Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций

Описание работы

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 141.77 Кб (Скачать)

      Каузальная  атрибуция одновременно выступает  как потребность человека в понимании  причин наблюдаемых им явлений и  как способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей. Начало изучению каузальной атрибуции было положено работах Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений», опубликованной в 1958 г. Одновременно в печати появились важные исследования по восприятию человека человеком, где были, установи эффекты влияния последовательности предъявления информации человеке на его восприятие как личности. Существенный вклад развитие этой области знаний внесли работы Г. Келли по теории личностных конструктов — устойчивых когнитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Личностным конструктом называется пара противоположных оценочных понятий (например, добрый — злой», «хороший — плохой», «честный — нечестный»), часто встречающихся в характеристиках, которые данный человек другим людям и происходящим вокруг него событиям. Сквозь призму личностных конструктов, характерных для данного человека, может быть описан его особый взгляд мир. Они же могут служить для предсказания поведения человека мотивационно-когнитивного объяснения.

      Оказалось, что люди с большей готовностью  приписывают причины наблюдаемых  поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим  от человека внешним обстоятельствам.   Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (И. Джоунс, .1979). Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки; При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: (а) близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность; (б)возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия. Если предусмотреть заранее его возможные следствия; (в) преднамеренность (интенциональность) совершенного действия.

      В исследованиях атрибуции ответственности  среди прочих установлены следующие интересные психологические, факты;

      1. Индивиды, которые уже однажды  были виновниками содеянного, склонны  усматривать первопричину действий, подобных совершенным ими ранее  и в аналогичных ситуациях,  в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельствах.

      2. При невозможности отыскать рациональное  объяснение сложившемуся, исходя  из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке.

        3. Большинство людей проявляет  явное нежелание признавать случай  как причину их собственного поведения.

      4. В случае тяжелых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих  кого-либо лично и касающихся  значимых для него людей, человек  не склонен искать причины  этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или Других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся. как, например, родители обычно упрекают себя в несчастиях своих  детей, выговаривают самим детям за тот вред, который был им причинен волей случая.

      5. Иногда жертвы насилия, будучи  очень совестливыми и ответственными  людьми, упрекают самих себя в  том, что явились жертвами нападения,  спровоцировали его. Они уверяют  себя в том, что в будущем,  ведя себя иначе, смогут оградить  себя от нападений.

      6. Имеется тенденция приписывать  ответственность за несчастье  тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»). Это касается  только самого субъекта действия, но и других людей и проявляет - тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.

      Нередко в объяснении причин поведения индивиды мы удовлетворяемся первой пришедшей  в голову мыслью, которая наиболее разумна, удовлетворяет нас и  никем не оспаривается.

      Контрольные вопросы и задания  к разделу 4

  1. Соотнесите  понятия «личность» и «индивид».
  2. Какова роль социальной среды и наследственности в формировании личности?
  3. Опишите основыне этапы и закономерности развития личности.
  4. Дайте обобщенное определение теормину «социализация».
  5. Что такое аттитюд? Каким образом проявляются аттитюды.
  6. Свяжите понятия когнитивный диссонанс и аттитюд.
  7. Что такое атрибутивные процессы личности?
  8. Покажите роль каузальной атрибуции в жизни человека.

      Библиографический список к разделу 4

 
  1. Алфимова  В. И., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии, 2000 №2 с.128 -139 
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 1997.
  3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: 2000 – 288 с.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990
  5. Гримак Л. П. Общение с собой. Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991
  6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986
  7. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально-психологические и экономические аспекты управлений социально-производственными системами. Красноярск: Крас ГАСА , 1998
  8. Кон И. С. В поисках себя.  М.: Политиздат, 1984
  9. Крайк Г.  Психология развития. СПб.: Питер, 2000
  10. Леви В. Искусство быть другим. М.:1981
  11. Марков В. Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности. // Мир психологии 2000, №1, с.250-262
  12. Мендь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности // Соционика и психология 1999, №№ 5-6, с. 6-12
  13. Мишин О. В., Маслоу А. Г. и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопоставления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) //Мир психологии ,1999, №1, с.295-302
  14. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стиливая саморегуляция поведения человека. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.118 -127
  15. Москоленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск ,1989
  16. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте М.:1991
  17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. Книга3-М.: ВЛАДОС, 1995
  18. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое В 2 т. М.: Мысль, 1990 т.1
  19. Основы социально – психологической теории. Учебное пособие / Под ред.: Богомолова Н. Н., Бодалева А. А., Сухова А. Н. – М. :1995 – 421с.  
  20. Парыгин П. Д. Социально-психологический климат коллектива. М.:1991
  21. Психология. Учебник. / Под ред.: Крылова А. А. – М.: 2000 -584с.
  22. Симпатов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность М.:1984
  23. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии, 2000, №2, с.42 –52
  24. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред.: Лабунской В. А. – М.: Гардарики, 1999 - 397
  25. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. М.: ЗАО, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999
  26. Хьелл Л., Зиглер  Д. Теории личности. СПб.: изд-во  Питер,1999

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"