой веры. На групповую поляризацию оказывается информационное (складывается много мнений в пользу чего-то) и нормативное влияние (желание быть принятым).
5. Огруппление мышления - это единство мышления, желания думать одинаково, быть едиными. Этот феномен во многом возникает из-за стремления сохранить группу, быть солидарными, избежать разногласий. Чрезмерное усиление огруппления может приводить к понижению эффективности деятельности данной группы, невозможности принимать решение путем дискуссии, снижение эффективности групповых решений. Особенно опасно появление огруппления в научных, творческих коллективах, т.к. процессы искусственного единения в такой группе сделают невозможным высказывания разных мнений, выработку (а не соглашательство автоматически) определенных решений.
Также группа (особенно малая группа) оказывает на человека некоторое внушение, которое называется конформизм. В реальной жизни мы часто испытываем феномены массовой внушаемости. Отчасти стремясь не выделиться, иногда просто по привычке. Заговоривший громко в общественном транспорте привлекает внимание как нарушающий определенную договоренность, поддаваясь общему настроению, мы аплодируем артисту и т.д. Конформизм - это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Проявляется конформизм с двух сторон:
1)
уступчивость или соответствие
внешних действий давлению
2)
одобрение, при котором
В малых группах и коллективах следует выделять как минимум две структуры взаимоотношений: формальную и неформальную. Формальная структура отношений — это система позиций, заданных извне обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Каждая из позиции задается определенными предписаниями, так что занимающие эти позиции индивиды имеют более или менее определенные представления о своих правах и обязанностях.
В неформальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого и особенностями группы.
При анализе системы межличностных отношений необходимо знать:
- каковы взаимоотношения между малыми группами (группировками);
- каковы интересы и ценности официально действующего (выборного) актива; является ли выборный актив реальным (т. е. определяющим нормы и ценности коллектива);
-
каково положение каждого
Анализ межличностных отношений также включает в себя важнейшую характеристику - социально-психологический климат. Это качественная характеристика, проявляющаяся в совокупности условий, благоприятствующих или неблагоприятствующих выполнению групповой деятельности, развитию личности в коллективе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются такие, как доверие, доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, ощущение поддержки, эмоциональное приятие друг друга, отсутствие давления, ощущение собственной продуктивности в коллективе и т.п. Появление таких признаков предопределяет прежде всего стиль руководства в коллективе, совместимость, сотрудничество, мотивированность членов коллектива, продуктивная, успешная совместная деятельность.
Социальные процессы, особенности взаимоотношений личности и группы во многом определяют особенности мотивации, которая определяет поведение человека в социуме. К социальным мотивам относятся мотивы: власти, аффилиации, помощи и агрессии.
Мотив аффилиации проявляется как стремление наладить эмоционально положительные отношения с людьми. На основе аффилиации строятся взаимные добрые отношения, люди не стремятся доминировать друг над другом, открыты, раскованы и откровенны. Этот мотив характеризует стремление к одобрению со стороны окружающих людей, уверенность и желание самоутверждения.
В общении личность с развитым мотивом аффилиации активна в поисках партнеров по переписке, совместных увлечениях, стремлении к сотрудничеству. Люди, у которых преобладает мотив аффилиации, достигают больших результатов в работе, если у них хорошие отношения с сослуживцами. Они также эффективны в профессиональной сфере "человек-человек".
Мотив власти - это отчетливое стремление личности доминировать над другими людьми. Г.Мюррей дал следующие характеристики этому мотиву:
-
это склонность управлять
-
это побуждение других
- это желание влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, диктовать условия; принимать за других решения, уговаривать, отговаривать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.
К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относится лидерство. Положение лидера, как правило, позволяет людям удовлетворять свое стремление к власти, награждать и наказывать, являться образцом для подражания, быть компетентным в глазах других, воздействовать на поведение людей и получать удовлетворение от контроля над другими. Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание, выделяться, привлекать сторонников, поддающихся их влиянию, приобретать и накаливать престижные вещи, они умеют с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности.
Особый интерес в психологии имеют социальные мотивы, связанные с альтруизмом (помощью) и эгоизмом (агрессией). Мотив помощи способствует поведению ради блага других без ожидания вознаграждения. При таком поведении оказание помощи осуществляется по собственным убеждениям, без какого-то ни было давления и без расчета. Важную роль в оказании поддержки играет эмпатия или способность сопереживать. Тот, кто искренне сопереживает, воспринимает чужие беды как свои, с большей готовностью будет оказывать помощь.
Противоположным
альтруистическому поведению
Один
из исследователей агрессии А. Бандура
выделил следующие способы
1.
Сопоставление своего
2.
Оправдание в виде
3.
Отрицание личностной
4.
Снятие с себя ответственности
ссылкой на внешние
5. Постепенное смягчение своей вины за счет нахождения новых аргументов в свою пользу.
Страх перед наказанием, осуждением общества далеко не всегда оказывает сдерживающее влияние на агрессивное поведение. Коррекция агрессивности имеет глубокие личностные источники и связана со всей мотивационной сферой.
Мотив агрессивности как стремление наносить какой-либо ущерб по-разному объясняется психологами. Агрессия представляется как следствие фрустрации (невозможности удовлетворить актуальную потребность). Также причиной агрессии может стать наличие эмоционального перевозбуждения, сопровождаюшегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться. В первом и во втором случае сделает более вероятными агрессивные действия наличие подходящего объекта, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.