Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось, если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода. Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Что же касается статуса социальной психологии, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук в целом зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.
Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения, некоторые основы которой будут описаны далее.
Как
синоним термина "общение" часто
используется термин "коммуникация".
Поэтому многие характеристики общения
рассматриваются как
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.
В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).
Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.
Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение — это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения (см.табл.9.1).
Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.
В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.
Таблица 2
Эффективное
и неэффективное
поощрение при
педагогическом общении
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно | 1. Осуществляется от случая к случаю |
2. Сопровождается
объяснением, что именно |
2. Делается в общих чертах |
3. Учитель
проявляет заинтересованность |
3. Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащегося |
4. Учитель
поощряет достижение |
4. Учитель отмечает участие в работе вообще |
5. Учитель
сообщает учащемуся о |
5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость |
6. Учитель
ориентирует учащегося на |
6. Учитель ориентирует
учащегося на сравнение своих
результатов с результатами |
7. Учитель
дает сравнение прошлых и |
7. Достижения
учащегося оцениваются в |
8. Поощрение
для данного учащегося |
8. Поощрение независимо от усилии, затраченных учащимся |
9. Учитель
связывает достигнутое с |
9. Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы учащийся с удовольствием выполняет задание либо потому, что оно интересно либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого процесса обучения | 10. Учитель опирается
на внешние стимулы учащийся
старается лучше выполнить |
По
мнению Г.М. Андреевой «при описании
коммуникативной стороны
Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов. В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса — это совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это обеспечивается единой языковой системой, понимают друг друга люди, говорящие на одном языке.
Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В основном различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация — это устная и письменная речь, здесь в качестве знаковой системы используется язык.
Используя речь, коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Устная речь осуществляется в формах монолога или диалога. Предпочтительней для общения является диалог, в ходе которого происходит смена коммуникативных ролей, динамику которой на примере одного из партнеров можно представить в виде последовательности отрезков: высказывание, отношение, восприятие сообщения, подготовка к высказыванию, вновь высказывание.