Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций

Описание работы

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 141.77 Кб (Скачать)

      Длина каждой из фаз зависит от ситуации. Восприятие без искажения сообщения может быть только в том случае, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: а) интенции (настроения, установки) партнеров, предполагающие активный, двусторонний характер взаимодействия и скоординированности речи; б) включенность партнеров в общий контекст деятельности, близость предмету общения; в) наличие обратной связи, позволяющей раскрыть точность восприятия смысла сообщения партнером; г) умения и навыки общения с людьми.

      Невербальная  коммуникация выполняет следующие  функции: дополнение речи, замещение  речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнеров по общению.

      К невербальным средствам относят  кинесику, праксемику, пара- и экстралингвистику,  визуальное общение. Кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которых лежит общая моторика различных частей тела. Это: мимика, жестика, пантомимика. Праксемика занимается пространственно-временной организацией общения.  Ее сущность в том, что время и пространство (расстояние, положение партнеров по общению) несут смысловую нагрузку в общении. Например, личное пространство зависит от характера взаимоотношений между людьми. Это область непосредственного окружения личности, вторжение в которую вызывает, как минимум, дискомфорт. Личное пространство разделяется на зоны: интимная — до 40 см; личная — до 1,2 м; социальная — до 3,5 м; публичная — более 3,5 м. Каждая зона определяет специфику состояния и направленности общения между людьми.

      Паралингвистика включает в себя характеристики голоса, отражающие особенности передаваемого с речью состояния. Например, громкий голос как бы отодвигает партнеров по общению друг от друга, тихий голос - может привести к недопониманию Ваших слов. Также многозначными могут быть интонации голоса. Это могут быть смысловые интонации, когда мы изменяем голос для выделения определенной части информации. Возможны и интонации, в которых сквозит наше отношение к собеседнику.

      Экстралингвистика  изучает различные несмысловые включения в речь. Например, паузы, которые дает возможность включиться в диалог собеседнику или хотя бы обдумать сказанное, пауза помогает услышать себя и собеседника, воспринять и обдумать его слова.

      В визуальном общении используется специфическая знаковая система — это «контакт глазами». Взгляд партнера, например, может быть: а) деловым, если не опускается ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба, б) социальным, если он направлен на символический треугольник на лбу партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта; в) интимный, проходящий через линию глаз и опускающийся над другие части тела, г) взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

      Тема 2.3 Перцептивная сторона  общения

      Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и усыновления на этой основе взаимопонимания. Каждый из участников общения, кроме передачи послания, является приемником ответной информации. Функция восприятия является очень значимой при организации процесса общения. Особое значение перцептивная сторона приобретает в условиях первого контакта. Первое восприятие создает первое впечатление, которое часто является определяющим при последующих контактах, особенно в своем эмоциональном проявлении.

      Перцептивная  сторона общения во многом определяет: адекватно или неадекватно будет формироваться мотивация последующего общения. В качестве механизмов социальной перцепции выделяют: идентификацию, рефлексию и эмпатию. Идентификация обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает: во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей, во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, поставить себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в пространство, обстоятельства партнера и приводит к его лучшему понимании.

      Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе эмоциональное оценки человека формируется отношение к нему: симпатия, если возникает положительный образ другого, антипатия — отрицательный.

      Под рефлексией в социальной психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу самого процесса познания людьми друг друга с точки зрения изучения содержания межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

      В перцепции возможны ошибки восприятия, в основе которых лежат такие  эффекты как  эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия. Эффект «ореола» — это своеобразное «клеймо» на образ чело века, мешающее видеть его действительное поведение. Поэтом во время общения путем приписывания формируется установи на ранее существовавший образ и искажается восприятие. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависти от порядка и значимости представления информация для оценки личности. Ранее доведенная информация, играет решающую рол при восприятии.

      При восприятии знакомого человека действует  эффект «новизны» и последняя, новая  информация, противопоставленная ранее высказанной, оказывается наиболее значимой. Ошибочное восприятие связано и со стереотипами. Они возникают в силу недостаточного опыта и информации и существует в виде устойчивого образа. В результате возникает упрощенный подход и предубеждение к людям. Существуют стереотипы восприятия профессий, этнические стереотипы и другие социальные стереотипы.

      Таким образом, эффективное общение людей  предполагает обмен информацией, организацию взаимодействия и взаимопонимание. Люди, являясь активным субъектом социального управления и иного взаимодействия, должны не только развивать свои коммуникативные качества, то есть владеть технологией и конкретными техниками общения, но и способствовать оптимизации их у собеседника.

      Стратегии общения рассматриваются в зависимости  от того, какое общение мы имеем  в виду: 1) открытое  или закрытое общение; 2) монологическое или  диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) или межличностное. Также может быть использована и другая типология, отражающая комплексный или, наоборот, очень специфический подход.

      Открытое  общение предполагает желание и  умение выразить полно свою точку  зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение связано с нежеланием либо неумением выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны"; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" — это полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

      В зависимости от содержания, целей  и средств можно выделить деловое, личностное и целевое общение. Деловое общение присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности. Деловое общение сосредоточено на том, чем заняты люди, а личностное - связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека, например, познание себя и себе подобных, отношение к другим людям, к тому, что происходит вокруг и т.д. Целевое общение служит средством удовлетворения специфических потребностей, в том числе потребности в общении с людьми.

      Все перечисленные особенности общения  могут создавать как более  благоприятные условия общения,  так и - неблагопрятные. Причинами  плохой коммуникации могут быть:

      а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

      б) "предвзятые представления" — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

      в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, что трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

      г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

      д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы — заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

      е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

      ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

      Часто факторы, которые отрицательно влияют на общение, называют барьеры общения. Если сгруппировать такие барьеры, то получатся две их основные разновидности: эмоциональные и перцептивные (барьеры восприятия).

      Эмоции, как субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, разделяются на отрицательные и положительные. Если положительные эмоции, как правило, привлекают собеседника, то отрицательные - сказываются негативно на результатах общения. К числу барьеров отрицательных эмоций, сопровождающих коммуникацию следует отнести страх, вину, плохое настроение и негативное отношение к собеседнику. Такие состояния создают напряженность и не способствуют желанию продолжать разговор. К тому же отрицательные эмоции заразительны, что дополнительно заставляет партнера избегать такой источник. Человек может также изначально быть негативно настроенным на любое общение в том случае, если он испытывает тягостные физические или нервные ощущения, разочарован, неудовлетворен собой, испытывает страдание, горе. В этом случае попытки контакта с таким человеком затруднены и требуют очень серьезной подготовленности. Невнимание же со стороны других может усугублять положение, способствовать одиночеству, общественной изоляции эмоционально страдающего человека.

      К перцептивным барьерам можно отнести  барьеры речи и установки. Трудности речи, такие как ее нарушения или затруднения искажают коммуникацию из-за элементарной невозможности услышать передаваемую информацию и понять ее. Установки, т.е. сформированные в результате жизненного опыта оценки, стереотипы, готовность к определенным действиям, отрицательные реакции, предубеждения, лишают возможности быть активным участником общения и воспринимать, что происходит непосредственно в процессе общения. Люди с подвижными установками способны понимать, приспосабливаться к обстановке. Те, же у кого взгляды, установки стабильны часто некоммуникабельны, т.к. они уже заранее и так все про всех знают.

      Тема 2.4 Интерактивная сторона общения

 

      Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Возможные виды взаимодействия обычно делят на две противоположные группы: позитивные (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) и негативные (конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором — создает на ее пути препятствия.

      Наиболее  распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов  взаимодействий на два противоположных  вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д.

      Поведение людей, например, в конфликтных ситуациях, обусловлено их предрасположенностью к ним и осуществляется в следующих формах. Соперничество — как стремление добиться удовлетворения собственных интересов за счет и в ущерб другого человека. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Компромисс — означает взаимное согласие и уступки. Избегание — для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и стремления к достижению собственных целей. Сотрудничество — предполагает нахождение альтернативы, удовлетворяющей интересы обоих сторон.

      Оригинальный  подход к описанию взаимодействия представлен  в транзактном анализе Э. Берна  — направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (Родитель, Взрослый, Ребенок) и учитывать  характер ситуации и стиль взаимодействия.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"